Современный расклад в Украине: денег нет, но вы держитесь
Современный расклад в Украине: денег нет, но вы держитесь
Я не верю в случайные совпадения. Михомайдан, арест сына Авакова, череда громких покушений и убийств – всё это жу-жу-жу не спроста. Да и провальные для БПП результаты выборов в ОТГ не спишешь на «чёрную полосу».
Провал партии Порошенко, особенно заметен на местном уровне, где на непопулярность центральной власти накладывается фактор отсутствия реальных дел со стороны представителей БПП. Часто они только имитируют работу, а по факту заняты освоением финансовых потоков, переделом собственности и «крышеванием» теневых схем. Отсюда и разгул криминала, и разборки в лучших традициях «лихих 90-х», которые СМИ пытаются списать на происки вездесущего Путина. Но почему так кучно пошло именно сейчас?
Ответ, как всегда, нужно искать не в политике, а в материальном базисе. Ни для кого не секрет, что после 2014 г. украинская экономика держится на плаву за счёт внешних заимствований, по-сути, живёт от транша до транша МВФ. Однако этот резерв подходит к концу: текущая программа выполнена на 2/3 и нам предстоит сложный период роста выплат по внешнему долгу. Так, в следующем году Украине придётся выплатить $6,5 млрд. (и это без пресловутого «долга Януковича» в $3 млрд.), затем в 2018-2019 гг. более чем по $8 млрд. в год, и, наконец, в 2021 г. – $10 млрд. Излишне говорить, что денег на погашение задолженности нет.
Совокупные резервы Нацбанка без учёта средств МВФ составляют на данный момент $5 млрд., что на $1,5 млрд. меньше, чем требуется заплатить в 2018 г. Выхода три: 1) дефолт со всеми вытекающими; 2) реструктуризация; 3) новые заимствования для обслуживания старых долгов. Ясно, что неконтролируемый дефолт не устраивает ни правительство, ни международную финансовую олигархию из МВФ, ни «международных партнёров», иначе он был бы допущен два года назад. Реструктуризация уже была проведена и больше на неё не согласятся кредиторы, да и как показывает практика – это лишь временная мера. Остаётся вариант нового транша для обслуживания долга по старому. В МВФ это прекрасно понимают и выдвигают все новые условия «кабинету реформаторов». Собственно, ради этого Фонд и выдаёт кредиты – на подачках государствам-нищебродам не заработаешь. Это способ загнать должника в долговую кабалу, чтобы отобрать у него что приглянется. Вот и теперь «щедрые» дяденьки и тётеньки из-за бугра требуют от Украины отчуждения остатков госимущества на выгодных для себя условиях («прозрачная приватизация»), продажи земли («земельная реформа»), сброса излишних социальных обязательств («последовательная реализация пенсионной реформы» и новое повышение цен на газ), гарантий передела «украинского пирога» в свою пользу, а не в пользу вороватых туземных элит (антикоррупционный суд).
Правительство Гройсмана, как ни делай оно хорошую мину при плохой игре, вынуждено будет принять выдвинутые условия. Иначе очередного транша не видать, а это полный обвал ситуации ещё до парламентских выборов. Всё это неизбежно приведёт (и уже привело) к обмелению финансовых потоков и ручейков, с которых кормятся «лучшие люди». Более того, на горизонте замаячила перспектива полной замены правящих элит на других людей. Дальнейшее содержание чрезмерно дорогой и неэффективной с точки зрения целей внешних инвесторов коррупционной системы признано неэффективным. Налицо все признаки начала системной работы по её замене на ручную администрацию петрушек вроде Саакашвили.
Что же остаётся тем, кто пока ещё остался при должностях и «бабках»? Тем, кто покрупнее – перепрятать непосильно нажитое в безопасных местах, искать надёжную крышу вне украинского политикума или максимально затихариться. Тем, кто помельче, – наоборот, развернуть бурную деятельность, направленную на то, чтобы хапнуть побольше недоукраденного, пока ещё возможно. Естественно, что ожесточённая конкуренция на данном поприще всё чаще приводит к эксцессам. Но это пока только лёгкая разминка. Дальше всей этой шушере необходимо будет доказать свою полезность очередной «демократической власти», которую они всегда, понятно, поддерживали в глубине души.
Зачистка и приведение к порядку сухого остатка постмайданного паноптикума потребует от исполнителей очень крутых мер (но без нового майдана). Словом, развёртывание сюжета «обострение внутривидовой борьбы в условиях сокращения кормовой базы» вступает в свою кульминационную фазу. Учитывая, что большинство населения – корм, остаётся только пожелать, чтобы всё произошло максимально быстро.