Рождественские праздники в учебных заведениях дореволюционного Николаева
Рождественские праздники в учебных заведениях дореволюционного Николаева
В допетровские времена новый год на Руси начинался с 1 сентября, а день 1 января считался языческим праздником, который, естественно, не приветствовался христианской церковью.
Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января, а летоисчисление велось не по старому — от «сотворения мира», а по-европейски — от Рождества Христова. Так 7208 год стал годом 1700-м.
Кроме того, царь повелел праздновать переход на новое летоисчисление семь дней, распахнув двери перед гостями, зажигать ночью праздничную «иллюминацию» из костров прямо на улицах, украсить дома плошками с горящим маслом, поставить на дворах еловые, сосновые или можжевеловые деревья, а бедным обывателям повесить на свои ворота ветви. Так к нам в жилище пожаловала красавица елка…
Предусмотренные указом меры были воплощены в точности, но с окончанием его эпохи рождественские праздники были практически забыты. Вернулись они, в первую очередь в дворянские дома, во второй половине 19-го века.
В дореволюционной России рождественские каникулы начинались всегда 20 декабря (по старому стилю), за пять дней до Рождества. Кто-то в министерских верхах решил, что перед наступающим годом школьникам необходимо набраться сил. И вот на учеников государственных городских и сельских, церковно-приходских и земских, на воспитанников женских и мужских гимназий сваливались целых четырнадцать дней свободы от уроков и домашних заданий.
Интересно, что если где-то в тиши помещичьей усадьбы, либо городского барского особняка ребенок получал, как тогда говорили, домашнее начальное образование, то право на двухнедельные рождественские каникулы он тоже имел. Даже если один учитель обучал одного малыша.
Уже в первый день каникул и гимназистам, и школьникам не разрешали валяться в постели. Педагоги всех учебных заведений постоянно внушали родителям об обязательности соблюдения режима. Подъем, зарядка, умывание, завтрак, уроки. 20 декабря уроков не было, но предпраздничных хлопот хватало. Все дружно готовились к Рождеству. О его приближении сообщал церковный хор, когда под праздник "Введения Богородицы в храм" запел на всенощном бдении "Христос рождается…". В Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, "вифлеемской" звезды, возвестившей рождение Спасителя.
Святки соединились с чествованием Коляды – божества, отождествлявшего зиму. Во время Святок по улицам носили изображение звезды – под этой звездой родился Иисус, - дети с мешками побольше становились под окнами, пели:
Пришла Коляда
Накануне Рождества…
Просили подарков, подношений: жадным грозили: не будет вам благополучия в этом году. Да были ли «жадные»? Детей встречали радостно как вестников счастья, удачи, богатства…
До середины XVIII столетия елка украшалась только съедобными «украшениями» — яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, другими фруктами и сладостями, пастилой и медовыми пряниками. И только, начиная со второй половины XVIII столетия, появляются первые «несъедобные» елочные украшения. На этом этапе они еще были примитивными, изготавливались своими руками из бумаги, яичной скорлупы и еловых шишек, покрытых напылением. Вскоре появляются и первые игрушки, изготовленные мастерами, это были замысловатые фигурки из латуни и чеканки, изображающие, главным образом, сказочных фей и невинных ангелочков.
Сколько хлопот доставляли школьные елки! Только в гимназиях елочные игрушки были покупными, а в слободских школах их изготовляли сами. Потому и приходили ученики в первые дни каникул в свои классные комнаты. Из разноцветной бумаги они клеили длинные цепи, нанизывали на суровые нитки флажки, делали пакеты для рождественских подарков.
Важную, требующую особой осторожности работу – золочение грецких орехов – поручали только самым умелым и аккуратным. Листочком сусального золота оборачивали каждый орех и кисточкой снимали лишнее.
Так в предпраздничных хлопотах проходили целых четыре дня. 24 декабря наряжали рождественскую елку, украшали школьные залы.
А со следующего дня начинались рождественские елки. На школьных елках в слободках читали стихи про Рождество, водили хороводы и пели песни.
Один из первых новогодних праздников в Николаевской области был в Мешково–Погореловской земской школе в 1899 году. Возле украшенной игрушками елки ребята читали стихи, танцевали. Затем им преподнесли подарки. Как писала газета «Южанин»: «…игрушки с елки роздали участникам праздника, а сама ёлка была разломана на веточки, и каждый унёс с собой зелёный подарок на память».
На ёлку, которая состоялась 30-го декабря 1906 года в народной школе имени Жукова, владелец писчебумажного магазина господин Пархоменко пожертвовал «достаточное количество» открытых писем с художественными видами, а владелец мануфактурного магазина господин Баздырев – газ, (легкая полупрозрачная ткань особого газового переплетения) из этих материалов учительницы школы сделали прекрасные бомбаньерки (красиво оформленные коробочки или мешочки для конфет), в которые были положены сладости. Дети из бедных семей получили двойной подарок, стараниями старшей учительницы Гармашевой на средства и при непосредственном участии попечительницы школы госпожи Засухиной были закуплены тёплая одежда и обувь, таким образом ко дню ёлки бедные ученики и ученицы были вполне прилично одеты. В заключение праздника ученики поставили две живые картины:
- «Цветы» - девочки, соответственно одетые, представляли резеду, розу, фиалку и т. д., эта картина сопровождалась декламацией известного по тем временам детского стихотворения «Цветы».
- «Среди цветов» - амур отстраняет змею, подползающую к мирно играющим детям среди цветов. Как писала «Николаевская газета» обе картины «были хорошо выдержаны и произвели прекрасное впечатление".
После картин под аккомпанементы фортепиано начались танцы (полонез и полька).
От правления Николаевского благотворительного общества, во вторник, 26–го и в среду, 27–го декабря 1906 года, в зале Зимнего морского собрания, Николаевским благотворительным обществом, по примеру прежних лет, и с разрешения николаевского градоначальника, были устроены «детские вечера для учащихся и вообще детей». На празднике была ёлка «при электрическом освещении», два хора, горка, лотерея аллегри (разновидность лотереи, в которой выигрыши определяются сразу после приобретения лотерейных билетов), бочка с сюрпризами, танцы, конфетти, серпантин и другие игры, буфеты с чаем, фруктами, сладостями, прохладительными напитками, разными закусками, причём 27 декабря с танцами для учащихся старшего возраста с котильоном (бальный танец французского происхождения) и подарками для котильона. 1907 году 4 января была украшена ёлка по инициативе учащихся комитетской школы №2 по улице Глазенаповская, № 5. В устройстве ёлки принимал деятельное участие председатель комитета контр – адмирал А. Г. Попандопуло, учителя и «сочувствующие этому делу».
Большой новогодний праздник состоялся в Новом Буге в ночь на 1 января 1910 года, в здании 1-го земского одноклассного училища. «Николаевская газета» 3 января 1910 года писала, что на празднике присутствовали и родители школьников. Читались стихи, исполнялись детские песенки, ребятам были розданы подарки. Зачастую праздник ёлки заканчивался демонстрацией туманных картин (на стекле разрисованные красками) при помощи «волшебного фонаря» (оптическое устройство для проектирования изображения на экран — хорошо отражающую свет поверхность).
Такие новогодние праздники в начале 20 века проходили в Голте, Вознесенске, Новой Одессе, Очакове и других посёлках и сёлаха нашей области.
Общегородская ёлка для учащихся школ Николаева была 4 января 1911 года. В празднике участвовали ученики семи николаевских школ, в том числе школ имени Лермонтова, Ломоносова, Гоголя, Жуковского, Пушкина.
С тех пор в нашем городе постоянно проводятся общегородские новогодние праздники. Они стали традиционными и в других городах и сёлах области.