Раскол «Оппоблока»: николаевский аспект
Раскол «Оппоблока»: николаевский аспект
В Украине ходят упорные слухи о грядущем расколе «Оппозиционного блока», который, по имеющейся информации, разделится на две независимые группы.
Одна из них, по всей видимости, будет ориентироваться на Сергея Лёвочкина и олигарха Дмитрия Фирташа при участии в проекте Виктора Медведчука, другую же будет формально возглавлять бизнесмен и нардеп Вадим Новинский, а неформально — олигарх Ринат Ахметов.
О том, как повлияет раскол «Оппозиционного блока» на всеукраинские политические расклады, уже написано немало, а если раскол станет реальностью, то будет написано ещё больше. А в рамках данного материала мы попытаемся посмотреть, как может отразиться этот раскол на политических раскладах в Николаевской области — одном из «базовых» регионов как для Партии регионов, так и для возникшего на её обломках «Оппозиционного блока».
Но для этого нам придётся проанализировать, как развивалось «бело–голубое движение» в Николаевской области накануне драматических событий 2013-2014 года, в их ходе, после них — и к чему оно пришло сегодня.
Конец эпохи Чайки (до сентября 2013 года)
До 2010 года мэр Николаева Владимир Чайка блестяще играл на противоречиях между разными группами депутатов из разных партий, и ПР, хотя и обладала большинством, не играла роль «партии власти». Но после местных выборов 2010 года 60 депутатов из 90 оказались членами фракции Партии регионов. Николаевские «регионалы» демонстрировали завидное единство под руководством молодого «регионала» Артёма Ильюка (в 2012-м году стал депутатом Верховной Рады и покинул горсовет), представлявшего губернатора области, опытнейшего Николая Круглова, связанного напрямую с Николаем Азаровым.
Смерть Чайки в марте 2013 года активизировала противоречия между несколькими группами «старых» и «молодых» «регионалов». Наиболее известным в этом смысле является противостояние между губернатором Николаем Кругловым и молодым главой облсовета Игорем Дятловым. На посту главы облсовета Дятлов ранее сменил Татьяну Демченко — усилиями Круглова, считавшего Дятлова более лояльным. Но после того, как хитрый план Круглова сработал, Дятлов понял смысл фразы «аппетит приходит во время еды».
Слева — Николай Круглов, посередине — Игорь Дятлов, справа - Владимир Пащенко (о нём речь пойдёт ниже)
Круглов был связан лично с премьером Николаем Азаровым, а Дятлов якобы искал покровительства ближайшего окружения Януковича — в частности, сына главы государства Александра. Союзниками Дятлова в этой борьбе были нардепы Артём Ильюк и Николай Жук, вице–мэр Роман Васюков и другие.
Для себя Дятлов пытался добиться поста мэра Николаева вместо покойного Чайки, а когда ВР так и не назначила выборы, претендовал на место Круглова во главе ОГА. А Круглов, в свою очередь, начал готовить «свержение» Дятлова с поста председателя облсовета. Заменить Дятлова Круглов планировал на своего зама Геннадия Николенко.
Борьба эта завершилась вничью: Круглов был избран нардепом на довыборах по 132 округу, победив агробарона Аркадия Карнацкого, и уехал в Киев. Место Круглова занял вышеупомянутый Николенко, другой его зам Вячеслав Рукоманов отправился в отставку — как тогда считали, на заслуженную политическую пенсию.
Большой бабах (сентябрь 2013 года — сентябрь 2014 года)
В дни «Евромайдана» николаевские «регионалы», как говорится, колебались вместе с линией партии: то поддерживали евроинтеграцию, то устраивали оборону ОГА от заезжих бандеровцев, но в основном говорили о необходимости примирения и налаживания диалога в обществе. К примеру, когда 22 февраля «евромайдановцы» валили памятник Ленину, к защищавшим памятник николаевским «антимайдановцам» присоединился лишь депутат горсовета Александр Омельчук.
Остальные предпочли сдаться без борьбы: Игорь Дятлов на ступеньках памятника объявил о сложении полномочий главы облсовета и роспуске фракции ПР, губернатор Геннадий Николенко также подал в отставку, хотя и без спецэффектов.
Обломки кораблекрушения (март-сентябрь 2014 года)
Пережив первоначальный шок от сокрушительного поражения, николаевские «регионалы» стали мало–помалу задумываться о дальнейшей политической судьбе. Вышеупомянутый Игорь Дятлов, похоже, сделал ставку на «регионалов», стремившихся сохранить бренд Партии регионов и начать процесс возрождение пошатнувшейся репутации политсилы. По крайней мере, весной 2014-го года Дятлов замечен на съезде ПР в Киеве, он привлекает в свою команду Александра Омельчука, а также заводит связи с Вадимом Новинским, одним из лидеров «консервативной ПР», имеющим к тому же в Николаеве значительные активы — в частности, два судостроительных завода.
Вадим Новинский
В этой ситуации многие оппоненты Дятлова делают ставку на альтернативные проекты, выкристаллизовавшиеся из обломков ПР. Одним из таких проектов становится Партия развития Украины Сергея Лёвочкина и олигарха Дмитрия Фирташа (который владеет Николаевским облгазом и портом «Ника–тера»). К Партии развития присоединяются Татьяна Демченко, которую с Дятловым связывает стойкая неприязнь, бывший зам Круглова Вячеслав Рукоманов, первый замглавы облсовета Владимир Пащенко и ряд других (например, депутат Николай Машкин).
Сближаются с «Сильной Украиной» Сергея Тигипко бывшие соратники Дятлова по «молодой команде» Николай Жук (официально) и Артём Ильюк (проявляя интерес, держится на некоем расстоянии).
Основной оппонент Дятлова Николай Круглов, похоже, предпочитает отойти в тень. Экс-губернатор не участвует активно ни в каких политических проектах, а в нечастых телеэфирах предпочитает выступать на правах независимого аксакала николаевской политики.
В одной лодке (сентябрь 2014 года — май 2015 года)
В сентябре 2014-го года руководители основных осколков ПР в Киеве решают заключить классический «брак по расчёту»: не испытывавшие ни малейшей симпатии друг к другу группы Новинского–Ахметова и Лёвочкина–Фирташа решают объединиться в «Оппозиционный блок» для получения наибольшего результата на предстоящих внеочередных выборах в Верховную Раду.
Николаевские экс-регионалы, относящиеся друг к другу зачастую враждебно, оказываются в этом смысле поставленными перед фактом. В этих условиях процесс партийного строительства идёт, мягко скажем, непросто.
Первоначально руководство областным штабом, да и фактически «Оппозиционным блоком» в области, отходит Рукоманову (Лёвочкину-Фирташу). К вышеперечисленным членам команды Рукоманова (Демченко, Пащенко, Машкин) присоединяется экс-нардеп Сергей Майборода. Однако это положение дел не слишком устраивало Дятлова.
После затянувшейся до весны 2015 года серии переговоров, в т.ч. с участием высокого партийного начальства из столицы, николаевские структуры «Оппозиционного блока» хирургическим образом делят на две половины. Городская организация должна отойти Дятлову (читай — группе Новинского), областная — Демченко и Рукоманову (Лёвочкину-Фирташу).
Положение областной команды «оппозиционеров» немало осложняется тем, что Фирташ ведёт в регионе свою игру: во главе областной организации ему нужен свой человек, а не человек Лёвочкина. «Своим» для Фирташа оказывается сперва директор «Ника–теры» Александр Гайду, а потом — и вовсе не связанный с регионом нардеп Александр Нечаев.
В этой ситуации Новинский добивается для Дятлова поста первого заместителя главы областной организации «Оппозиционного блока». Система с разделением партийных организаций на сферы влияния Новинского и Лёвочкина рушится. Рукоманов и Демченко предсказуемо отказываются работать с Дятловым и покидают проект.
К новым берегам (май–октябрь 2015 года)
Накануне местных выборов 2015-го года на голоса бывших сторонников Партии регионов претендуют три основные политические силы.
«Оппозиционный блок» в результате описанных выше скандалов и интриг оказывается под полным контролем группы Дятлова (Новинского). Формальный глава партийной организации — человек Фирташа Нечаев — «точки опоры» и фактического влияния не имел. Кандидаты, попадающие в списки «со стороны», признают главенство Дятлова. Переходят к нему ещё недавно «рукомановские» Пащенко и Майборода — впрочем, без какой–либо пользы для себя. Несколько особняком стоит общественник Максим Невенчанный — присоединившийся к «Оппозиционному блоку» глава николаевской ячейки «Украинского выбора» Медведчука. У Невенчанного — крайне натянутые отношения с Дятловым.
Конкурентом «Оппозиционного блока» является «Новая Держава» — союз коммунистов, оставшихся без партии после запрета деятельности в Украине их политсилы, с представителями «группы Лёвочкина» Демченко (возглавляет областной список) и Рукомановым (возглавляет технологический штаб).
Наконец, партию «Видродження» в Николаевской области представляет бывший «регионал» Артём Ильюк, которому решение идти отдельно от «Сильной Украины» самовыдвиженцем принесло в 2014 году победу на мажоритарном округе.
Артём Ильюк
«Видродження» и «Новая держава» не проходят в городской совет, но проходят в областной. При этом «Видродження» попадает туда буквально чудом, получив 5 целых и ровно одну сотую процента голосов избирателей. Злые языки неоднократно называли творцом «чуда» тогдашнего губернатора Вадима Мерикова, заинтересованного в том, чтобы уменьшить влияние в облсовете «Оппозиционного блока» и «Новой державы».
Наилучший результат на местных выборах предсказуемо показывает «Оппозиционный блок»: он получает почти половину мест в горсовете Николаева. При этом его результат по области в полтора раза хуже — хотя первое место и здесь осталось за ними. Но на этом хорошие новости заканчиваются: так, Дятлов неожиданно проигрывает выборы мэра Николаева Александру Сенкевичу.
Сенкевич
И на этом разочарования только начинаются. И в городском, и в областном советах «оппозиционеров», несмотря на внушительное число депутатских «штыков», уверенно оттирают от власти и отказываются вести с ними какой–либо диалог.
Не слишком благополучно идут дела и в самом «Оппозиционном блоке»: так, не прижился во фракции «медведчуковец» Невенчанный, покинувший ряды «оппозиционеров» в марте 2016-го. Ряд депутатов намеревается перейти в партию «За життя», которую в области возглавил «перебежчик» Пащенко (некогда выдавленный Дятловым из Оппоблока).
Правда, при новом губернаторе Алексее Савченко позиции «Оппозиционного блока» заметно улучшаются: партия получает пост вице–мэра (его занимает «дятловец» Омельчук), квоту в исполкоме и другие блага. Если учесть, что происходит всё это при активном содействии губернатора, не такими уж беспочвенными кажутся слухи о наметившемся сближении между Администрацией президента Порошенко с одной стороны и группой Новинского и Ахметова — с другой.
Вместе с тем, в этой ситуации «Оппозиционный блок» уже не может, конечно, претендовать на имидж непримиримых оппозиционеров и борцов с режимом. Эту функцию взяли на себя вышеупомянутые Татьяна Демченко и Максим Невенчанный, которым, впрочем, явно не хватает поддержки в виде должного количества депутатских «штыков».
Невенчанный
Накануне нового шторма
Попробуем же разобраться, как может изменить политический расклад в Николаевской области раскол «Оппозиционного блока».
Больше всех в этом случае потеряет Игорь Дятлов, основным активом которого сегодня является монополия на «оппозиционный» бренд. Многие действующие депутаты, в том числе обладающие достаточным влиянием и ресурсом, сохраняют лояльность Дятлову лишь ввиду наличия у него этой монополии и в случае, если «Оппозиционный блок» прекратит существование, могут отколоться от него.
А вот для Демченко, Рукоманова и Невенчанного раскол в «Оппозиционном блоке», напротив, открывает новые и заманчивые возможности. Для успешной политической деятельности у них есть и опыт, и связи, и импонирующая протестному электорату воинственная риторика — не хватает лишь солидного всеукраинского политического бренда.
Рукоманов и Демченко
В случае если Лёвочкин и Фирташ при поддержке Медведчука действительно побьют горшки с «Оппозиционным блоком» и начнут создавать этот бренд, приложив к этому имеющиеся у них ресурсы, то они могут получить прекрасную возможность вернуть (для Демченко и Рукоманова)/усилить (для Невенчанного) свои позиции и, в частности, рассчитаться с Дятловым за былые обиды.
Итак, основная драка за «оппозиционное наследство» (а в более широком смысле — за наследство Партии регионов) ожидается именно между группами Дятлова с одной стороны и вероятным союзом Демченко, Рукоманова и Невенчанного — с другой. Погреть руки на огне этой борьбы наверняка постарается «За життя» во главе с Пащенко: по имеющейся информации, многие бывшие «регионалы» предпочтут пересидеть тёмные времена в тихой гавани этой политической силы.
Тёмной лошадкой в этой истории является «Видродження», и лидер николаевской ячейки этой политсилы Артём Ильюк, обладая депутатским мандатом, может попытаться «продать» его, встав на сторону одной из воюющих сторон, либо, подобно Пащенко и Майбороде, извлечь из конфликта собственную политическую выгоду.
Как бы там ни было, раскол «Оппозиционного блока» почти наверняка позволит существенно оживить политическую жизни на крайнем фланге николаевской политики. И — кто знает? — не выкуется ли в результате этих процессов нечто принципиально новое и интересное?