Прометей: история успеха
Когда на заре независимости студент Николаевского кораблестроительного института Рафаэль Гороян решил создать зерноторговую компанию, он долго ломал голову над названием будущего детища. В голове витало множество вариантов - называть «корабль» кое-как не хотелось. Идея пришла сама собою, окрестить компанию решил под стать ключевой продаваемой культуре – подсолнуху. Так, на свет появилась фирма с одноименным названием известного сорта цветка солнца – «Прометей».
ЧУВСТВОВАТЬ РЫНОК
В нынешнем году фирма «Прометей» празднует двадцатилетний юбилей. Однако уже в начале 90-х ее основатель Рафаэль Гороян, будучи не намного старше - 24-летним выпускником института, уже стал миллионером. Оглядываясь на пройденный путь, аграрий вспоминает, что первый капитал скопил на бартерных сделках.
«Первое, чем я занимался – покупал дизтопливо на Кременчугском НПЗ и реализовывал сельхозпроизводителям. Тогда это было можно. Затем переключился на закупку, торговал подсолнечником. Так и заработал первый миллион», - рассказывает Гороян.
Кроме подсолнечника компания также занималась куплей-продажей пшеницы и ячменя. С момента образования «Прометея» и до сегодняшнего дня бизнесмен лично занимается торговлей, все переговоры ведутся исключительно владельцем. Гороян объясняет это не столько недоверием к менеджменту, сколько собственным умением чувствовать рынок. Бизнесмен признается, что за 20 лет «выработал чутье, которое нигде не купишь».
Со временем компания вышла на экспорт, чему способствовала покупка припортового терминала рядом с причалом. Рафаэль Гороян вспоминает, что в лучшие годы удавалось экспортировать более 300 тысяч тонн зерна. Однако в этом торговом сегменте фирма столкнулась с трудностями. Перефразируя известное высказывание: в Николаевской области можно не любить «Нибулон», но не считаться с ним невозможно. Так произошло и в случае с «Прометеем». Успешно экспортируя продукцию до 2008 года, компанию вытеснило с этого сегмента детище Алексея Вадатурского.
«С причала мы напрямую грузили продукцию на корабль. Однако после серьезных инвестиций «Нибулона» они грузили намного больше, быстрее. Мы остались позади», - сетует аграрий.
В то же время собеседник добавляет, что на конкурента зла не держит, ведь «бизнес есть бизнес». Тем более, по словам Горояна, второй, не менее важной причиной закрытия экспортного направления, стало то, что государство перестало возвращать НДС. Когда цифра по НДС стала шестизначной, предприниматель перестал заниматься экспортом.
СТРОИТЬ ДЕШЕВЛЕ
Аппетит приходит во время еды – новоиспеченный бизнесмен так вошел в раж, что решил и далее инвестировать в агросектор. Началось все с инфраструктуры и строительства. Компания приобретала технику, КАМАЗы, затем начала строить элеваторы. В последнем случае Горояну пригодился опыт корабела и… армянское происхождение.
«В Армении после землетрясения 1988 года вся страна строилась. И мне приходилось, так что все это дало практику, много строительных нюансов оттуда понимал. Кроме того, я нашел первоклассных специалистов. Так, появилось наше строительное направление», - отмечает владелец компании.
Стоит отметить, что «Прометей» занялся строительством не только в агросекторе, однако одним из ключевых направлений стало сооружение элеваторов. Гороян подчеркивает, что строит их по собственной технологии, по проекту, который не один год проверен.
«Это клюшки, бетонные стены, крыша, верхняя - нижняя галерея, сушилка и сепарация. Ничего сложного нет», - убеждает он.
Чтобы применять более современные технологии, по его мнению, нужны баснословные деньги. Бизнесмен берет в руки ручку и листок — просчитывает смету. По его словам, строительства элеватора силосного типа обходится в 9-10 миллионов долларов, тогда как он аналогичный элеватор обещает построить в три раза дешевле. При этом Гороян утверждает, что гарантия на силосный элеватор составляет 10-12 лет, тогда как на бетонный горизонтальный – и 300 и 500 лет.
Аргументы, что бетонные элеваторы – рудимент прошлого, и что так уже никто не строит, он отметает. По его мнению, подобные мысли распространяют продавцы силосов. Другими словами – «те, кто придумал эти технологии, продают их и это стимулирует финансовые институции». Важно отметить, что предметом особой гордости предпринимателя является то, что кредитный портфель компании равняется нулю.
Что же касается качества хранения, то Гороян убежден, что у бетонных элеваторах зерно сохраняется лучше, чем у конкурентов.
«На самом деле, в горизонтальном элеваторе зерно дышит, естественным образом дозревает, сушится. Его не надо так травмировать. Особенно подсолнечник. Его в принципе нельзя хранить в вертикальном элеваторе. Тут нужен небольшой слой, чтобы дышать, а через верхнюю - нижнюю галерею периодически перебрасывать.
Пускай обслуживание нашего элеватора обойдется не намного дороже, пусть в 10-20%, но мы выиграем в цене в строительстве», - констатирует он.
Помимо строительства «Прометей» также предлагает услуги по хранению зерна на трех своих элеваторах. Несмотря на убеждение, что сегодня даже хозяйства средней руки могут позволить бетонный элеватор, Гороян считает лишним для агрария иметь собственные складские мощности.
« Элеваторами должна заниматься одна компания, производством – другая. Даже в производстве должны участвовать несколько игроков, кто-то имеет технику, а кто-то ее заказывает. Здесь качества намного больше», - утверждает он.
А ТЕПЕРЬ И ВЫРАЩИВАТЬ
Рафаэль Гороян в бизнесе придерживается принципа «тише едешь – дальше будешь», не забывая, однако, и о движении вперед.
Не удивительно, что Прометей» со временем решил расширить строительную и торговою линейку. Для этого предприятие обзавелось собственным хозяйством с 2 тыс. га земли, свиньями и даже страусами.
Последние, по его признанию, приносят больше удовольствия, чем денег. Этого не скажешь про свиней.
Сегодня компания активно развивает свиноводство, а именно выращивание 2-х и 3-х породного поголовья свиней беконного типа, с высоким содержанием в туше постного мяса и тонким слоем подкожного жира. Кроме того, «Прометей» имеет опыт в реализации свиней живым весом.
Вспоминая первые шаги «на земле», бизнесмен отмечает, что сначала выращивали пшеницу, рапс, подсолнух. Затем «начали использовать науку» - сажали сорго и кукурузу. Однако земля «выплюнула» и дала понять, что это не наши культуры.
Гороян признается, что растениеводство для него новое направление, однако, несмотря на промахи, готов им заниматься и в дальнейшем.
«Даже в убыток я должен этим заниматься, научиться, чтобы, когда разрешили продажу земли, я жестко вошел на рынок. Не хочу остаться у разбитого корыта: вошли и не знаем, что делать», - заметил он.
В то же время, Гороян подчеркивает, что в отличие от многих в земельном вопросе не страдает гигантоманией. Философия проста - если расширять земельный банк, то не в погоне за соседом или за модой, а отталкиваясь от кадровых и финансовых возможностей. В связи с этим потенциал увеличения земельного банка в ближайшие годы он осторожно оценивает в 5 тыс. га. В дальнейшем допускает и до 10 тыс.
«Это украинская жадность. Как в анекдоте: «а там я ще буряки посаджу». Я должен четко видеть свои поля, объездить их хотя бы раз в неделю, увидеть, насколько добросовестно поработали агрономы, руководство. Не хочу такого, что будет 100 тысяч гектаров, а это все выйдет из-под контроля», - констатирует владелец «Прометея».
«ПРОМЕТЕЙ» СЕГОДНЯ
Аграрий не скрывает, что сегодня компания «Прометей» владеет мощной торговой группой, «с которой не может конкурировать ни одна даже крупная компания». По его словам, структура представляет замкнутый цикл: торговец ищет зерно, нанимает у «Прометея» транспорт и возит на его же элеватор. Потом уже зерно продают крупным зернотрейдерам, таким как «Нибулон», «Кернел» или «Суффле».
Сегодня в планах компании дальше инвестировать в строительство элеваторов, расширять земельный банк, а также поголовье свиней. История «Прометея» демонстрирует, что амбиции владельца «Прометея» Рафаэля Горояна в соединении с неспешными выверенными шагами к их реализации давали успешные результаты. Похоже, принцип «тише едешь –дальше будешь» неплохо работает в агробизнесе.