Преступление и наказание: за что в Николаеве сажают надолго

24.03.2010 в 15:36

Можно ли в нашем демократическом, правовом государстве оказаться под давлением мощных государственных структур? В одночасье потерять все: гражданство, бизнес, свободу, и как следствие — здоровье? Возможно ли, чтобы все обращения и жалобы в соответствующие структуры попросту игнорировались, и человек остался один на один со своими проблемами? Увы, есть примеры, что ответ на все эти вопросы будет утвердительным.


Мгер Гарутюнян — известный в городе предприниматель, владелец и директор строительной фирмы «Инвестстрой Плюс». На протяжении многих лет он инвестировал деньги в развитие Николаева, построил в городе несколько офисных зданий, жилых домов и т. д. Всего — более 10 000 квадратных метров первоклассных помещений. Конечно, каждый, кто ведет в нашем городе, нашей стране свой частный бизнес, может подтвердить, что вести его вовсе без каких-либо нарушений, уловок, поисков, лазеек в действующем законодательстве — невозможно. Как говорится, «кто без греха, пусть первым бросит камень». И конечно, за нарушения закона нужно наказывать. Но только вот тяжесть наказания обязательно должна соответствовать нарушению, а иначе самые благие намерения со стороны государственных инстанций по защите законности попросту превращаются в произвол. История же Мгера Гарутюняна напоминает сюжет голливудского блокбастера «Враг государства».


15 мая 2009 года в кабинете следователя Мгер Гарутюнян был задержан. Основанием стало возбужденное уголовное дело по статье ст. 365 УК Украины (Превышение власти или служебных полномочий).


История эта начиналась так. В апреле 2006 года ЧП «Инвестстрой Плюс» в лице Мгера Гарутюняна выкупило у людей, проживающих по улице Потемкинская, 114, их домовладения. Практика, скажем прямо, для нашего города не частая. Большинство застройщиков в Николаеве предпочитают действовать по-другому: приходят во двор, ограждают строительным забором облюбованную территорию — и вперед, за сверхприбылью. Под застройку может попасть все что угодно: детская или спортивная площадка, зеленая зона, место для сушки белья и т. д. А так, чтобы все по-человечески: договориться, заплатить полную сумму – это редкость большая. Слишком дорого получается, не выгодно.


Сразу отметим – для всех участников этой сделки не было секретом, что их ветхое домовладение предприниматель выкупает «по снос», для того, чтобы на этом месте построить новое здание. И всех это устраивало: жители получили свои деньги, строители – площадку для строительства. Продал свою долю по этому же адресу и некто Дмитрий Григорьев.


Представители ЧП «Инвестстрой Плюс» приступили к строительству на месте старого, выкупленного у прежних владельцев строения. Вот тут-то и начались неожиданности. Григорьев предъявил документ, подтверждающий право собственности на якобы «жилое помещение», под которое ему выделили даже 447 метров земли. Оказалось, что за год до продажи Григорьев зарегистрировал свой сарай как жилой дом (сам Григорьев утверждает, что сарай под жилье он «переоборудовал») и присвоил ему отдельный адрес: ул. Потемкинская 114/1, причем при продаже своей доли домовладения об этом благоразумно умолчал. Фирма, ничего не подозревая, начинает строительство — и тут появляется г-н Григорьев с предложением выкупить у него «сарай-дом», причем по цене, измеряемой в сотнях тысяч долларов! Правильно все рассчитал Григорьев: домовладение старое уже выкупили, на изготовление проекта сотни тысяч потратили - куда они денутся?! Здорово похоже на обыкновенный шантаж, не правда ли? А когда Гарутюнян все же во второй раз покупать уже проданную Григорьевым долю собственности отказался, тот пригрозил не допустить строительства.


Григорьев подал иск в суд. Начались долгие судебные тяжбы. Параллельно обиженный «домовладелец» обращается и в милицию: «Караул, повредили мое жилище, нанесли материальный ущерб!», умалчивая, что речь идет об обыкновенном сарае площадью 23 кв. м! Трижды сотрудники Центрального РОВД проводили проверку по заявлениям Григорьева — и трижды отказывали в возбуждении уголовного дела: нет здесь состава преступления!


Однако случается неожиданное: 29 апреля 2009 года на свет появляется новое постановление, на этот раз прокуратуры - о возбуждении уголовного дела, в котором фигурирует ст. 365 ч. 3 УК Украины (Превышение власти или служебных полномочий). Из постановления следует, что вследствие повреждения жилых и уничтожения хозяйственных построек по улице Потемкинская, 114/1 Дмитрию Григорьеву был нанесен ущерб в 66 тысяч 909 гривен. 18 мая 2009 года суд Центрального района города Николаева принял решение об избрании меры пресечения для Мгера Гарутюняна содержание под стражей.


С тех пор Мгер Гарутюнян вот уже 11 месяцев находится в камере предварительного заключения. Уголовное дело в отношении его заведено по ч. 3 ст. 365 УК Украины. Именно третья часть данной статьи подразумевает превышение власти или служебных полномочий, причинившее тяжкие последствия. Наказание по этой статье предусматривается в виде лишения свободы сроком от семи до десяти лет. «Тяжкие последствия» - это повреждение сарая. Гарутюняна обвинили в том, что он при проведении строительных работ нанес ущерб гражданину Григорьеву в «особо крупных размерах»: деревянный сарай, сооруженный, судя по документам, несколько десятков лет назад, оценили почти в семьдесят тысяч гривен! В свою очередь адвокаты Гарутюняна заказали у независимого квалифицированного эксперта проведение оценочной экспертизы того самого разрушенного сарая. Независимая экспертиза оценила стоимость сарая... в 1983 грн. 40 копеек! Более того, многие люди, проходящие в уголовном деле как свидетели, даже не могли с точностью сказать, а был ли там вообще когда-либо сарай!


Но даже если предположить, что разрушенный деревянный сарай действительно был, более того, являлся особо ценным для города объектом и действительно стоил 70 тысяч гривен, остается непонятным, почему это «запутанное» и «страшно криминальное» дело тянется в судах так долго? 11 месяцев Гарутюнян сидит в СИЗО, за это время он неоднократно обращался с просьбой изменить меру пресечения на подписку о невыезде, но суд ему отказывал. У Гарутюняна сильно подорвано здоровье, у него есть соответствующие документальные тому подтверждения, но судья Центрального районного суда г. Николаева Галагуза не изменяет меру пресечения. Гарутюнян предлагал даже внести сумму залога, превышающую сумму нанесенного ущерба, который он, якобы, нанес гражданину Григорьеву, но прокуратура при рассмотрении этих ходатайств в судебном заседании категорически возражает. Не принимается во внимание то, что Гарутюнян уже долгое время ведет бизнес в Николаеве, у него здесь семья — жена и ребенок, есть недвижимость. Неужели он настолько опасен для общества (или, может быть, для николаевских сараев?), что его просто нельзя выпускать на свободу. Суд не выносит никакого приговора, а процесс все тянется и тянется.


За 11 месяцев, которые Гарутюнян находится за решеткой, на возглавляемом им предприятии «Инвестстрой плюс» прошли массовые проверки. В результате этих проверок было возбуждено новое уголовное дело в отношении Гарутюняна, и наложен арест на его имущество.


Кроме того, Мгеру Гарутюняну было предъявлено еще одно обвинение, по ст. 279 УК Украины - «перекрытие автомагистрали», и в качестве «вещественного доказательства» был изъят его личный автомобиль! Помимо этого, по ходатайству прокуратуры суд отменил выданный ранее Гарутюняну документ о праве собственности на помещение магазина по пр. Ленина, 10 — и здесь нашли к чему придраться.


Одним словом, в настоящее время в отношении Мгера Гарутюняна идут дела сразу в нескольких судах Николаева. В Центральном районном суде Николаева рассматривается уголовное дело по ст. 365 ч. 3 УК Украины (превышение служебных полномочий), ст. 279 ч. 1 УК Украины (перекрытие автомагистрали), параллельно в этом же суде рассматривается дело по ст. 212 ч. 3 УК Украины (уклонение от уплаты налогов), ст. 366 ч. 2 УК Украины (подделка документов). Помимо этого в административном процессе представителями «Инвестстрой плюс» оспаривается акт проверки налоговой милиции. Сам Гарутюнян уже 11 месяцев ждет решения суда в СИЗО. Деятельность его фирмы продолжают проверять все мыслимые и немыслимые инстанции, на личное имущество Граутюняна и имущество принадлежащего ему предприятия наложен арест, изъят автомобиль.


Что же такого натворил незадачливый предприниматель с армянской фамилией? Почему на него так ополчилась прокуратура? Действительно ли он настолько опасен для общества, что его надо почти год держать в тюрьме, раз за разом отказывая в изменении меры пресечения? Ведь, как известно, современная украинская Фемида - дама весьма демократичная, зачастую, даже слишком. В украинских СМИ постоянно приходится читать информацию о том, как суд выпустил под подписку о невыезде убийцу, насильника, грабителя и т. д. Сокрушенно качают головой милиционеры, разводят руками прокуроры – ничего сделать не можем, суд решил. Такие случаи, кстати, неоднократно имели место и в самом Николаеве, и в Николаевской области. А тут какой-то сарай… Почему, интересно, правоохранительные органы проявили такую потрясающую принципиальность именно в этом случае? Ведь в городе полно примеров незаконных, да что там незаконных – варварских действий. Например, осенью 2008 года варварски была уничтожена значительная часть сквера имени героев-чернобыльцев. Городу был нанесен ущерб на сумму свыше 320 тыс. гривен! Но почему-то не торопится прокуратура возбуждать уголовное дело по этому случаю, не задерживает виновников, которые спокойно гуляют на свободе. Хотя 320 тысяч – не 66, и ущерб нанесен не одному человеку, а всему городу. Прокуратура на факт уничтожения сквера вообще никак не отреагировала – вроде так и надо. А вот за какой-то сарай готова засадить человека на всю катушку. Что-то здесь не так.


Ларчик открывается просто: Мгер Гарутюнян — зять и компаньон известного в Николаеве бизнесмена, президента концерна «Прометей» Рафаэля Горояна. А вот Гороян уже почти три года находится в открытом конфликте с областной прокуратурой и лично главным прокурором области. Вот тут-то, как говорится, и собака зарыта. Давление через родственников и близких – давно известный и хорошо отработанный прием. А Мгер Гарутюнян просто первым подвернулся «под руку».


То, что личный конфликт между предпринимателем Горояном и прокурором Стояновым продолжается и по сей день, подтверждает и недавнее интервью областного прокурора, опубликованное на одном из Интернет-сайтов. Главный защитник интересов граждан, человек, которому надлежит контролировать соблюдение законов в регионе, конституционные права и свободы граждан, вне зависимости от их национальности или социального статуса, позволил себе опуститься до откровенных оскорблений. Так, в отношении Горояна, Стоянов сказал следующее:


- Неужели я буду пачкать руки об этого негодяя? О нем так много говорили в прессе, а ведь он никому не интересен. Когда Гороян здесь пикетировал прокуратуру, обливал всех грязью – все радовались. Человек «непонятной наружности» приехал и «пачкает» государственную структуру. Не прокурора Стоянова, а всех жителей этого города. Ведь Стоянов ничего «левого» не делал и не делает. Я все делаю только для людей… А на счет него, вы лучше у него спросите – кому он реально помог? Что полезного сделал?


Оставим на совести прокурора слова о «непонятной наружности», которые, при желании, можно трактовать как разжигание межнациональной розни, но и все остальные выражения для главного блюстителя Закона в области совершенно недопустимы. И если уж прокурор, хорошо знающий цену слову, не сдерживает себя в выражениях, какое еще нужно доказательство наличию конфликта между ним и Горояном? А теперь представьте себе возможности прокурора области и бизнесмена, и вам станет понятным источник всех злоключений Мгера Гарутюняна.


Возможно, кто-то, прочитав статью, скажет: мол, так им и надо, понаехали и командуют! Прежде, чем так говорить, подумайте, уважаемые читатели, вот о чем. Живем мы с вами в стране, прямо скажем, далекой от совершенства – во всех смыслах. И каждый, кто занимается хоть каким-нибудь бизнесом, знает, как тяжело, подчас невозможно, хоть что-нибудь, да не нарушить. Нарушают, в той или иной мере, все. И все, следовательно, ходят под Дамокловым мечом наказания. Так что вопрос о соотношении «преступления-наказания» рано или поздно может возникнуть для каждого. И каждый может попасть в такие же жернова, в какие попал Мгер Гарутюнян: когда ничего не возможно доказать, когда тебя никто не хочет слышать, когда апеллировать и не к кому, и бесполезно. Когда дровяной сарай оценивают в 70 тысяч, а за его снос почти год держат в тюрьме – и неизвестно, сколько еще продержат. А вся твоя вина, по большому счету, заключается в том, что ты родственник, друг, компаньон «не того» человека.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив