Постскриптум… Блин!..
27 ноября в Русском драматическом театре прошла премьера пьесы молодого московского драматурга Сергея РЕШЕТНИКОВА «Р.S. Блин!..». На театральной афише обозначен жанр спектакля: «Комедия, как моя жизнь, со всеми орфографическими и прочими ошибками».
Не будем томить читателя и сразу скажем, это не комедия. Это история поколения, которое устало от «эпохи перемен». Настолько устало, что подростковый адреналин способен вырабатываться от буржуазной стабильности и предсказуемости завтрашнего дня.
Сюжет голливудский. На сцене общество анонимных алкоголиков. Шесть персонажей сидят на стульях и мечтают избавиться от тотальной зависимости к спиртному. Лечиться вместе легче. Никто не хочет проявить индивидуальную волю и перестать пить. Индивидуальная воля сродни творческому акту. Коллективное страдание – удел слабых людей.
Общество анонимных алкоголиков предлагает традиционный путь избавления от пьянства: нужно сделать так, чтобы твоя проблема стала достоянием всех.
Анонимные алкоголики по очереди встают и начинают публично исповедоваться в зрительный зал. Впечатляет. Скучные истории больных людей выглядят мазохистскими монологами.
Исповедь звучит примерно так.
- Я много пил. Мне нравилось спиртное. Блаженная жидкость падала в желудок, и мир становился другим. Красивые женщины вокруг смеялись и были доступны, пьяные барышни слабые на передок… Хорошее время!..
Или чуть поскучней.
- Спиртное помогало мне бороться с безысходностью. Я не видел для себя будущего, а водка открывала мне новые горизонты надежды. Дежурные проблемы отступали в сторону, жизнь становилась такой легкой и прекрасной. Семья ушла от меня, зато появились новые друзья, затем и друзья ушли. Организм требовал алкоголя все больше и больше, я попал в плен к зеленому змию…
И так далее. Все персонажи исповедовались заполненным партеру, ложам и бенуару. Зрители внимали с интересом, пока очередь не дошла до писателя Михаила Блинова (актер Вячеслав КУШИКОВ). Драматург рассказал свою историю, которая и стала сюжетной линией пьесы.
Драматичная история без драматургии. Студенческое общежитие в эпоху перемен. Студент Блинов живет, учится, женится, разводится, живет с любимой девушкой в гражданском браке и… пытается реализовать себя в литературе. Он сценарист и пишет разные истории для театра. Ему трудно пробиться в «известные авторы», поэтому молодая пара бедствует.
Елизавета (актриса Виолетта МАМЫКИНА), подруга начинающего драматурга, стойко переносит все тяготы и лишения совместной жизни с творческим человеком. Она верит в его талант и готова терпеть дальше, но… не готов терпеть сам Блинов. Он кодирует себя от алкоголя («вшивает торпеду») и с утроенной энергией стучит по клавишам печатной машинки. Напрасно. Его пьесы отвергаются столичными и провинциальными театрами. Семья голодает. Беременная Елизавета нуждается во фруктах, а денег нет даже на простую картошку.
Вокруг молодых людей кипит параллельная жизнь. Успешные однокурсники делают карьеру, зарабатывают деньги, ведут насыщенную жизнь. Трезвый Блинов сидит в общаге за старой машинкой и… стучит, стучит, стучит…
Вечная бытовуха. Мужчина не может прокормить женщину и… страдает. Страдает так сильно, что бросает свою невостребованную писанину и отправляется разгружать вагоны с бананами. Через некоторое время у него появляются деньги, связи контакты, но… пропадает любовь. Девушке интересен будущий успешный драматург, а не сегодняшний удачливый грузчик. Она не выдержала. Сломалась. Сделала аборт и уехала работать по контракту в Нью-Йорк. Сценарист очнулся, огляделся по сторонам и сделал выбор.
Его жизнь продолжается. Михаил Блинов постепенно выростает из грузчика в успешного бизнесмена. У него свои вагоны и бригады работников. Он окончательно забыл о литературе и «… только ночью, после трудного дня, где-то внутри пищит маленьким щенком глубокая тоска по творческой муке». Вот и весь сюжет.
Финал спектакля – репортажный. Автор не затруднил себя игровым действом и разрешением конфликта. Главный герой произносит монолог, в котором долго и монотонно рассказывает о своей дальнейшей судьбе.
Пьесы современных драматургов сегодня в Украине ставят мало. Их почти никто не читает, поскольку это вроде бы и не литература. Зато очень много говорят «о трагедии современного театра, который переживает дефицит современных пьес». Одни критики связывают это с общим упадком театрального искусства, другие, наоборот, считают, что современная пьеса существует, но «театр совершенно не готов ее воспринять».
Оставим критикам возможность свободно дискутировать на страницах глянцевых журналов. Театральная пьеса – это, прежде всего, история, которую нужно донести до зрителя постановочными инструментами. Все истории, от анекдота до милицейского протокола, излагаются по единому принципу, который придумал еще Аристотель. Повествование должно иметь сюжет с динамичной перипетией, конфликт и его разрешение. Если этого в пьесе нет, значит, история плохая.
Постскриптум… Блин!.. Мне показалось, что нас всех обманули. Молодой московский драматург обкатал свою пьесу в провинции и зрители почувствовали себя провинциалами. «Комедия, как моя жизнь, со всеми орфографическими и прочими ошибками» оказалась действительно со всеми ошибками. Хороший замысел превратился в скучную лабораторную работу сценариста. Присутствующему писателю дежурно хлопали.
Если бы не замечательная игра молодых актеров (Виолетта МАМЫКИНА, Евгений ОЛЕЙНИК, Андрей КАРАЙ, Алексей МЕЖЕВИКИН, Людмила КУРМЕЛЬ, Алена ЛАВРИНЕНКО, Елена ЛЯШЕНКО), то нас обманули бы окончательно. Режиссер-постановщик спектакля Сергей ЧВЕРКАЛЮК «выжал» из этой истории все возможное, но постановочных инструментов для реанимации слабого сюжета ему не хватило. В общем, постскриптум… Блин!..