Пособие для кладоискателей
Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры в Николаевской области несколько лет подряд собственными силами реализует полезный проект. Это учреждение издает справочники о наличии и состоянии памятников археологии в нашей области. Вышли в свет книжки об Очаковском, Новобугском, Братском и Веселиновском районах. Работа продолжается.
Археологи планируют составить полный список древних поселений, курганов, могильников и городищ с конкретной географической привязкой к местности. Каждый памятник имеет свой охранный номер и числится сегодня на балансе того или иного сельсовета.
Что это такое и зачем снабжать такой подробной информацией местных кладоискателей? Начальник инспекции Сергей Яценко и научный сотрудник Виктор Гребенников – авторы книг и вдохновители проекта полагают, что книжки будут рассчитаны на учащихся старших классов, студентов, учителей истории и всех, кто интересуется прошлым своего края. Кроме того, эти справочные брошюры необходимы для председателей всех поселковых советов, которые контролируют оборот земли на подведомственной территории.
С кладоискателями и «черными археологами» должны бороться компетентные органы.
Что утрачено и что осталось
Планомерное изучение памятников древней истории на территории Николаевщины началось в конце ХVIII века, когда земли Северного Причерноморья вошли в состав Российской империи. За два века научных изысканий накоплен богатый материал, который позволяет лучше узнать прошлое племен и народов на территории области.
Интеллектуальный и физический труд многих поколений археологов нашел отражение в специальной литературе и научно-популярных изданиях. Однако многие сведения, касающиеся истории исследований древних памятников, утрачены навсегда. Их унесли с собой в могилу авторы публикаций, которым при жизни не хватило времени и сил закончить свою работу.
Мы уже никогда не узнаем подробности «народного» кладоискательства крестьян-старообрядцев в Арбузинском районе, навсегда утрачены полицейские архивы о разрушении древних курганов помещиками Ананьевского, Кривоозерского и Очаковского уездов, нет сведений о деятельности первых археологов-иностранцев на Николаевщине. Войны, революции и вражеские оккупации опустошили фонды провинциальных музеев. Многое из нашего прошлого кануло в Лету.
Книжки, которые издают сотрудники государственной инспекции по охране памятников истории и культуры в Николаевской области – попытка сохранить информацию археологических изысканий, накопленную за двести лет.
Печальная статистика
К концу ХХ века на территории области было зафиксировано и поставлено на государственный охранный учет около 4000 курганов. В 1927 году их было больше. На карте – трехверстке, которая давалась младшим командирам РККА, в нашей степи зафиксировано более 6 500 тысяч различных возвышенностей.
Мелиоративные работы, интенсивная распашка земель, боевые действия войск во время Гражданской и Великой Отечественной войн «похоронили» множество древних курганов. Сегодня их не видно на поверхности, они полностью сравнялись с землей. Эти курганные «пятна» зафиксированы только в охранных обязательствах, паспортах и специальной литературе.
По официальным данным за два века профессиональными археологами в области были раскопаны 650 курганов. Именно столько памятников сохранилось в отчетах и стало достоянием публичной истории. Сколько исчезло древних погребений в результате хозяйственной деятельности людей и кладоискателей - не знает никто.
В 2009 году на пресс-конференции «Археология Николаевщины 2009: уникальные открытия и уникальные разрушения», которая проходила под эгидой Всеукраинского социально-культурного проекта «Чумацький шлях», директор научно-исследовательского центра «Лукоморье» Кирилл Горбенко подвел печальную статистику состояния памятников археологии в Николаевской области.
За последние пять лет предприятия и физические лица через свою хозяйственную деятельность уничтожили массу памятников археологии. На фоне этих варваров меркнет даже деятельность «черных археологов».
В силу того, что не существует единого кадастра памятников археологии, земли в Николаевской области распаевывают, приватизируют и сдают в аренду фермерским хозяйствам без экспертных разрешений инспекции по охране памятников истории и культуры. Невозможно найти «крайнего», кто обязан заботиться о кургане, находящимся на земле конкретного пользователя.
В урочище Аджигол Очаковского района Николаевской области весной 2009 года Николаевский лесхоз «забыл» обратиться к археологической экспертизе. Предприятие провело работы по высадке лесных насаждений и полностью уничтожило нескольких десятков погребений уникального античного могильника.
На территории поселения «Матвеевка-1» эпохи бронзы «Укртелеком» без согласования с археологами проложил телефонный кабель и уничтожил культурный слой памятника. В непосредственной близости незаконно разрабатывается песчаный карьер, который попадает в охранную зону поселения.
Возле села Розановка Новобугского района «черные археологи» вскрыли и разграбили погребение эпохи бронзы. В зиму 2008-2009 годов, из-за отсутствия финансирования была снята охрана с острова Березань, входящего в комплекс Национального историко-археологического заповедника «Ольвия». Античное поселение на острове было моментально разграблено местными и приезжими кладоискателями, несмотря на то, что оно находится в пограничной зоне.
Летом 2009-го собственники карьера возле села Калиновка Жовтневого района полностью уничтожили многослойное поселение эпохи поздней бронзы, античности и раннего средневековья.
Поминальный список «убитых» памятников выходит за формат интернетной статьи. По самым осторожным оценкам специалистов только за годы независимости Николаевская область утратила более пятисот грунтовых некрополей, курганов и древних поселений. Много это или мало? За двести лет легально раскопано 650 памятников, а за 20 нелегально – 500 (!).
Согласно Закону Украины «Об охране культурного наследия», памятники культуры должны охраняться, регистрироваться и реставрироваться. При советской власти в корабельном крае этот процесс был системным.
Археологи из отдела охраны памятников Николаевского областного краеведческого музея, проводили плановые разведки, фиксировали курганы, поселения и некрополи на карте, затем составляли общий список и выносили его на сессию областного совета. Депутаты дружно голосовали за то, чтобы вновь выявленные объекты поставить на государственную охрану. Затем на памятник составлялся специальный паспорт. После этого, руководствуясь решением сессии, с каждым председателем сельсовета заключались охранные обязательства – договор, согласно которому местные власти должны были следить за состоянием археологических объектов на своей территории.
Эта система худо-бедно работала в условиях плановой экономики. Она позволяла контролировать субъектов хозяйственной деятельности и не пускать их на территории древних поселений. У каждого председателя колхоза лежала кипа таких охранных обязательств и он «держал руку на пульсе». Случались иногда досадные недоразумения: то в кургане выкопают известковую печь, то построят виноградную давильню. Но это были единичные случаи. Нерадивым руководителям объявляли выговоры, реже – партийные взыскания.
С распадом СССР отлаженная система рухнула и… за годы независимости не возродилась. В 1998 году директор охранной археологической службы Украины Петр Толочко довел до сведения общественности статистику о том, что 15 тысяч уникальных находок с древних курганов и поселений Украины ушли на «черный рынок» за рубеж.
Одной из попыток остановить этот варварский поток стала разработка проекта закона «Об охране археологического наследия». С этим проектом закона Петр Толочко подошел к Президенту Украины Леониду Кучме и попросил ознакомиться. Гарант посмотрел, полистал и категорично заявил: «Вот это необходимо вычеркнуть». Статья, которая пришлась не по душе Президенту, предусматривала уголовную ответственность за разграбление памятников археологии и вывод их на «черный рынок».
Государственная системность в охране памятников истории и культуры не сложилась на Украине. Разграбление и уничтожение древних курганов и поселений – экзотические преступления для правоохранителей, у которых и так хватает своей работы.
Охранные обязательства времен СССР для местных властей превратились в макулатуру. Сегодня никто никому и ничего не должен. Земля у всех нас одна и скоро она будет товаром. Что станет с нашим археологическим наследием? – Ответ можно не озвучивать.
Украинские законодатели не торопятся дополнительными актами конкретизировать процедуру реализации Закона Украины «Об охране культурного наследия». Субъекты хозяйственной деятельности за разрушение памятника несут минимальную административную ответственность и отделываются пустяковыми штрафами, «черные археологи» сегодня абсолютно безнаказанны, и охраняют свои грабительские раскопки с оружием в руках.
Инспекция по охране памятников истории и культуры в Николаевской области, на своем исполнительском уровне, пытается закрыть бланкетную правовую лакуну в законодательстве. Перечень памятников археологии с их точной географической привязкой предназначен для председателей сельсоветов, районных землеустроителей и других представителей власти, отвечающих за оборот земельных ресурсов. Однако, эта литература носит всего лишь рекомендательный характер и рассчитана на высокую гражданственность должностных лиц, а она… в жестком дефиците.
Поэтому справочники, которые сегодня издают Виктор Гребенников, Сергей Яценко и другие научные сотрудники инспекции по охране памятников истории и культуры в Николаевской области – это, в украинской реальности, гениальное пособие для кладоискателей. Успокаивает одно - книги издаются малым тиражом и не поступают в свободную продажу. Хочется верить, что они будут востребованы служебными пользователями.