Последний бой "Тачанки". Зачем Институт нацпамяти хочет снести легендарный монумент
Сегодня украинский министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский сообщил, что власти вроде бы передумали сносить легендарный памятник «Тачанка» в Каховке. Вместо этого возле памятника создадут некий «Музей монументальной пропаганды». Что это такое и во что выльется такой «музей» министр не поясняет, обещая сообщить «детали» «ближе к марту». И хотя при помощи «деталей» памятник можно уничтожить ничуть не хуже, чем физическим его демонтажом, тучи над легендарным монументом, похоже, рассеялись — по крайней мере, на время.
О том, кто и зачем хотел снести один из наиболее известных памятников на Юге Украины читайте в этом материале.
В Каховке разгорается скандал вокруг памятников "Легендарная тачанка" и "Девушка в шинели". Украинский институт национальной памяти требует снести их – в рамках декоммунизации. Власти города выступают против.
То есть практика Вятровича – "нагибать" регионы и заставлять их отказываться от своей истории – никуда не делась. Хотя недавно ИНП возглавил новый чиновник – доцент-культуролог Антон Дробович.
Он заявлял себя как либерала, который сосредоточится на темах, объединяющих общество. О том же постоянно говорит Зеленский ("не важно, чье имя носит улица"). Однако, по факту, все идет по-старому.
"Страна" разбиралась в скандале с тачанкой.
Требование института
Исполком Каховки получил письмо с жестким требованием снести памятник "Легендарная тачанка". Об этом написал в Facebook мэр города Андрей Дяченко.
"Институт национальной памяти считает, шо самый масштабный памятник Херсонщины "символизирует коммунистический тоталитарный режим" и подлежит немедленной декоммунизации", – пояснил он.
Дяченко приложил письмо, полученное от Института нацпамяти. Ведомство заявляет, что памятники установлены с целью героизации Красной армии во время советско-украинской войны и установления советской власти на территории Украины.
Поэтому они подлежат сносу – в рамках выполнения закона об осуждении коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов в Украине.
Институт предлагает властям Каховки рассмотреть письмо и дать ответ в течение месяца. Документ подписала первый заместитель Дробовича Алина Шпак.
Реакция властей Каховки
Требование о сносе памятника вызвало негодование у властей города. Мэр Каховки планирует защищать памятник, который считает символом города.
На 16 января Дяченко назначил проведение внеочередной сессии городского совета по этому вопросу. "100% уверен, большинство каховчан встанут против декоммунизации Тачанки. Как мэр, также буду бороться за ее сохранение до последнего", – написал он в Facebook.
Мэр призвал к распространению информации о ситуации с памятником. Дяченко пообещал ходатайствовать о сохранении памятника перед президентом Владимиром Зеленским, руководителем области и местными депутатами от "Слуги народа".
Мэр Каховки отметил, что ответственность за требование снести памятник лежит на руководителе Института национальной памяти Антоне Дробовиче, который был назначен действующим президентом Зеленским и партией "Слуга народа".
Губернатор Херсонщины Юрий Гусев – назначенец Зеленского – занял половинчатую позицию.
Он заявил, что памятник "Тачанка" сносить не надо. Из него можно сделать "Музей монументальной пропаганды СССР" и пускать сюда туристов.
"Мой советник Марина Волошенко активно обсуждает эту идею с художественными кругами, планируем изучить мнение общественности и только после этого принимать решение", – написал Гусев в Facebook.
При этом губернатор не сказал однозначного "нет" сносу легендарного сооружения.
История памятников
"Легендарная тачанка" увековечивает передвижную огневую точку – повозку с пулеметом, широко используемую в украинских степях во времена Гражданской войны. Она была распространена в Красной армии, да и в других войсках (например, в отрядах Махно и многочисленных атаманов).
В 1920 году здесь шли ожесточенные бои Красной армии с Белой армией Врангеля. Красные закрепились на левом берегу Днепра, а белогвардейцы пытались их оттуда выбить, но безуспешно. Поражение Белой армии в этой битве предопределило ее отступление в Крым с последующим разгромом.
Монумент был воздвигнут в честь 50-летия Октябрьской революции. Он был изготовлен в 1967 году в Ленинграде на заводе "Монумент-скульптура". Памятник представляет собой боевую пулеметную тачанку, которая мчится в упряжке четверки лошадей.
На передней части тачанки изображена фигура бойца в буденовке. В центре тачанки – фигура командира во весь рост в фуражке и шинели. Третий красноармеец в буденовке – пулеметчик. Пулемет, приведенный в боевую готовность, стоит на заднем сиденье тачанки.
Скульптурная группа построена на искусственно-насыпном кургане высотой 10 м, длиной 85 м и шириной 75 м. Высота скульптуры – 8 м, длина – 18 м, ширина – 9 м. Общий вес – 120 тонн, в том числе 78 тонн бронзы (скульптурная часть), поддерживающие стальные конструкции и чугунные плиты – 42 тонны.
Торжественное открытие состоялось в конце октября 1967 года. В 1983-м "Легендарная тачанка" была объявлена памятником истории местного значения.
С распадом Советского Союза памятник не раз грабили, вырезали части металлических конструкций – в частности, у крайней левой лошади была отпилена половина задней ноги и выпилено квадратное отверстие в бронзовом полу. Памятник наклонился и заржавел. В 2006 году "Тачанку" частично восстановили.
Второй памятник, который требуют убрать, – "Девушка в шинели". Он расположен в Каховке на площади Героев гражданской войны.
В 1955 году на этом месте была установлена гипсовая скульптура "Девушка в шинели". Но в 80-е годы ее заменили на полноценный монумент. Как и гипсовая фигура, он изображает девушку в полный рост в шинели, буденовке, с винтовкой за плечами. Высота скульптуры – 7 метров. Она также считается визитной карточкой Каховки.
Официальное открытие монумента совпало с празднованием 4 ноября 1983-го 40-летия освобождения Каховки от нацистских захватчиков. В этот день у подножия памятника была заложена капсула с обращением к потомкам, которые будут жить в 2000-х годах.
Что означает атака на "Тачанку"
Если раньше у Зеленского могли пенять на "старое руководство" Института национальной памяти, то сейчас эту организацию возглавляет человек, назначенный новой командой.
Правда, как известно, в ней гуманитарное направление ведут люди, которые мало чем отличаются от своих предшественников. Это, прежде всего, министр культуры Владимир Бородянский, чьим протеже является Антон Дробович – новый глава Института нацпамяти.
Именно Бородянскому мы обязаны драконовским законопроектом по медиа (он запрещает позитивно отзываться о деятелях СССР или России), дальнейшей украинизацией и финансированием из бюджета националистических организаций.
История с "Тачанкой" станет лакмусом для новых людей во власти – будут ли они, вопреки желаниям местных громад, менять названия и сносить памятники.
Пока по всему видно, что именно так и намерены поступать у Зе.
Первым "звоночком" стала история с переименованием Переяслава-Хмельницкого. В сентябре уже "позеленевшая" Верховная Рада реанимировала идею еще "Блока Порошенко" и "Народного фронта" – изменить название города на Переяслав.
Переименование одобрил комитет Верховной Рады по вопросам местного самоуправления, возглавляемый "слугами народа".
Цель понятна – вычеркнуть из истории города Переяславскую раду, во время которой казацкое войско под руководством Богдана Хмельницкого присягнуло на верность московскому царю Алексею. При том, что под закон о деокммунизации Богдан Хмельницкий точно не подпадает.
В самом городе инициатива переименования никогда однозначно не поддерживалась.
Второй скандальный прецедент – это реакция новых властей на попытку Харькова вернуть одному из проспектов имя Георгия Жукова. В декабре новый глава ИНП заявил, что против этого – лучше пусть улица носит фамилию генерала Григоренко. Отметим, что ту же линию гнул и его предшественник Вятрович. Хотя жители Харькова считают иначе.
И вот новая история – с "Тачанкой". К слову, новые атаки на историю прекрасно характеризуют задуманную на Банковой децентрализацию. Все меньше верится, что центр "отпустит вожжи" и позволит украинцам самим решать, как жить у себя в регионе.