Полковник полиции Юрий Мороз: «Сделаю все, чтобы работать в Николаеве долго»
25 августа новым исполняющим обязанности начальника Главного управления Национальной полиции в Николаевской области был назначен 49-летний полковник Юрий Мороз. С просьбой об интервью мы обратились к нему только сейчас, спустя полтора месяца, поскольку считаем, что, освоившись на новой должности в Николаеве, полковник из Киева более обстоятельно ответит на наши вопросы и вопросы наших читателей.
Криминогенную ситуацию в Николаеве с киевской не сравнить — там все сложнее
- Юрий Леонидович, за последние 10 лет в Николаеве сменилось 10 начальников областного управления – это не считая исполняющих обязанностей. Практически все они приезжали со стороны: кто-то из Донецка, кто-то из Луганска, а кто-то из Киева. Как правило, приезжали полковниками, потом получали здесь генерала и на этом их карьера в Николаеве заканчивалась. Возможно ли при такой кадровой чехарде нормально организовать работу?
- Понятно, что при такой частой смене руководителей организовать работу очень сложно. Чтобы вникнуть в проблемные вопросы, которые существуют в области, нужно хотя бы два-три месяца. И, уже исходя из тех характерных моментов, которые присущие данной территории, выстраивать работу. Я не знаю, сколько времени мне удастся проработать на этом посту, и никто, наверное, не знает. Но мы постараемся в сжатые сроки выстроить саму модель организации роботы и координацию всех служб. И если к такому моделированию мы подойдем правильно и организуем эту работу, то уже даже с приходом нового руководителя эта модель будет работать. И те направления, которые будут определены как основные, укажут последующим руководителям путь, по которому можно будет идти и не тратить время на то, чем до этого занимались все руководители, — тратили несколько месяцев на изучение ситуации.
- Вы приехали из Киева и наверняка хорошо знакомы с оперативной обстановкой в столице. Здесь Вы уже почти полтора месяца. На Ваш взгляд, есть ли какие-то существенные различия между оперативной обстановкой в Киеве и в Николаеве?
- Я не буду говорить о количественных показателях. В Киеве и население больше, и сама ситуация сложнее. Все это связано с проведением массовых акций, где задействовано большое количество сотрудников полиции, и преступлений, квалифицируемых как тяжкие, в Киеве больше. Если даже взять те убийства, которые произошли на территории Николаевской области, и те преступления, которые совершаются в Киеве, то по сложности раскрытия они совершенно разные. За сентябрь у нас в области зарегистрировано три убийства и одно покушение на убийство. Три факта расследовано, подозреваемые задержаны, ведется следствие. Покушение на убийство, я думаю, в течение 10-12 дней раскроем. В Киеве намного больше совершается заказных убийств, разбоев, которые гораздо сложнее раскрывать. Так что в этом плане Николаев нельзя даже сравнивать с Киевом.
-То есть у нас все-таки проще?
- По квалификации, конечно проще.
- В декабре будет год, как на улицы Николаева вышла патрульная полиция, и уже можно подводить итоги. От полиции ожидали очень многого. Говорили, вот появится новая полиция и все будет по-другому, на улицы будет не страшно выйти. К сожалению, эти ожидания не оправдались. По официальным данным, в Украине 40-процентный рост преступности. И в Николаеве примерно такие же цифры, при этом рост тяжких и особо тяжких преступлений, даже выше по сравнению с прошлым годом. Почему так получилось? Мы надеялись на одно, а получили прямо противоположное.
-Патрульная полиция набиралась не из какого-то вакуума, а из того социума, который мы имеем. Кроме того, сегодняшняя социально-экономическая ситуация является одним из факторов увеличения преступности, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений. Мы также прекрасно понимаем, что какой бы ни был кандидат в патрульную полицию или уже отобранный патрульный, все равно без хорошей специальной подготовки и опыта работы, он пока не в состоянии на 100% выполнять возложенные на него задачи. Поэтому мы две недели назад приняли решение организовать дополнительные занятия, к проведению которого привлекли сотрудников прокуратуры и суда. Эти полуторамесячные курсы нужны, во-первых, для того, чтобы наладить взаимодействие патрульной полиции и сотрудников Национальной полиции нашего управления, во-вторых — усовершенствовать оформление первоначальных документов на месте совершения преступления. Я уже вижу результаты этих занятий, насколько качественнее стала отработка мест совершения преступления, раскрытие преступлений по горячим следам. Уже есть прогресс. Мы провели небольшой анализ по тем преступления, которые были совершены в сентябре. Участие патрульной полиции в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений составляет 50-60% - у патрульных виден блеск в глазах, они помогают и их помощь действительно ценна в практическом плане. Это еще один стимул улучшать качество их работы.
-Вы сказали о налаживании взаимодействия между патрульной полицией и управлением Национальной полиции. Объясните, пожалуйста, нашим читателям: патрульная полиция — центрального подчинения или местного?
- Патрульная полиция центрального подчинения. Нам она подчиняется только в оперативном плане. Но у нас есть координация и взаимодействие. Все команды, которые поступают на линию 102, сразу же передаются на экипажи патрульной полиции, то есть оперативное руководство у нас есть. Что касается штатной структуры, его изменения, назначений на должности — этим занимается центральный аппарат.
- Вы считаете это правильно?
- Я был на заседании профильного комитета Верховной Рады, где рассматривался вопрос деятельности Национальной полиции. Генеральный прокурор и некоторые члены комитета высказали свое мнение. Я думаю, что какие то изменения будут. Некоторые подразделения будут переподчинены, то есть, возвращены в то состояние, которое было раньше.
Патрульных будем учить рукопашному бою
-Вернемся к вопросу профессионализма патрульных. По Вашему мнению, полуторамесячных курсов, которые прошли вновь набранные патрульные, достаточно, чтобы повысить до нужного уровня квалификации?
-Конечно, этого мало. Любая полицейская профессия требует, в первую очередь, достаточного опыта. Думаю, что нельзя подготовить качественного специалиста, тем более в такое сложное время и в такой сложной профессии, даже за полгода. Им на курсах дали только первоначальные знания, навыки. Постепенно, может, это займет еще полгода, но их работа кардинально изменится.
- Насколько мне известно, на Западе полицейских готовят гораздо дольше. Но важно и другое: там есть преемственность. Молодого патрульного всегда ставят в паре вместе с опытным полицейским, имеющим большой стаж практической работы. Не было ли, с Вашей точки зрения, ошибкой полностью разогнать старую патрульно-постовую службу? Тем самым, выбросить весь тот опыт, который у них был?
- Мое субъективное мнение, что создавать патрульную полицию с нуля было не совсем правильно. Можно было оставить хотя бы ядро людей с достаточным опытом работы, которые этот опыт работы передавали бы новым сотрудникам. Это личное мое мнение.
- У новых патрульных, есть много преимуществ, многие из них с высшим образованием, но у них больше психологических проблем. Заметна нерешительность, зачастую они теряются даже в несложных ситуациях. Недавняя трагедия в Днепропетровске, когда расстреляли двоих полицейских — ярчайший пример того, что они не оценили адекватно обстановку. У нас такого, слава Богу, не было, и я надеюсь, не будет. Но тот факт, что полицейские не могут быстро и точно принять правильное решение, видно очень часто.
- Мое мнение: какая б ни была подготовка, но часто именно опыт играет решающую роль. Конечно, подготовка — это 90% успеха, но в данном случае речь идет именно о недостаточном опыте.
- С другой стороны, большие нарекания вызывает физическая подготовка патрульных. В Николаеве популярно видео, на котором снято задержание пьяного военнослужащего на автовокзале, который бросался на людей с ножом. Двое новых полицейских, достаточно крепких, никак не могли надеть на него наручники, пока не подбежал третий, в старой форме с надписью «Милиция» на спине. И он за 15 секунд скрутил дебошира и надел наручники.
- Согласен, в таких случаях не физическая сила все решает, а должны применяться технические приемы. А это тоже навыки, постоянные занятия, тренировки. За полтора месяца, по той программе, о которой шла речь, научить доскональному владению приемами рукопашного боя невозможно. Но сейчас мы готовим специально инструкторов и примерно с 20-х чисел октября начинаем два раза в неделю, в свободные смены, проводить физическую подготовку. Основной упор будет сделан на изучение практических занятий по рукопашному бою.
- И еще вопрос к этой же теме: в патрульной полиции много женщин, чего раньше не было, - молодых девушек, худеньких, маленьких... С Вашей точки зрения, насколько это оправдано? Насколько они способны проводить задержание, например?
- Работа патрульных полицейских — это не только задержание, бывают разные ситуации, где женщины могут выступить в качестве психолога, когда нужно найти взаимопонимание с женщиной, потерпевшей или свидетелем. Мужчина-полицейский, какой бы он ни был открытый или подготовленный, он не всегда отыщет способ найти общий язык с женщиной.
- То есть, Вы считаете, они необходимы?
- Да, они необходимы.
- Еще один вопрос, который в Николаеве стоит особенно актуально. Если с охраной общественного порядка подвижки есть (сейчас не нужно по часу ждать, когда вызовешь 102, как правило, в течении 10 минут приезжают), то в плане организации безопасности дорожного движения патрульная полиция совершенно неэффективна. Те функции, которые раньше выполняла ГАИ, сегодня полностью провалены. Количество ДТП с потерпевшими и погибшими увеличилось, наверное, в разы.
- Статистика, конечно, печальная. В текущем году в ДТП погибло людей на 20% больше, чем в прошлом. Сразу после того, как я приехал в Николаев и начал изучать штабную структуру, увидел, что отдел по безопасности движения насчитывает восемь человек. Я вышел с инициативой, обратился к Министру внутренних дел и главе Национальной полиции — Хатии Деканоидзе. Я изложил свое видение, необходимость увеличения штатной структуры и объяснил, чем это обусловлено. С учетом сложности местной дорожной сети, количества дорог государственного и международного значения, предложение поддержала и Нацполиция, и Министр. На сегодняшний день уже внесены изменения в штатное расписание управления Нацполиции, и штат упомянутого отдела будет увеличен до 80 человек.
- Как вы смотрите на то, что на последней сессии Николаевского городского совета депутаты инициировали обращение к министру внутренних дел о создании отдельного подразделения - дорожной полиции? С учетом того, что патрульная полиция не справляется с функциями обеспечения безопасности на дорогах. Во многих европейских стран существует дорожная полиция.
- Еще до этого обращения мне было известно, что такое направление работы в Нацполиции рассматривается. Летом проводился соответствующий анализ, этот вопрос решается, скажем так, в целом, в комплексе с другими. И я думаю, что такое решение будет принято.
- Еще один способ профилактики ДТП — автоматические средства фиксации правонарушений на дороге. В Николаеве ведется какая-то робота по установке камер наблюдения?
- Как раз на днях, по приезду и представлению в Николаеве главы областной администрации, я поднимал этот вопрос. На сегодняшний день по городу установлено около 70 камер, из них 15 или 16 камер пока в нерабочем состоянии. Для такого города как Николаев это не просто мало, это критически мало. Я поднял этот вопрос на встрече с губернатором, и сейчас он будет рассматриваться. Мы дадим свои предложения, где сложные участки, на которых требуется техническая фиксация всех моментов. На основании нашего анализа и результатов, который есть у дорожных служб, я думаю, будет принято решение о внедрении достаточного количества таких технических средств, как по городу, так и на дорогах области.
- Сколько камер, по Вашему мнению, должно быть в Николаеве?
- В городе, как минимум, 300-350.
- Сколько в среднем стоит одна камера?
- До 30 тысяч гривен. Это камера с хорошим разрешением и техническими возможностями, с учетом стоимости установки.
Движение вперед у нас точно есть
-Прошло уже полтора года с тех пор, как мы увидели это новшество — первых патрульных полицейских в Киеве, потом и в областных центрах. А что с реформой остальных подразделений? У нас патрульный полицейский, будучи менее квалифицированным, получает зарплату существенно больше, чем получает офицер, скажем, капитан...
- Что касается денежного обеспечения, то с октября зарплата оперативного сотрудника будет составлять 10 тысяч гривень, так же и зарплата следователя, участкового — 6 тысяч. Но реформа это не только деньги, есть и другие аспекты, например, конкурсный подход при утверждении на должность. Со 2 сентября у нас открыт набор на 90 должностей следователей и 6 должностей участковых. Можете не верить, но конкурс на участковых составил почти 34 человека на место, а на следователя — около 5 человек на место. Уже сейчас служба, которая занималась набором претендентов, передает на нашу полицейскую комиссию часть кандидатов, комиссия начинает работать. И мы уже будем выбранных людей направлять на подготовку, которая займет не полтора месяца, а полгода. Курсы подготовки будут проходить централизовано, их организовывает Нацполиция при наших ВУЗах.
- На эти должности будут набирать людей без высшего юридического образования ?
- Нет, этот критерий четкий — только с высшим юридическим образованием. Но подготовку они все равно будут проходить.
- Многие считают, что прошедшая аттестация, которая вызвала очень много споров, нанесла сильный кадровый удар потенциальным сотрудникам. Почему-то не прошли аттестацию лучшие люди, за которых целые службы держались. Не кажется вам, что при проведении аттестации имели место перегибы?
- Я не могу сказать, были ли перегибы в этой области или в другой. При формировании этих аттестационных комиссий, особенно на начальном этапе, общественники, наверное, видели совершенно другой критерий отбора. И поэтому где-то перегибы наверное были. Сказать, что это кардинально изменило результат — я не могу. Те два случая, когда задержали за взятки двоих сотрудников — следователя и начальника районного отдела, — показали, что аттестация — не панацея. Наверное, как и в любом другом деле, недостатки были, поскольку это проводилось в первый раз, и не было достаточно четких критериев.
- А как вы относитесь к тому, что эти ошибки нужно исправлять? Ведь большинство сотрудников с большим опытом уже ушли...
-В 95% случаях были основания для того, чтобы они ушли. С моей точки зрения, 5-6% - это люди, которые возвращаются по решению суда. Руководитель Нацполиции сказала, что хоть они и будут возвращаться таким образом, но мы будем пристально смотреть за ними и контролировать их работу. Возможно, из-за каких-то перегибов кто-то ушел необоснованно. Критерии по профессиональному отбору там же тоже были, и кто-то набрал недостаточное количество балов.
- В Николаеве по тем тестам абсолютным лидером был полковник милиции Валерий Коба и, тем не менее, аттестацию он не прошел.
- Я не готов что-то конкретное сказать именно по этому человеку. Возможно, там были какие-то другие моменты.
- В ходе реформ ликвидировали целые подразделения министерства. Как вы считаете, насколько оправдано была ликвидация, в частности, УБОПа, в котором Вы ранее работали?
- Я бы провел реформирование УБОПа таким образом. Я бы оттуда однозначно убрал бы функцию, что касалась борьбы с экономичными преступлениями, и оставил бы функцию, которая прописана в законе, — это борьба с коррупцией, в том числе и составление административных протоколов по коррупции. Также реорганизовал бы работу криминального блока, прежде всего в связи с событиями, которые происходят на Востоке нашей страны — и-за большого количества оружия, большого количества неформальных каких-то объединений, которые используют эту ситуацию.
- На сегодняшний день существует две точки зрения на реформу. Первая, это продолжать ту линию, которая есть: вычищать органы внутренних дел до того момента, пока старых милицейских сотрудников вообще не останется. И другая, что слишком рьяно за это взялись, что ничего хорошего из этого не будет. Какая точка зрения вам ближе?
- Я не считаю, что мы вычистим всех или должны это сделать. Мы меняемся, кому-то хочется, чтобы это было быстрее, но мы такие, какие есть. Движение вперед у нас точно существует.
- В Николаеве большой общественный резонанс вызвали попытки снести установленный в центре города памятник погибшим милиционерам - в рамках закона о декоммунизации. Ветераны МВД выступают категорически против, их поддерживают ветераны войны в Афганистане и 90% действующих работников органов внутренних дел...
- Я не готов ответить на этот вопрос, историю эту не знаю. Но если это памятник погибшим сотрудникам милиции, которые честно исполняли свой долг до конца, пожертвовали самым дорогим - жизнью, то я не вижу причин для его сноса.
-А вы прошли аттестацию?
-Прохожу. Я в процессе переаттестации.
-После Вашего назначения в Николаеве появились слухи, что Вас назначили специально «под губернатора Савченко». Насколько это соответствует действительности?
-Что касается назначения, то оно для меня стало неожиданным. Вопрос моего назначения с Савченко вообще не обсуждался. Да, мы были знакомы, но это никогда не касалось моей работы в правоохранительной системе.
- Вас с Савченко называют птенцами гнезда Яремы...
- С Виталием Григорьевичем Яремой я познакомился в начале 2005 года, когда перешел работать в УБОП г.Киева. На тот момент Ярема возглавлял Киевский ГЛАВК милиции, через 4 года я стал его первым заместителем — начальником УБОП.
-Обозначьте основные этапы вашего становления в милиции.
-Ни одной должности я не перепрыгнул. С оперуполномоченного в 1994 году в Московском райотделе Киева, за четыре года прошел путь до начальника отделения: оперуполномоченный, старший оперуполномоченный, старший по особо важным делам, начальник отделения. В 1998-м перевелся в областное управление, дослужился там до заместителя начальника управления в налоговой полиции Киевской области. С 1998 по 2002 работал в областном управлении, потом в центральном аппарате - в департаменте главной налоговой администрации. В 2005 году меня назначают заместителем начальника УБОПа города Киева по линии экономики. Четыре года я проработал на этой должности. В 2009 году сначала исполнял обязанности, а потом был начальником УБОПа города Киева. Проработал до марта 2010-го и был выведен по определенным причинам за штат. В июле-августе предложили мне должность заместителя начальника департамента по борьбе с торговлей людьми и киберпреступностью. Где-то в июле или августе 2011 года я написал рапорт о выходе на пенсию. Но в 2014 году, по-моему, это было 23 февраля, меня пригласили в МВД и предложили возглавить Киевский ГЛАВК милиции. Так меня назначили начальником милиции г. Киева.
- У вас есть семья?
-Да. Она в Киеве, пока переезжать не собираются.
-Вы в Николаев приехали как временная фигура или вы собираетесь работать долго?
- Все зависит от результатов моей работы. Могу пообещать одно — сделать все возможное, чтобы работа полиции в Николаевской области не вызывала нареканий у руководства Национальной полиции, а жители Николаевщины увидели позитивные изменения в обеспечении безопасности, защите их прав и свобод.
- Спасибо за интервью.