Плюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВК

08.11.2021 в 11:20
Плюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВКПлюс-минус 16 тонн: почему водители по всей Украине конфликтуют на ГВК

Днем в пятницу, 5 ноября, на габаритно-весовом комплексе (ГВК) возле Херсона, недалеко от с. Чернобаевка, возник очередной масштабный конфликт между водителями большегрузных автомобилей и работниками ГВК.

Несколько седельных тягачей с грузом зерна были остановлены полицейскими на стационарном посту полиции. Здесь же расположен и так называемый «габаритно-весовой комплекс» (ГВК), на котором проводится взвешивание автомобилей. Это так громко называется – «габаритно-весовой комплекс». На практике же возле поста полиции стоит старая, ободранная «Газель», при одном виде которой пропадает всякое желание даже подходить к ней. И еще одно важное обстоятельство: весовой комплекс здесь принадлежит не «Укртрансбезпеке», как это обычно бывает, а службе эксплуатации дорог, в данном случае — Цюрупинскому ДЭУ. Эти два обстоятельства важны для правильного понимания того, что происходило дальше.

Прежде чем пройти весовой контроль, водители попросили у оператора ГВК, который сидел за компьютером, показать документ на право проведения проверки, или же хотя бы служебное удостоверение. Оператор — щекастый молодой человек в видавшем виды спортивном костюме вместо положенной по правилам спецодежды – простодушно заявил, что никакого удостоверения у него нет. Дескать, работает он уже полгода, но «ксиву» ему «еще не выдали». Не оказалось у него и каких-либо документов, дающих право работать на весовом комплексе. Более того, «оператор» не смог даже назвать фамилию своего руководителя. Он долго рылся в каких-то бумагах, в которых, в конце-концов, нашел эту самую фамилию, причем перед тем, как ее произнести, тщательно вчитывался, чтобы не ошибиться.

На ГВК начала скапливаться очередь. Подошедшие водители других автомобилей рассказали, что ранее здесь взвешивали их автомобили и каждый раз весы показывали разный вес.

Через некоторое время по звонкам водителей на место прибыли представители фирм-перевозчиков. Однако и им документы сомнительный оператор весового комплекса предъявить не смог.

Складывалось впечатление, словно это человек с улицы: просто шел мимо, дай, думает, зайду, посижу в «Газельке». Заодно и машины повзвешиваю. Все бы ничего — но на основании этих взвешиваний водителям выписывают штрафы на десятки тысяч гривен! О точности такого «взвешивания» мы расскажем ниже.

Представитель одной из николаевских фирм-перевозчиков рассказал, что вчера здесь имел место инцидент, в ходе которого весы при каждом взвешивании показывали разную нагрузку на ось. Несмотря на резко отличающиеся показания разных взвешиваний, водителю выписали штраф в 17 тысяч (!) гривен, а когда он попытался спорить, в дело вмешалась полиция. Полицейские, вооруженные автоматами, силой отобрали у водителя документы и вдобавок к семнадцати тысячам выписали еще один штраф — на 510 гривен.

Постепенно на ГВК скопилась очередь из нескольких десятков автомобилей. Осознав, что происходит, водители начали требовать, чтобы и им дали возможность пройти весовой контроль по всем правилам. Однако «оператор», который к тому времени уже понял, куда идет дело, отказывался что-либо делать, на все вопросы отвечая примерно следующее: «Сейчас приедет начальство, пусть оно и разбирается».

Представители фирм-перевозчиков вызвали полицию. Вскоре на место инцидента приехала оперативно-следственная группа Белозерского райотдела полиции Херсонской области. Полицейские попросили работников ГВК предъявить документы, дающие им право на осуществление весового контроля транспорта или же, на худой конец, хотя бы удостоверяющие их личности.

И тут выяснилось, что у обоих так называемых «операторов» ГВК при себе вообще нет никаких документов. Дошло до того, что один из них начал звонить жене домой с просьбой сфотографировать первую страницу паспорта и прислать ему на мобильный телефон, поскольку полицейские уже собирались его задержать для установления личности.

Водители начали громко возмущаться: и на основании действий этих непонятно откуда взявшихся здесь личностей им выписывают штрафы на десятки тысяч гривен?!

Вскоре на место происшествия прибыло то самое «начальство», приезда которого так ждали. Начальством этим оказался главный механик Цюрупинского ДЭУ. Он с ходу попытался выяснить, что же здесь происходит, однако вскоре и сам запутался. Первым делом главмех попытался «легитимизировать» своих операторов: он привез эдакий «эрзац» служебных удостоверений – отпечатанные на белых листах справки о том, что обе личности, которых застали на весовом комплексе, работают в Цюрупинском ДЭУ. Хотели как лучше, а получилось как всегда: со справками дорожное начальство село в лужу. Так, один из «операторов» заявил, что работает уже полгода, а вот в привезенной справке значилось, что принят он на работу только в августе 2021 — немногим более двух месяцев назад. Понятно, справки лепили кое-как, на скорую руку, вот и результат получился соответствующий.

Не заставил себя долго ждать и следующий конфуз: по просьбе водителей, полицейские попросили предъявить заводской сертификат на весы, которые используются для взвешивания транспорта. Сертификат нашли и показали. В нем был обозначен заводской номер весов — 0001. Чтобы убедиться, что это сертификат именно от этих весов, а не от других (а такое расхождение было обнаружено в мае нынешнего года на ГВК у с. Гурьевка), главного механика попросили показать, где этот самый номер обозначен на самих весах. И вдруг конфуз — главный механик растерянно пояснил, что не знает, где находится этот номер. Он долго кому-то звонил, после чего объявил, что номера на данных весах вообще нет — они, дескать, без номера. Стоит ли говорить, что и никаких заводских пломб на весах также не было. Дотошные водители все же нашли какой-то номер, написанный от руки красной краской на весах, однако он был совсем не такой, как на сертификате: 10400206.

Противостояние продолжалось несколько часов, было выявлено и много других нарушений в работе ГВК. В конце-концов, чтобы как-то разрядить ситуацию, полицейские предложили водителям взвесить их автомобили — дескать, возможно, вы все это устроили, потому что едете с перегрузом. При этом правоохранители гарантировали, что будут контролировать процесс взвешивания и никаких нарушений не допустят. Перевозчики согласились. Один за другим автомобили начали заезжать на весовой комплекс. Полученный результат всех не просто удивил, а прямо-таки обескуражил: точный вес не был показан НИ РАЗУ.

При каждом взвешивании расхождение с весом, указанным в сопроводительных документах, составляло 2, 3, 5 тонн! Причем не в БОЛЬШУЮ, а в МЕНЬШУЮ сторону! Так, например, первый же заехавший на весы седельный тягач показал вес 35 150 кг, тогда как в документах значилось 39 310 кг — минус 4 тонны. Следующее авто — «недогруз» в 7 тонн! Однако «рекорд» установил седельный тягач «Ман». Согласно товарно-транспортной накладной общий вес автомобиля и груза составлял 43 480 кг. А при взвешивании на ГВК весы показали 27 451 кг. Минус шестнадцать тонн! Когда водитель едет с перегрузом, причины понятны — он хочет повысить, так сказать, «рентабельность» каждого своего рейса. Но чтобы ездили с «недогрузом» в 16 тонн — такого еще никто не видел.

Операторы ГВК такие расхождения пояснить не смогли и только удивленно пожимали плечами. После такого взвешивания всем, в том числе и полиции, стало понятно, что весы на ГВК показывают все что угодно, но только не точный вес.

Здесь необходимо еще одно важное уточнение. Дело в том, что сейчас в соответствии с действующим законодательством грузоотправитель несет ответственность за точность веса, указанного в сопроводительных документах наравне с перевозчиком. Так, если будет обнаружено несоответствие веса, указанного в документах, грузоотправителю грозит штраф в 51 тысячу гривен. Поэтому в игры с «левыми» товарно-транспортными накладными сейчас уже никто не играет — себе дороже выйдет. Все грузоотправители давно установили себе сертифицированные, поверенные весы, которые взвешивают с точностью до нескольких килограммов. Так что в точности веса, который указывает в документах грузоотправитель, сомневаться не приходится. А вот ГВК – особенно такие, как возле Чернобаевки – за свои взвешивания никакой ответственности не несут, их никто не проверяет и не штрафует. Разве не парадокс: покупатель, которого обвесили на пару сотен граммов на рынке имеет возможность разоблачить обманщиков – на каждом рынке есть контрольные весы. А вот водитель, которому приписали/убавили лишних 16 тонн, никому ничего доказать не сможет, поскольку никакого контроля взвешиваний на ГВК просто не предусмотрено.

- Это он сейчас, когда тут все — и журналисты, и полиция — показывает минус. А завтра, когда здесь посторонних не будет, покажет лишних 16 тонн. И ничего не докажешь, выпишут штраф в 17 тысяч гривен. Или плати им деньги, - разъяснил ситуацию один из водителей.

В целом, в результате взвешивания 10 автомобилей, точный вес не был показан ни разу. Минимальное расхождение составило 2 тонны.

После этого количество водителей, желающих пройти взвешивание, резко уменьшилось: какой в этом смысл, если весы откровенно «врут»? Водители попросту разъехались: удивительно, но ни «сотрудники» ГВК, ни полицейские их не задерживали.

Работа многих весовых комплексов вызывает справедливые нарекания — в первую очередь из-за коррупционной составляющей. Не секрет, что на большинстве ГВК берут с водителей деньги за перегруз — нет, не официальные штрафы, а себе, в карман. Причем с тех пор, как увеличились штрафы за езду «с перегрузом», суммы поборов выросли до фантастических размеров. Если раньше удовлетворялись пятьюстами гривнами с машины, то сейчас эта цифра составляет несколько тысяч, а под Одессой, как рассказывают водители, вообще начали требовать по 5 тысяч с машины! Поэтому с перегрузом водители большегрузных автомобилей стараются уже не ездить. Но работники-то ГВК привыкли к «левым» доходам. Вот и появляются весы, показывающие вес по принципу «туда 12 тонн, сюда 12 тонн».

Очередной конфликт на ГВК наглядно показывает, что главной причиной коррупции здесь являются люди. Если убрать «человеческий фактор», то и коррупция исчезнет. Так, например, под Олешками (Цюрупинском) уже установлены автоматические весы, как говорят водители, «рамка». Они определяют вес автомобиля во время его движения, даже останавливаться не надо. И что интересно — никаких конфликтов, все работает. Один раз проедешь под такой «рамкой» с перегрузом — второй не захочешь.

То, что именно «человеческий фактор» является главным источником коррупции, понимают и на самой вершине украинской власти. Еще в августе минувшего года президент Владимир Зеленский заявил: "… как только человеческий фактор уйдет с дороги, все с дорогами будет хорошо. Поэтому поставлена задача внедрить автоматическую систему проверки и фиксации грузов."

В данном случае трудно не согласиться с президентом. Непонятно только, почему до сих пор на дорогах вместо автоматических систем фиксации до сих пор стоят ободранные «Газели» с операторами в нестиранных спортивных штанах и без каких-либо документов. Очевидно, это кому-то выгодно. Кому?

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив