Отдых с мордобоем, или В поисках справедливости
Свою поездку в Коблево летом 2011 года 52-летняя Марина Сафронова запомнит навсегда. Прямо на территории базы отдыха, где она проживала, ее избил охранник. Да так, что несколько месяцев пришлось провести в гипсе - была сломана рука. После случившегося обидчика женщины не только не наказали, но и саму Марину Юрьевну сделали виноватой: мол, пьяная была, поскользнулась, очнулась - гипс...
Тихим летним вечером...
Марина Сафронова вот уже более 30 лет работает парикмахером. Во время своих ежегодных поездок в Коблево, так сказать, совмещает полезное с приятным: можно и денег заработать в курортный сезон, и отдохнуть на берегу моря в свободное время. Вот и летом 2011 года Марина отправилась в Коблево. Обосновалась на базе отдыха, вместе с ней в комнате проживали еще две женщины, с которыми у Марины сложились нормальные доверительные отношения. Так, одна из соседок постоянно жаловалась на своего кавалера, на несерьезное отношение и пренебрежение с его стороны.
27 августа в свой номер Марина возвращалась ночью: целый день отработала, потом позволила себе расслабиться и посидела с подругой в кафе, «посекретничали» за бокалом пива. Поднимаясь к себе, женщина по пути увидела свою соседку, которая сидела за столиком с тем самым «несерьезным» кавалером. Марина не удержалась, и сделала замечание мужчине: мол, что же ты подружку обижаешь? В ответ на это со стороны подвыпившего молодого человека посыпались оскорбления, завязалась перепалка, ссора. На шум прибежал охранник базы, Вячеслав Х. Отчего-то он сразу решил, что в конфликте виновата Марина, и именно она является нарушителем спокойствия. Потому именно с ней и стал разбираться. Действительно: не с молодым же крепким мужчиной ему выяснять отношения, куда проще «приструнить» беззащитную женщину! В итоге Вячеслав Х. обозвал Марину, а чтобы окончательно унизить, вылил ей на голову воду из пластиковой бутылки, которую принес с собой. Вот так у нас работает охрана на базах отдыха в Коблево: сервис, ничего не скажешь!
Марина, глотая слезы от обиды, пошла в свою комнату. Через некоторое время, переодевшись в сухую одежду, вышла покурить. Специально встречи с обидчиком не искала, но они столкнулись на лестнице. «Это для тебя», - сказала Марина и показала маленькую бутылку с остатками воды, которую держала в руках.
Реакция мужчины была шокирующей: он схватил женщину за плечи и со всей силы стукнул спиной о стену. Марина закричала, но это не остановила разъяренного охранника. Снова и снова он бил ее о стену, при этом выкрикивая угрозы и оскорбления. После очередного удара женщина почувствовала нетерпимую боль в плече, закричала изо всех сил «Помогите». На крик из номера выбежала женщина. Мучитель отпустил Марину и она упала на колени. Было невероятно больно и обидно, избитую женщину забрала к себе в номер вышедшая на крик постоялица.
Уже утром Марина отправилась в больницу - очень сильно болело плечо. В медицинском учреждении женщине поставили диагноз «перелом хирургической шейки правой плечевой кости». В результате женщина не только получила травму, но и осталась на длительное время без работы: осуществлять свою профессиональную деятельность ей тяжело до сих пор.
Не желая оставлять обидчика безнаказанным, Марина Сафронова отправилась в милицию.
Футбол «по-милицейски»
10 сентября Марина Сафронова принесла заявление в Березанский райотдел милиции. Предварительно она получила вывод судебно-медицинской экспертизы о полученных травмах, на которую ее направили николаевские милиционеры. Спустя 10 дней Марине позвонил ее обидчик. Вячеслав Х. попросил прощения и пообещал компенсировать затраты на лечение и оплатить необходимую операцию. Марина согласилась. Но через несколько дней Сафроновой по почте пришел отказ в возбуждении уголовного дела. Стоит ли говорить о том, что при таком положении вещей избивший женщину охранник никаких денег ей не заплатил?
В своем отказе следователь писал, что нет возможности открыть уголовное дело, так как отсутствует документ о прохождении судебно-медицинской экспертизы. Значит, нельзя установить степень полученных потерпевшей телесных повреждений.
Марина Сафронова отступать не захотела. Она прошла судебно-медицинскую экспертизу повторно и добилась открытия уголовного дела по факту нанесения ей телесных повреждений средней степени тяжести.
Уголовное производство было начато 19 октября. А уже 1 декабря дело было закрыто за отсутствием состава преступления. По версии следователей, женщину никто не бил, а травмы она получила в результате падения - поскользнулась на разлитой воде. «Встретив в коридоре четвертого этажа Х., Сафронова начала пытаться облить его водой, а тот выхватил бутылку, при этом разлив часть воды на пол. От влажности пола из-за разлитой воды Сафронова М.Ю. в дальнейшем поскользнулась и упала. В результате падения получила телесные повреждения», - говорится в милицейском документе.
Постановление о закрытии уголовного дела гражданка Сафронова получила только в феврале 2012 года, то есть, спустя два месяца после того, как дело было закрыто. И это при том, что на протяжении этих двух месяцев Марина Сафронова неоднократно наведывалась к следователю, чтобы узнать о ходе расследования, но ответа не получала.
Женщина отправилась в прокуратуру. Ее неоднократные жалобы на действия милиции возымели результат. 5 апреля прокуратура Березанского района сообщила, что решение о закрытии уголовного дела принято незаконно, а потому отменено. А само расследование по делу проведено «поверхностно и неполно». Итак, следствие началось заново.
А был ли свидетель?
В рамках дополнительного расследования появились и дополнительные факты. Так, появился дополнительный вывод эксперта Николаевского областного бюро СМЭ от 07.09.2012 о том, что механизм возникновения полученных Сафроновой травм, а именно - перелома шейки правовой плечевой кости - наиболее характерен при падении с положения стоя на отведенную руку.
Следователь также установил, что гражданка Сафронова находилась в состоянии алкогольного опьянения, хотя никаких ссылок на степень опьянения и результаты экспертизы нет, по той простой причине, что она попросту не проводилась.
И самое главное - в деле сначала появился, но потом исчез свидетель. Этот свидетель утверждает, что был очевидцем произошедшего между Сафроновой и охранником Х. конфликта. По показаниям свидетеля, «пьяная гражданка Сафронова буянила и нарушала общественный порядок», пытаясь облить водой охранника базы отдыха Х. водой. В результате вода разлилась. Сафронова, «бросаясь с кулаками на Х., поскользнулась на воде и упала на бетонный пол». Свидетель утверждает, что никаких ударов мужчина пострадавшей не наносил. Когда дело возбудили во второй раз, свидетель бесследно исчез. Во время проведения очной ставки между Мариной и охранником, последний заявил, что во время происшествия они с гражданкой Сафроновой были вдвоем, и никаких свидетелей не было.
Увы, в очередном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, которое Сафронова получила уже 11 сентября 2012 года о проведенной очной ставке - ни слова, зато почему-то снова цитируются показания того самого свидетеля, которые, по всей видимости, взяты из предыдущего постановления об отказе.
По словам Марины, в рамках проведения расследования по ее делу никто даже не выезжал на место происшествия, чтобы убедиться, действительно ли могла она поскользнуться и упасть сама? Какой, все-таки, пол в помещении - бетонный или деревянный? Если пол бетонный, то поскользнуться на нем достаточно трудно, а если деревянный, то сложно нанести себе при падении те травмы, которые были у пострадавшей. Но об этом в милицейских документах ни слова. Зато неоднократно повторяется, что гражданка Сафронова была пьяна.
- Адвокат моего обидчика вместе с милиционерами сделали из меня пьяницу, чуть ли не бомжиху. Я никак не могла обманывать, потому что в помещении, где все произошло, были камеры, и я очень надеялась, что все снято. Но потом оказалось, что камеры не работали. Скажите, как мне сейчас жить? Меня никто не может защитить, - со слезами на глазах говорит Марина.
***
История Марины Сафроновой еще не закончилась. 23 ноября женщина обжаловала постановление о закрытии в возбуждении уголовного дела в Березанком районном суде Николаевской области. Но суд отказал ей, сославшись на нарушение сроков обжалования. На данное решение адвокат Марины подала жалобу в Апелляционный суд Николаевской области, но там постановление суда первой инстанции оставили без изменения. При этом дело рассматривали в отсутствие и Марины, и ее адвоката. Как пояснили в суде, о предстоящем заседании заинтересованным сторонам сообщали по телефону, так как «нет почтовых марок». Но вот Сафроновой, почему-то, сообщить забыли.
Теперь Марина готовится подавать жалобу в Высший специализированный суд. Ей терять нечего - она готова идти до конца. Маленькая, хрупкая женщина, которой некому помочь, не хочет ничего сверхестественного - она пытается добиться справедливости. Возможно ли это в нашем государстве, где никто особо не заморачивается столь «несущественными» и «незначительными» проблемами одного конкретного человека? Кто знает, может история Марины станет показательным примером. Только вот плохим или хорошим?