Обама и Путин: поединок взлядов
"Когда ты смотришь в пропасть, пропасть смотрит на тебя", — говорил Ницше. Конечно, Обама не был настроен на то, чтобы думать о немецком философе, когда приветствовал, скажем так, российского президента Владимира Путина на встрече глав государств G20 в китайском городе Ханчжоу.
Плохи дела, когда два самых могущественных человека на Земле вызывающе смотрят друг на друга, как герои какого-нибудь вестерна. Но эти двое, вместо револьверов на поясе, держат при себе карточки с кодом запуска около 14 тысяч ядерных боеголовок. Карточка с кодом станет последним предметом, который сдаст Обама в январе будущего года, непосредственно перед тем, как его преемник принесет клятву при вступлении в должность хозяина Белого дома.
Более чем прохладная встреча двух президентов — плохая новость для всех, потому что никак не снимает накала напряженности в мире, противостояния самых разных сил, неважно каких. Например, если бы двое руководителей —и их администрации — пришли хотя бы к минимальному соглашению, то война в Сирии и вялотекущий конфликт на Украине перестали бы разрастаться.
Фотографии обладают хорошим (или плохим) свойством запечатлевать лишь один момент, который вовсе необязательно отражает общую атмосферу события. Однако, взгляды Путина и Обамы говорят о многом, и в них — мало хорошего. В течение двух десятилетий мы пребывали в иллюзии относительно того, что вместе с концом коммунистической системы прекратилось и опасное противостояние, под знаком которого прошла вторая половина 20-го века. Но это оказалось не так.
Отсутствие теплых чувств между Москвой и Вашингтоном представляет собой яму гораздо более глубокую, чем та, что была вырыта между коммунизмом и демократией. И хотя это была самая настоящая пропасть, тем не менее, она не исчезла. При этом стоит уточнить, что нынешнее противостояние проистекает между двумя соперниками, обладающими одинаковым уровнем демократии и гражданских свобод. А остальной мир — нравится ему это или нет — выступает лишь в роли простого наблюдателя. Возможно, США совершили множество ошибок — а иногда и вовсе поступали злонамеренно при сближении с Россией после падения железного занавеса — но агрессивность Путина — это не повод для шуток. Спросите об этом у родственников 298 пассажиров самолета, сбитого над Украиной, или пилотов западных стран, несущих постоянное боевое дежурство в прибалтийских странах и вылетающих на перехват российских истребителей гораздо чаще, чем мы хотели бы об этом знать.
Хотелось бы, чтобы объектив фотоаппарата запечатлел другую картинку. Мы далеки от мысли уповать на то, чтобы случилось, как написал когда-то Толкин: «ему показалось, что он неожиданно заглянул в сердце врага, и увидел там любовь и понимание». Но хотя бы малая толика человеческой теплоты могла бы успокоить всех и, кто знает, может быть, даже улучшить положение многих. Было бы неплохо, чтобы они не только впились взглядами друг на друга, но и немного поговорили. И, главное, чтобы не доставали карточки с кодами доступа к пусковым установкам.
El Pais, Испания
перевод ИноСМИ