Николенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»

21.01.2013 в 17:37
Геннадий НиколенкоАкт о принятии в эксплуатацию оконченного строительства объектаНиколенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»Николенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»Самый первый договорНиколенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»Николенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»Николенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»Николенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»Николенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»Решение передачи 1 и 2 очереди строительства газопровода на баланс Первомайского газового хозяйстваПротест прокуратуры на решение Арбузинского поселкового советаРешение передачи 3 очереди строительства газопровода на баланс Братского газового хозяйстваНиколенко о газовом конфликте в Арбузинке: «Это величайшая афера века»

Историю с газификацией райцентра Арбузинка с уверенностью можно называть эпопеей - давней и запутанной. Длится вся эта катавасия уже более 7 лет, и конца ей не видно.


И если раньше газовая война велась, в основном, в чиновничьих кабинетах да залах судебных заседаний, то сегодня она выплеснулась в средства массовой информации. Вкратце фабула такова: кировоградский предприниматель Алексей Щербина жалуется на то, что он инвестировал порядка 9 млн гривен в строительство газопровода в пгт Абрузинка Николаевской области. А вот нынешняя николаевская власть своими действиями всячески мешает вернуть ему хотя бы часть вложенного.


Чтобы в полной мере выяснить, кто прав, кто виноват в этой истории, «Новости-N» обратились к первому заместителю председателя Николаевской областной государственной администрации Геннадию Николенко и попросили высказать свою позицию по поводу «газового конфликта» в Арбузинке.


-По моему мнению, вся эта ситуация произошла из-за неуемного желания господина Щербины получить деньги любыми путями: с населения, с государства — не важно. Юридическая неграмотность или умысел тех людей, в частности бывшего руководства Арбузинского поселкового совета, которое все эти действия проводило вместе со Щербиной. Сейчас не модно говорить о «попередниках», но к большому сожалению, концы тут тянутся еще с 2005 года, - начал Геннадий Борисович.


Все началось с решения исполнительного комитета Арбузинского поселкового совета № 69 от 30 мая 2005 года, которым ЧП «Щербина» было предоставлено разрешение на строительство разводящих сетей газопровода в поселке городского типа Арбузинка. С самого начала все делалось через пень-колоду, вопреки всем действующим законам, нормативам и правилам.


Например, под строительство газопроводных сетей «во временное пользование» в июле 2005 г. выделили участок земли общей площадью 21 га. Выделить-то выделили, только в документе никто не указал КОМУ ИМЕННО выделяется участок и на какой срок. Кроме того, 3 августа 2005 года ГАСК выдал Арбузинскому поселковому совету разрешение на строительство объекта газификации в пгт Арбузинка без указания субъекта хозяйствования. В общем, такого рода документы выдавали сплошь и рядом, но почему-то никто на это внимания не обращал.


А строительство, между тем, шло полным ходом. Щербина сам сообщил об этом в своем заявлении в Арбузинский поссовет: на 15 июня 2005 г. было построено 10 км газопровода. То есть, на момент всего лишь предоставления разрешения на строительство газопровода уже было проложено 10 км труб. На каком основании, законно ли - в этом тогда никто разбирался... В тот же день было делегировано подрядчику ЧП «Щербина» функции заказчика на строительство газоснабжения пгт Арбузинка. В итоге Щербина стал и заказчиком, и подрядчиком в одном лице, что само по себе противозаконно.


По существующим правилам все должно было быть совершенно по-другому: поселковый совет должен был выступить заказчиком на изготовление проектно-сметной документации, провести конкурс на конкурентных основах, чтобы не создавать монопольной среды, определить подрядчика, который выполнял бы работы. Также должен был быть заключен договор подряда и только после этого должно было приниматься решение поселкового совета на согласование и «добро» на строительство. Этого, как уже стало понятно, никто не соблюдал.


В 2007 году государством были выделены деньги для строительства газопровода в рамках программы социально-экономического развития территорий, попадающих в действие Ташлыка. На строительство газопровода в пгт Арбузинка по этой программе было выделено два транша: 500 тыс. грн. и 1 млн. 240 тыс. гривен из госбюджета. С этого времени газопровод в Арбузинке строил не только Щербина, но и государство. Только за госденьги — быстро и безболезненно, а за вложения инвестора — мучительно и долго. В этот же период в очередной раз поселковый совет выдал решение об оформлении за ЧП «Щербина» права собственности на газопроводы среднего давления. Но прокуратура его быстро отменила как не отвечающее требованиям действующего законодательства.


Так как права собственности не признали, Алексею Щербине ничего не оставалось делать, кроме как бесплатно передать первую и вторую очереди построенного газопровода в государственную собственность на баланс Первомайского газового хозяйства ПАТ «Николаевгаз» и Братскому управлению газового хозяйства — третью очередь. В течение 2007-2008 года было передано 3 очереди строительства общей протяженностью 8 тыс. метров. Ему-то другого ничего не оставалось, ведь трубы должны эксплуатироваться по назначению — нести в каждый дом «голубой огонек», толку-то от них будет без газа...


При передаче 3 очереди одним из пунктов поселковый совет рекомендовал Братскому управлению газового хозяйства подключить потребителей этого газопровода и делать врезку на основании справки Щербины в период до окончательного расчета за выполненные работы по строительству и введению в эксплуатацию газопровода в пгт Арбузинка. Людям стали подключать долгожданный газ.


-В принципе, такая система существовала и есть еще сейчас. Заказчиком должен выступать либо поселковый совет и нести всю ответственность, регулировать все вопросы строительства, подключения, дальнейшей эксплуатации с передачей на баланс специализированным управлениям, либо же мы предлагаем людям создать кооператив. Допустим, собираются 10 человек на улице и решают провести газ. Они создают кооператив, выбирая председателя, финансово-ревизионную комиссию, определяют положение. Для них, предположим, провести газ по улице стоит 200 тысяч гривен. Эту сумму жители делят на каждого поровну. Вносят, строят его, а затраты каждого по внутридомовой обвязке и подключению — это уже вопрос каждого отдельный. В данном случае здесь ничего подобного не происходило. Незаконно было то, что заказчик ЧП «Щербина» и подрядчик — ЧП «Щербина» - это одно и тоже лицо. А что такое частный предприниматель? Этот человек не ведет никакую финансово-хозяйственную отчетность, - отметил первый замгубернатора.


До этого периода все вышеуказанные моменты ни коем образом не касались самих арбузинцев. Для жителей поселка главной целью было получить газ, который и стали наконец-то поставлять в дома. Тут, собственно, и начались проблемы. Щербина за подключение каждого дома желал получать деньги. В самом факте получения платы нет ничего противозаконного — ради этого, собственно, все и делалось. Беда в том, что аппетит у Щербины начал расти прямо на глазах: сначала он требовал 3 тысячи гривен, потом сумму увеличил до 6,500, а в конце стал просить и вовсе больше 12 тыс. гривен. Для жителей сельской глубинки это огромные деньги! Но дело даже не в сумме. Щербина НИ РАЗУ так и не смог экономически обосновать установленные им суммы за подключение. Почему 12 тысяч, а не десять? Или двадцать? Или сто? Естественно, постоянное изменение суммы стало вызывать вопросы.


-Мы просили Щербину дать расчеты, сколько реально было потрачено денег. Эти расчеты официально он нам так и не подал, несмотря на то, что я его несколько раз приглашал, Николай Петрович встречался... мы ему сказали: «Мы готовы компенсировать! Дайте, пожалуйста, ваши расчеты, сколько это все стоило». Он писал инвестиционную составляющую в актах ввода в эксплуатацию. Но я на то время работал в ГАСКе и могу с уверенностью сказать, что эти цифры писались «от фонаря». Эти суммы не проверялись, никто на это внимания не обращал, там целая комиссия подписывала это все. А где комиссия, там коллективная безответственность,.. - продолжил рассказ Николенко.


Газ в дома людям начали поставлять, но таких ожидаемых предпринимателем денег особенно никто не торопился нести. Поэтому недолго думая в 2008 году Щербина самолично перекрыл газ уже подключенным 203 абонентам. Скорее всего, он хотел таким образом поторопить людей с выплатами. И хоть в феврале 2009 года решением Николаевского хозяйственного суда Щербина узаконил право собственности на газопровод, перекрывать газ он не имел права. Такие действия должны выполнять исключительно специалисты соответствующих учреждений и организаций, имеющие лицензии, чтобы не привести к аварийной ситуации. Кроме того, для отключения людей от газоснабжения должны быть веские причины. Но такие «мелочи» Щербину не волновали — его интересовали только деньги. С горем пополам газ людям включили, но, как говориться, осадок остался — денег никто так и не стал нести.


Уже в 2010 году, 15 марта, неожиданно нашелся документ — протокол заседания комиссии по подготовке проекта распоряжения главы облгосадминистрации по поводу введения государственного регулирования цены на присоединение к распределительному газопроводу.

Оказалось, что Антимонопольный комитет еще в 2008 году по этому газопроводу вынес решение о нарушении законодательства по защите экономической конкуренции и обязал органы местного самоуправления отменить свое решение.


-В частности, в этом решении написано: определить, что исполнительный комитет Арбузинского поселкового совета, предоставив своим решением от 30.05.2005 разрешение на строительство разводящих сетей газопровода не на конкурентных основах, совершил нарушение, что привело к ограничению конкуренции. Это решение должны были отменить на протяжении 30 дней. Кроме того, в документе прописано, что если это все есть проблемой по антимонопольному законодательству, то тогда в полномочиях местных органов власти райгосадминистрации и облгосадминистрации определить сумму стоимости этого дела, сколько реально этот человек потратил, - сказал замгубернатора.


Только вот почему-то с 2008 года это сделано не было. К этому решению вернулись лишь на комиссии 15 марта 2010 года, где опять подняли вопрос, сколько же было потрачено денег на этот газопровод.


-Когда Щербина сначала передавал, потом пытался заработать денег и у него ничего не получилось, он в 2009 году признал право собственности на построенные ним газовые сети и попутно признал право собственности и на те сети, которые были построены за государственные деньги и были переданы на баланс Братскому управлению газового хозяйства общей протяженностью более 51 км. Стоимость основных фондов, которые приняты в эксплуатацию состоянием на дату принятия, составляла 8 млн. 313 тыс. гривен. Общее количество потенциальных потребителей — 1106 человек. Но ничего не происходило, пока не произошла смена власти, - отметил Николенко.


Для того, чтобы этот вопрос урегулировать, было подготовлено распоряжение главы Николаевской ОГА от 20 августа 2010 года, в котором все-таки были произведены расчеты стоимости построенного Щербиной газопровода. Сумма получилась даже несколько выше, чем та, которую называл Щербина, - 8 млн. 469 тыс. 734 гривен. Количество абонентов, которые в перспективе могут подключиться, — 3334. Таким образом, стоимость услуг по подключению газопровода, по мнению специалистов ОГА, составляет 3 тысячи 628 гривен 89 копеек.


Алексея Щербину ознакомили с этими расчетами. Результат не заставил себя ждать: через несколько дней в Кировоградском окружном административном суде появился иск о том, чтобы признать это распоряжение недействительным.


-Зачем же отказываться от денег? Зашли, отрегулировали момент. На то время он уже с граждан требовал 12 тысяч за подключение. Отменить решение не получилось, так как оно было временным - до конца 2010 года оно утратило свою силу. Но тем не менее в составе газового кооператива, который был создан в Арбузинке, сейчас на счетах находится 484 тыс. гривен этих собранных денег, которые мы неоднократно предлагали господину Щербине. На это он рассказывал, что ему мало, он не хочет и так далее, - рассказал Геннадий Николенко.


После таких решений, понимая, что положение Щербины довольно шаткое, предприниматель стал предлагать людям подписывать так называемые «мировые соглашения». В них предприниматель обязуется построить газопровод среднего давления и систем газоснабжения. Стоимость на одного потребителя — 12 тыс. 354 грн., из которых 6 тыс. 354 грн. - монтажные работы и 6 тыс. грн. - долевая часть в строительстве газопровода. Вот тут-то собака и зарыта. Если умножить предлагаемую Щербиной сумму за подключение одного абонента 12 354 грн. на количество самих абонентов — 3334, получится 41 188 236. Более сорока одного миллиона гривен хочет получить Щербина со своих вложенных 8 с лишним миллионов! Вот из-за чего весь сыр-бор, вот почему предприниматель носится по судам, выискивает всяческие лазейки и т. д. Сорок один миллион, который маячит впереди, — достойная цель. Однако во всяком деле есть свои пределы, свои лимиты. По мнению специалистов, в таком деле, как строительство газопроводов, норма прибыли составляет 20-25%, пускай даже 30%, но никак не 500%!


Но и это еще не все: у предпринимателя, который хочет одним махом проглотить куш в сорок с лишним миллионов, оказывается, нет никаких разрешений на поставку газа и обслуживание сетей! Именно поэтому Щербина заключил договор на техобслуживание этих сетей с «Николаевгазом».


-Хоть он вроде и передавал сети «Николаевгазу» по очередям, но так и не передал их. Получается, что «Николаевгаз» подает газ, обслуживает сети, но производит все это без договора. Договор был заключен только на техобслуживание, однако Щербина решил и за это не платить, поэтому сейчас в судовом порядке этот договор «Николаевгаз» хочет разорвать, - добавил Николенко.


Некоторые люди сохранили даже самые первые договоры с ЧП «Щербина», по которым оказывалось, что люди оплачивают строительство газопровода высокого, среднего и низкого давления в пгт Арбузинка согласно сметы и проекта. Причем, естественно, ни со сметой, ни с проектом никто никого не ознакомил. Подписывая договор, человек становился собственником части этого газопровода. Тогда какие же тут инвестиции? Предполагается, что человек оплачивает и строительство в целом, и индивидуальные работы к его дому.


При этом, если заказчику что-то не нравится, он должен сам за свои деньги переделывать и согласовывать проект, а также: должен проводить земельные, покрасочные, столярные и технические работы, обеспечить исполнителя необходимыми условиями для выполнения задачи - обеспечить разрешения на прокладку подземного газопровода, охрану имущества и материалов. И ко всему — до начала работ заказчик должен перечислить 30% приблизительной стоимости работ. А исполнитель обязывается принять определенную проектную документацию согласно норм. И при всем при этом построенная система газоснабжения в птг Арбузинка остается собственностью исполнителя до полного расчета с заказчиком. Также человек не имеет права продать дом, не поставив в известность исполнителя, так как он может разорвать эту сделку и требовать свою долю.


-Он требует с людей компенсации — где же инвестиции? Проект называется «Газификация пгт Арбузинка», но вводился он в эксплуатацию очередями. Кто разбивал на очереди? Для этого должен был переделываться проект, который должен был проходить заново экспертизу, где проектант бы выделил все очереди. Мы обращались в прокуратуру и считаем, что нужно проводить серьезное расследование деятельности должностных лиц инспекции ГАСК, которые вводили тогда в эксплуатацию и не видели, что заказчик и подрядчик — это одно лицо. Разрешений найти сейчас никто не может. И непонятно, что в них вообще значится, - сказа Николенко.


Сейчас есть постановление Кабинета Министров Украины № 770, которое вступило в действие с 1 января 2013 года и предусматривает передачу всех объектов газоснабжения, при строительстве которых вкладывались средства государства, на баланс специализированных газовых хозяйств, имеющих соответствующие лицензии и долю государственного капитала в своем уставе. Таким предприятием в Николаевской области является ПАО «Николаевгаз», с которым подписали договоры на газоснабжение и согласно тарифам которого ведется расчет за потребленный газ. То есть, скорее всего, ЧП «Щербина» все-таки придется передать «свой» газопровод на баланс государству. Однако это не освобождает никого от ответственности за содеянное ранее. Как отметил Геннадий Николенко, сейчас в рамках этого дела идет досудебное следствие по факту мошенничества.


-Я не претендую на истину последней инстанции, и в отличие от господина Щербины опираюсь исключительно на документы. Проект Щербины можно смело назвать величайшей аферой века. Не иначе. Просто все так набросано, с такими подозрительными неточностями в принятии решений. Если сказать по-простому — людей просто развели. Арбузинский поселковый совет, депутаты и все остальные дали возможность проходимцу зарабатывать на них деньги. Он не может доказать, сколько он реально потратил денег. Это только его внутричерепные расчеты, - подытожил первый заместитель губернатора.


Читайте также:


На жителях Арбузинки хочет нажиться частный предприниматель. Областная власть пообещала, что не бросит людей

 

Факел зажгли – газа нет

 

«Проблему пуска газа в дома Арбузинцев нужно решать в Николаеве за столом переговоров» - уверен А.Cадыков

 

Срыв пуска газа в Арбузинке – диверсия или разгильдяйство?

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив