Николай Круглов: «У мэра без команды будущего нет»
Николай Круглов: «У мэра без команды будущего нет»
Николая Круглова представлять горожанам не надо, – вряд ли можно найти более авторитетного человека в Николаеве и области. По общему признанию, Николай Петрович был лучшим главой области с момента обретения Украиной независимости. А еще он трижды избирался народным депутатом Украины, занимал должность министра транспорта Украины. Одним словом, знаний, умений и жизненного опыта у него хватит на троих.
В преддверии местных выборов «Новости-N» пригласили Николая Круглова на интервью. Мы уверены, что его оценки – как ситуации в целом, так и отдельных личностей – будут интересны нашим читателям.
О Сенкевиче: «Он пришел без команды – и уйдет без команды»
- Николай Петрович, через несколько месяцев в стране должны состояться местные выборы. Вы не возражаете, если темой нашего сегодняшнего разговора будет местная власть и все, что с ней связано?
- Не только не возражаю, но и настаиваю. Я считаю, что предстоящие местные выборы дают нам уникальный шанс, упустить который было бы преступлением.
- Хорошо. Тогда начнем с оценок. Как бы Вы оценили пятилетнюю работу городской власти – отдельно мэра и депутатского корпуса?
- Сегодня можно сказать, что ни городской совет, ни мэр города не справились с теми задачами, которые стояли перед ними, не оправдали тех надежд и чаяний, которые возлагали на них горожане в 2015 году.
- Если коротко оценить их работу по пятибалльной системе?
- Неуд. И мэру, и депутатскому корпусу.
- Давайте поговорим более конкретно. Сначала про мэра, Александра Сенкевича. Насколько помнится, к его избранию Вы тоже в какой-то мере приложили руку. Вы Сенкевичу помогали тогда…
- Нет.
- Утверждают, что Вы его консультировали во время мэрской кампании…
- Нет, даже не консультировал.
- В частности, готовили его к теледебатам с Игорем Дятловым. Было такое?
- Когда он готовился к теледебатам с Дятловым, он пришел ко мне с просьбой дать ответы на некоторые вопросы…
- Значит, он все-таки приходил к Вам?
- Да, он приходил ко мне накануне второго тура выборов. Но все мои консультации сводились к следующему: если ты идешь в мэры, ты должен понимать, какие силы за тобой стоят. Если ты идешь сам – тебе будет легко работать, но с одним условием: у тебя должна быть команда. Если команды нет – ничего не получится. Второе: если тебя ведут какие-то силы, ты будешь связан по рукам и ногам, потому что вынужден будешь решать какие-то их вопросы, значит, становишься марионеткой. Я ему сказал, что если у тебя есть такие люди, которые могут к тебе зайти, открыв ногой дверь, – значит, ты уже не мэр. И без команды – ты тоже не мэр.
- В итоге что получилось? Может, нельзя сказать, что первое, но второе – точно.
- Да. Он пришел без команды – и уйдет без команды. Недавно был съезд партии «Пропозиція», туда поехал наш мэр. Вы видели рядом с ним известных николаевцев? Их там нет. С другой стороны, у меня возникает вопрос: почему мэр города Николаева «лег», образно говоря, под мэра другого города? Назвали эту партию партией мэров. Получается, если ты не мэр, ты в эту партию не войдешь? Но не это главное. Я и сейчас любому кандидату могу повторить: если ты не покажешь свою команду и не скажешь, что ты идешь реализовывать вот эту конкретную программу, четкую стратегию развития города, если это будут делать, условно говоря, три человека из Херсона, четыре человека из Кировограда, пять человек из Киева, – то у тебя, как мэра, будущего нет.
- Он пришел к Вам впервые, незнакомый человек – какое впечатление он тогда на Вас произвел?
- Поначалу он произвел на меня впечатление человека довольно искреннего, желающего работать. Опять-таки, айтишник, то есть определенный склад ума у человека есть, в общем – почему не поговорить? Только позже, после того, как я наблюдал за его работой, слышал многие его заявления, интервью и т. д., я понял, что это первое впечатление было ошибочным.
- То есть, вы его сразу не раскусили?
- Нет, не раскусил. Строго говоря, я и не ставил перед собой такую задачу, разобраться в этом человеке, потому что, во-первых, это была мимолетная встреча, во-вторых, мне от власти ничего не нужно было.
- Прошло пять лет, что Вы можете сказать о плодах его деятельности?
- Плодов-то особых нет, плоды – это когда все вкушают!
- А есть плоды, которые вкушаешь и плевать хочется… Какой, с Вашей точки зрения, главный недостаток Сенкевича?
- Больше всего мне не нравится отрицание того, что в городе есть способные управленцы, профессионалы, честные люди, которые могут выполнять возложенные на них функции. Что получается, когда ты берешь на ключевые должности людей, абсолютно в профессиональном плане не подготовленных? Если на руководство такой сложной системы как ЖКХ ты ставишь человека из другого города…
- Вы имеете в виду Мкртчяна?
- Не только его — таких людей была целая обойма, особенно поначалу: Олефир, Рохов, Гошовский, Дадиверин и многие другие. Приехали, образно говоря, ниоткуда, затем уехали «в никуда», никакого следа после себя не оставили. Я ничего плохого о них сказать не хочу, но в данном случае это были случайные люди, непонятно по каким критериям попавшие на должности. Они не были командой мэра, понимаете? Если человек не знает города, не знает ситуации, то каких результатов можно ожидать? Это же не так просто – владеть ситуацией. Я в свое время работал в Ленинском исполкоме Николаева и считал, что все знаю, а когда пришел на должность первого зампреда горисполкома, я понял, что город до конца не знаю. Мне понадобилось время, чтобы понять, разобраться, увидеть все его проблемные точки. Нельзя на такие болезненные, скажем так, отрасли ставить человека совершенно не подготовленного.
- Какие это, к примеру, проблемные точки?
- Например, я нисколько не сомневаюсь, что приехавший из другого города заместитель мэра по вопросам ЖКХ ни сном, ни духом не ведал о наличии коллектора в районе бывшего завода «Дормашина», который нужно было после каждого дождя осматривать, чистить и так далее.
О воровстве: «Куда делись полтора миллиарда гривен?»
- Мы говорили о плодах. Кто-то наверняка их имеет, и с удовольствием вкушает. Поставим прямой вопрос: больше воруют сейчас или до 2014-го года?
- Больше воруют сейчас. Почему – я объясню. Сравните бюджет – сейчас и пять-десять лет назад. Он увеличился в разы. Простой пример вам привожу – Одесская трасса…
-«Дорога Круглова» ее тогда назвали…
- Так вот, тогда капитальный ремонт километра этой дороги стоил от полутора до двух миллионов гривен. Сегодня такая же работа стоит от 25 до 50 миллионов. Это ли не издевательство? Что подорожало в 25 и более раз? Щебень, песок, вяжущие? Битум? Но он, наоборот, должен подешеветь, потому что нефть стала дешевле. Может, зарплата в 25 раз выросла? Когда мне говорят о 30-40% откатов, я не понимаю, это как? На 30% меньше положить щебня, других составляющих? Абсурд!
- Как Вам наша центральная площадь, которую в народе назвали «Серой» и которая обойдется городскому бюджету, с учетом предстоящего продолжения работ, 105 миллионов?
- Я скажу так: если бы это был солдатский плац, было бы все правильно…
- Так может, эта реконструкция по инициативе мэра и задумывалась не как объект для людей, а как способ кому-то заработать те самые сладкие плоды?
- Любой человек в Николаеве вам скажет, кто на этом заработал. Я приведу другой пример. Если в 2010 году в области было 71 миллион гривен капитальных вложений, то с началом децентрализации, в 2015-2016 годах городу поступило полтора миллиарда гривен на капитальное строительство. Я, как человек, знающий город, так и не понял, куда делись эти огромные деньги. Если для капитального ремонта, например, широкобальского путепровода, требуется около 400 миллионов, то почему их не выделили из этих полутора миллиардов? Почему не ремонтировались другие мосты? Где эти капвложения?
О Дятлове: «Испытание властью он не смог пройти»
- Как бы вы оценили работу самой многочисленной фракции в горсовете и, в частности, ее лидера Игоря Дятлова?
- Не хочу давать оценку работы Игоря Дятлова в городском совете, пусть это сделают горожане. Но не могу не сказать о другом: я до глубины души возмущен тем, что он говорит в адрес своего бывшего коллеги, своего друга Артема Ильюка. Некогда два лучших друга! Двое молодых людей, которые прошли хорошую школу, которые подавали надежды, были командой, и вдруг… Вот это мне не нравится, с точки зрения порядочности, чисто мужской.
- Ни для кого не секрет, что именно Вы вели Игоря Дятлова по тем ступенькам, на которые он взлетал, минуя иногда не одну, а целых три: легко стал депутатом, легко стал главой областного совета в свои-то 29 лет, и так далее. Все понимают, кому он был обязан этими взлетами. А потом вдруг произошло нечто, и Вы с ним резко разошлись. По этому поводу в городе до сих пор гуляет много разных версий и спекуляций. Мы можем поставить точку в данном вопросе? Что же произошло между вами?
- Да, я отвечу. Есть у него определенные черты характера, которые мне не нравятся.
- То есть, раньше Вы их не замечали?
- Они проявляются не сразу. Как говорит пословица, чтобы узнать человека, нужно с ним пройти огонь, воду и медные трубы. Трубы – сложнее всего, это испытание славой, в данном случае, испытание властью. Есть много изречений и на эту тему – что власть портит человека, а абсолютная власть развращает. На мой взгляд, испытание властью Игорь Дятлов не смог пройти.
- Когда стал председателем облсовета?
- Да.
- А в чем это выражалось? В каких поступках, действиях?
- Знаете, об этом можно целую историю написать.
- Что послужило решающим моментом, положившим конец вашим отношениям?
- Окончательный разрыв произошел после того, когда я, став народным депутатом Украины, рекомендовал вместо себя на должность главы облгосадминистрации не Дятлова, а Николенко.
- А Игорь Сергеевич хотел быть губернатором?
- Да. Просто я посчитал, что Игорь не готов взвалить на себя эту ношу.
«Молодая команда распалась из-за отсутствия лидера»
- Вы вспомнили о команде молодых, перспективных людей, которых Вы готовили как будущих профессионалов-управленцев. Это Дятлов, Ильюк, наверное, Жук, еще…
- Роман Васюков…
- Васюков, Хачатуров. Человек 5-6 было – молодые, умные, раскованные, свободные от советских стереотипов - тогдашняя команда, ваша будущая смена. Кого бы из них Вы сейчас выделили – по человеческим и профессиональным качествам? Кто из них действительно, на Ваш взгляд, оправдал надежды?
- Я думаю, это Артем Ильюк. В непростое время он оказался, в хорошем смысле, бойцом. В 2014 году, в очень сложной ситуации, он смог…
- бывший член партии регионов…
- …тем не менее, он смог завоевать доверие избирателей в Ингульском и Корабельном районах, у него хватило сил, здоровья, ума отстоять свои принципы. Еще могу назвать Николая Жука – простой сельский парень смог подняться на хороший профессиональный уровень. Хотя он ушел из политики в бизнес, но имеет достаточный потенциал, чтобы оказаться полезным в управленческих структурах. Думаю, наш регион только потеряет, если здесь будут отодвигать от власти таких людей, прямо скажем, не хапуг.
- Они тогда представляли собой команду. Но она развалилась, сейчас каждый сам по себе. Почему?
- Лидера нет.
- Тогда в роли лидера был Дятлов…
- Нет.
- А кто?
- Круглов.
- На сегодняшний день свои мэрские амбиции так или иначе уже обозначили несколько человек. Это Александр Сенкевич, Артем Ильюк, Владислав Чайка, Александр Жолобецкий, возможно, тот же Игорь Дятлов. Есть еще несколько человек во «втором эшелоне». Какая из этих фамилий не вызывает у Вас отторжения? Или кого вы готовы поддержать?
- Я предлагаю нашим избирателям присмотреться к двум из них – к Артему Ильюку и Владиславу Чайке. Они абсолютно разные люди. Артем – хороший, знающий политик, он больше известен. Владислав – хозяйственник (можно сказать, что у него гены), работающий в самой необходимой для города системе ЖКХ, тоже знающий, но не избалованный властью.
- А из этих двух кто Вам все-таки ближе?
- Мне бы не хотелось называть фамилию, поскольку я хорошо отношусь к ним обоим. Но я знаю, за кого буду голосовать во втором туре.
Об участии в выборах: «Мэром должен стать кто-то из молодых»
- Вы готовы на этих выборах баллотироваться в мэры города Николаева?
- Нет.
- А если партия попросит?
- Нет.
- Почему?
- Я прожил свою жизнь так, как хотел. 13 лет работал в проектном институте, строил, проектировал водопроводы, канализации, школы, больницы, детские сады, фермы и т.д. Это было интересно – ты приезжаешь на пустое место и видишь, что здесь будет построено. И в дальнейшем так было – я занимался тем, что мне нравилось. И думаю, делал свою работу хорошо, если не хватало знаний – учился. Если мы говорим о городском хозяйстве, то, открыто скажу, меня сложно обмануть, как говорят, «навешать лапшу», потому что я одинаково хорошо могу разобраться в любом вопросе – то ли это вода, канализация, газ, тепло, стройка, аварийные дома и так далее. Но уходят годы, растет новая плеяда людей, которые должны себя попробовать на этой должности…
- Один уже попробовал…
- Тем не менее, я считаю, что сегодня есть много молодых ребят, которые могут себя проявить с лучшей стороны на такой должности.
- Ясно. В мэры Вы не пойдете, а как насчет депутатства?
- Этого я не исключаю.
- Что для Вас ближе – городской совет или областной?
- Областной. Я много лет посвятил работе в области, более того, понимаю, что в ближайшем будущем в области будет больше проблем, чем в Николаеве, в связи с административной реформой. В области будет четыре района. Николаевскому району будет легче других. А трем остальным, центром которых являются Баштанка, Вознесенск и Первомайск, придется решать множество и старых, и новых проблем.
- На сегодняшний день Вы связываете себя с партией «Наш край». Это уже однозначно?
- Да.
- Почему именно с ней?
- Я считаю, что партия «Наш край» наименее зависима на сегодняшний день от центрального аппарата, я не ощущаю никакого давления со стороны Киева. И есть определенная степень доверия к лидеру, Юрию Кормышкину. Да, имеются проблемы, как и в любой другой партии, но потенциал у «Нашего края» есть, он не исчерпан, в партии много толковых, грамотных людей.
- Наименее зависима от Киева – это же не значит, что совсем независима?
- Сегодня ни одна партия на местном уровне не может самостоятельно решать все свои вопросы, в том числе кадровые. Взять одну из самых влиятельных в Николаевской области, партию «ОПЗЖ», – до сих пор ни на областном, ни на городском уровнях у нее нет лидера. Все пытаются назначить из Киева. Новые люди приезжают из столицы и пытаются здесь стать лидерами.
- Но в любом случае шансов стать влиятельной силой в горсовете Николаева у партии «ОПЗЖ» намного больше, чем у любой другой политической силы…
- В том-то и дело. Я об этой партии говорю, потому что там подавляющее большинство бывших регионалов находится. Они самостоятельно не могут решить ни одного вопроса без Киева. При мне такого никогда не было. Да и как такое может быть, чтобы лидер партии в области не мог решать самостоятельно кадровые вопросы? Отсюда возникает вопрос: а как избирать на местных выборах нормальных, толковых людей, если все решается окриком из Киева? Это способствует продвижению интересов города, области?
Лучший мэр: «Если бы мог – обнял бы всех»
- И напоследок: как Вы считаете, кто был лучшим мэром Николаева в годы независимости?
- Владимир Чайка.
- Почему?
- У него харизма была... Но главное – он умел защищать интересы города.
- Какие его качества наиболее ценны как мэра?
- В первую очередь, моральные. Это человек, мимо которого нельзя было пройти, и он не мог пройти мимо старика, старушки, ребенка. Он, если бы мог физически, обнял бы всех.
- Спасибо за интервью.
Беседу вели Анатолий Росич, Николай Трофимов