Невидимые люди
Бездомные. Говорить о них вслух не принято, появившийся еще в 70-е годы в СССР термин «БОМЖ» (без определенного места жительства) считается ругательством, обсуждать их присутствие на городских улицах и связанные с этим проблемы - моветон. Прохожие стараются их не замечать, завидев, стремятся тут же перейти на другую сторону улицы, а если встречи не избежать - жмурятся и закрывают рукой нос. Такие вот получаются «невидимые люди».
Под небом голубым...
Ирина живет в самом центре Николаева, по адресу ул. Шевченко, 54 (пересечение с ул. Декабристов). Красота - и до центра рукой подать, и шумные улицы не так близко: спальный район! Но не спешите завидовать, потому что живет Ирина прямо на улице, в уголке между крыльцом и стеной дома.
Отгораживается от внешнего мира и любопытных взглядов с помощью натянутой веревки, на которой развешаны старые одеяла - такая себе перегородка. На отгороженной территории едва вмещается ее старый матрас и одеяло, остальные же вещи сложены в тюки и находятся за территорией «комнаты» - Ирина надеется, что прохожие не станут посягать на ее незамысловатое добро.
Застать Ирину «дома» - дело не простое. Корреспондентам «Нашего города» это удалось со второго раза. Приехав в первый раз, мы обнаружили у входа в импровизированное жилище лишь спящего кота, который, судя по миске с остатками еды, живет тут же, на коврике. Рядом стояло ведро с водой, в котором отмокали в ожидании стирки старенькие джинсы. Двери дома, у которого оборудована квартира под открытым небом, были закрыты, спросить о постоялице было некого.
А познакомиться с Ириной нам удалось во второй наш приезд - еще не старая и достаточно приветливая женщина охотно рассказала нам свою историю. Ей 52 года, по образованию она медработник - до середины 90-х работала медсестрой. Потом в стране начался кризис, зарплату в больнице платить перестали, и Ирина ушла на случайные заработки - нужно было кормить семью, подрастал сын. В медицину она больше так и не вернулась, хотя, по ее словам ,с удовольствием бы сделала это: благо, помнит, и как капельницу поставить, и как инъекцию сделать. Но, по ее словам, «обратно не берут».
А на улице бывшая медсестра оказалась 7 лет назад.
- Мой сын собирался в Чехию ехать, на заработки. Туда, где машины делают. Нужны были деньги на поездки. Я продала свою квартиру, а деньги ему отдала. В итоге, он никуда не поехал, деньги прогулял, а я осталась на улице, - абсолютно спокойно рассказывает Ирина.
С тех пор женщина жила, где придется - в сараях, на чердаках. Естественно, такой образ жизни не пошел на пользу - Ирина не пахнет французскими парфюмами, а день ее заканчивается традиционными ста граммами. Так сказать, для согрева души и тела.
Примерно год назад ее приютила у себя 62-летняя Аня, которая жила в одной из квартир общего жилкопа по ул. Шевченко, 54. Аня, образ жизни которой не очень отличался от Ириного, разрешила новой подруге и постоялице разместиться в своем сарае. Взамен Ирина составляла ей компанию, помогала по хозяйству, а в последние месяцы даже купала и кормила с ложечки, так как, по ее словам «Аня была немного не в себе». И вот, месяц назад Аня умерла. После смерти хозяйки помещения Ира и оказалась на улице - дети покойной очень быстро квартиру продали, а новые хозяева, естественно, «попросили» нежеланную гостью.
На нашу просьбу показать свое прежнее место жительства, Ирина с легкостью согласилась. Завела нас во двор, указала рукой на ветхое деревянное строение на втором этаже, из распахнутой двери которого виднелись горы тряпья и клумаки.
- Это я еще постепенно выбираюсь отсюда, - пояснила Ирина.
Показала она и квартиру, в которой раньше жила ее подруга. Там как раз делали ремонт, и новые хозяева, завидев фотоаппарат, вышли узнать в чем дело. Не дав нам сказать и слова, Ирина с улыбкой обратилась к молодому человеку:
- Не волнуйтесь! Это пришли, чтобы меня здесь не было!
Подошла к нам еще одна жительница двора, Елена Николаевна. Она рассказала, что Иру знает давно, еще со времен работы в больнице. Во всем, что случилось с женщиной, Елена Николаевна винит сына Ирины и... детей покойной Ани.
- Ну и оставили бы ей (Ире- прим. авт.) квартиру! Она ведь за этой Аней ухаживала, не отходила от нее ни на шаг! И она ее и хоронила, бегала везде, организовывала, а дети где были? - высказала свое негодование Елена Николаевна.
Ирина на эти слова только с улыбкой машет рукой - ничего, мол, все в порядке. На наш вопрос, где она собирается теперь жить, Ирина оптимистично ответила:
- Квартиру буду снимать.
- А деньги на квартиру где возьмете?
- А мне сын снимет.
В ответ на эти слова Елена Николаевна лишь покачала головой, но Ирина будто этого не заметила. Кстати, по ее рассказам, сын ее живет в частном доме на Водопое с женой и ребенком. Для мамы места там не нашлось - у них всего одна комната, и мать пустить некуда. Но Ира не обижается на сына - она твердо верит, что в этот раз на улице не останется, сын снимет ей жилье. А предыдущие семь лет скитаний и мытарств по подвалам и чердакам - не в счет.
А пока же осталась бывшая медсестра под открытым небом, на земле, отгороженная старым одеялом от прохожих.
Есть ли дорога обратно?
От тюрьмы и сумы - не зарекайся, гласит народная мудрость. Действительно, стать лицом «без определенного места жительства» может каждый. По официальной статистике, в Украине 30 тысяч бездомных. На самом деле их гораздо больше - в благополучной Франции официально зарегистрировано 100 000 «бомжей», поэтому Украина со своими 30000 выглядит смешно.
В Николаевской области учетом бездомных занимается центр, который входит в структуру управления труда и соцзащиты Николаевской областной администрации. Он так и называется - областной центр учета бездомных граждан. Создан центр был в 2006 году по распоряжению главы ОГА. Центр проводит первичный учет бездомных, восстанавливает утраченные паспорта, помогает трудоустроиться, предоставляет информационные услуги. Кроме того, по адресу центра - ул. Иванова, 21,- можно зарегистрироваться без права проживания. Штамп о регистрации дает возможность бездомному устроиться на работу, стать на учет в службу занятости, оформить пенсию, социальные выплаты, инвалидность. Обо всем этом нам рассказал директор областного центра учета бездомных граждан Владимир Гусаров.
- Мы находим бездомных во время социального патрулирования, или они сами приходят к нам в центр. О бездомных также сообщают нам из больниц, участковые инспекторы, участковые врачи. Раньше был еще приемник-распределитель, куда сотрудники милиции отвозили бродяг. Но в прошлом году законодательство изменили, отменив статью за бродяжничество. Приемники расформировали, милиция теперь бездомных не забирает, - пояснил Владимир Маркович.
На сегодняшний день взято на учет по Николаевской области 5488 бездомных граждан, из них 3539 человек были зарегистрированы по адресу центра без права проживания. Из пяти с половиной тысяч бездомных 1974 - коренные николаевцы, еще у 1565 человек последнее место прописки было либо в области, либо на территории Украины и даже СНГ.
- Когда я вношу человека в реестр, я с ним беседую, интересуюсь, чего он хочет. Хочет он просто оформить документы, или устроиться на работу, или еще что, и уже исходя из его желания мы действуем дальше. Если он говорит: я - романтик, хочу жить так, как живу, то мы его записываем и он идет на все четыре стороны. А если хочет оформлять документы - конечно, помогаем, - говорит Владимир Гусаров.
Частая проблема, с которой обращаются в центр - отсутствие документов. В основном без паспорта оказываются люди, освобожденные из мест лишения свободы. За 4 с половиной года деятельности центра 664 бездомным оформили паспорта. На восстановление документа уходит от нескольких месяцев до года - иногда запросы приходится рассылать по всему бывшему Советскому союзу.
- Чтобы восстановить паспорт одному мужчине нам пришлось провести целое расследование. Он страдает психологическим заболеванием - у него потеря памяти, он без ног и у него отсутствует зрение. Где был прописан или проживал раньше - не помнит: что-то на букву «К». Родственников также найти невозможно. Помогло то, что когда-то он два года сидел в тюрьме за кражу двух поросят из колхоза. Оттуда он был направлен на строительство красноярского аммониевого завода. Обратились туда - а там и завода уже давно нет... Но в общем все-таки удалось восстановить человеку паспорт, он смог оформить инвалидность, пенсию, - вспоминает Владимир Маркович.
Бездомным мужчинам в Николаеве проще - для них есть центр реинтеграции - на улице Круговой. Там им оказывают медицинскую помощь, кормят, одевают. А вот с женщинами проблема - ни приюта, ни временной ночлежки для бездомных женщин у нас нет. А по информации центра, бездомные Николаеской области в социальном разрезе выглядят так: 71% - мужчины, 29% - женщины. 53 % мужчин разведены, 38% - не женаты, 9% женаты, 49% имеют детей. Женщины: 39% разведены, 49% не замужем, 12% замужем, 55% имеют детей. Что касается возраста, то 21% - это бездомные от 18 до 28 лет, 20% - от 29 до 35 лет, 8% людей свыше 60 лет, и 51% - это бездомные, возрастом от 36 до 60 лет.
У 8 % николаевских бродяг есть оконченное высшее образование, 4% не окончили вуз. У 39% бездомных среднее образование, у 21% - неполное среднее, у 26% - средне-специальное. И только 2% николаевских бездомных вообще не имеют никакого образования.
В целом же Николаевская область по количеству бездомных находится на почетном втором месте, уступая первенство лишь АР Крым. Но при этом в Николаеве нет НИ ОДНОГО места для временного пребывания или ночлега бездомных, или, проще говоря, ночлежек.
Показатель, которым гордится центр - 500 человек снялись с учета. А это значит, нашли жилье, устроились на работу, вернулись в общество.
- Есть несколько категорий бездомных, - рассказал Владимир Маркович. - Бывает так, что человек попал на улицу в силу жизненных обстоятельств. Если в течение трех месяцев, максимум - полугода, мы его не найдем и не заберем с улицы, то он пропавший. Больше уже к нормальной жизни он не вернется, обратного пути нет. Расскажу вам случай. Зимой был открыт пункт обогрева для бездомных на Московской. Собралось их там 90 человек. Я пришел, спросил: кто хочет паспорт восстановить, на работу устроиться? Все подняли руки. Я сказал всем желающим, что для восстановления паспорта им нужно пойти и сфотографироваться. В двух кварталах - фотостудия, я зашел и дал фотографу деньги и предупредил ,что придут люди фотографироваться. До сих пор так никто и не пришел...
P.S. Что касается Ирины, то Владимир Гусаров пообещал подъехать и лично пообщаться с ней. Кто знает, может быть она входит в число тех бездомных, кто еще может вернуться к нормальной жизни. Хотя понятие нормальной жизни у каждого свое - может, это как раз мы, увязнув в суете и заботах, живем ненормально...