НАШИ СОБАКИ

30.06.2011 в 15:32

 

«…Прадед - родоначальник линии Беллингтон фон Арм Вальден, 1867 г. р. от Р.Х., владелец - действ. стат. советник Виллем Ханс Рулле.


Прабабка – Гекуба Стрисс, 1868 г.р. от Р.Х., владелец - ротмистр Ахтырского гусарского полка Р.Н.Ухтомский.


Дед – Софьян I, 1875 г.р. от Р.Х., владелец - баронесса Верес, вдова.


Бабка – Ромула Соланж, 1873 г.р. от Р.Х., владелец - титулярный советник С.О.Карташов…


В 1882 г. от Р.Х., по настоянию заводчика произведен плотный инбридинг по родственной вертикали: кобель - Софьян I и сука - Мечула Стрисс…».


Купец 2-й гильдии Иван Берзин любовно поглаживал бархатный переплет собачьей родословной, выданной ему Московским городским присутствием «Общества охоты имени императора Александра II». Торговец музыкальными инструментами заплатил 110 рублей серебром за щенка добермана и привез его в Николаев. Документ, составленный по схеме Готского альманаха, вызывал у купца волнительный трепет простолюдина. Иван Берзин через своего четвероногого друга приобщился к благородному сословию владельцев породы. Купеческого добермана вскоре украдут, и родословная собаки навсегда осядет в полицейском фонде Херсонского архива.


Это самый ранний письменный источник, свидетельствующий о появлении в корабельном крае собак европейских пород.



Компаньоны аристократов



В XIX веке отношения между собакой и человеком складывались непросто. Глухие сведения о пребывании «братьев меньших» на территории города обнаруживаются в деловой переписке гражданских чиновников, мемуарной литературе и постановлениях Николаевской Думы, связанных с эпидемиями чумы и холеры. Сохранились также устные предания и фольклорные истории о собаках на флоте.


Долгое время среди моряков бытовала злая легенда о знаменитой «аглицкой собаке» (вероятно, английский дог), принадлежавшей командиру фрегата «Архипелаг» капитану 1-го ранга Юрьеву. На вечерней поверке пес и хозяин имели привычку обходить строй матросов. Животное принюхивалось и облаивало нетрезвых чинов. Собаку быстро отравили, подозреваемых высекли линьками и отправили служить на другие корабли.


Есть любопытный документ из архивного фонда коммерческого порта от 22 февраля 1849 года. Это ходатайство штатного аудитора (товарища прокурора) Черноморского флота лейтенанта Кошелева капитану над Николаевским портом майору Леониду Старчеусу. Прокурор просит «…дозволить ветеринару карантинной станции осмотреть кобеля благородной германской породы», который «…неделю как паршивеет, воды не пьет и пищи сторонится». Резолюция портового начальника в углу документа гласила: «Пса осмотреть примерно, а в карантин не заводить».


В середине ХIХ века обладание породистой собакой – знаковая принадлежность к аристократичной элите. Представители охотничьих пород с родословными стоили безумно дорого. За хорошую борзую или легавую могли запросто отдать две деревни. Второе место по престижности и… по стоимости занимали декоративные собаки-компаньоны. Болонки, птибрабансоны, той-терьеры и померанские шпицы были непременной принадлежностью стареющих княгинь и баронесс.


В 1869 году Эмилия Антоновна фон Глазенап, супруга адмирала и военного губернатора Николаева, праздновала свой 50-летний юбилей. Старшие штаб-офицеры флота вскладчину купили имениннице щенка итальянской левретки. Маленькие собачки этой древней породы грейхаундов были любимой игрушкой египетских фараонов. В ХVIII и XIX веках левретка - непременный атрибут монарших особ стран Европы и России. Художник Владимир Боровиковский в свое время выполнил портрет императрицы Екатерины II, которая гуляет в Царскосельском парке с левреткой.


Покупка благородной собаки опустошила карманы офицеров. Животное было «на вес золота» в прямом смысле слова. Денег для подарка потребовалось 4720 рублей серебром, о чем свидетельствует погашенный вексель - его фотография выставлена на сайте киевских коллекционеров.


«Компаньоны аристократов» – головная боль николаевских извозчиков. 20 мая 1882 года лошадь испугалась лая «немецкой собаки, понеся на крутом тракте». Пролетка опрокинулась и «сделала потрясение головы мещанину Борисову». Это из рапорта Спасского околоточного надзирателя. А вот выдержка из доклада станового пристава Московского околотка: «…Второго дня три бальдога г-жи Аросьянц вышли на волю и закрыли проход внутрь доходного дома Мальца…». Бульдоги два часа держали в напряжении обитателей постоялого двора на улице Таврической, не давая им выйти в город. Все очень просто. Прислуга выгуливала барских собак в парке, они сорвались с поводка, самостоятельно нашли дорогу назад и принялись охранять жилище.


 

В ХIХ веке благородные породы четвероногих были редкостью в городе. Хозяева не объединялись в клубы по интересам, а отношения между людьми и животными не имели правового статуса. В 1884 году гласные Николаевской Думы рекомендовали извозчикам «быстрой рысью лошадей не гнать, ехать бережно, хозяйских собак не давить». На этом все правовое регулирование и заканчивалось.

 


Друзья и партнеры



В марте 1899 года Херсонский уголовный суд рассмотрел дело о множественных кражах постельного белья у обывателей разных сословий г. Николаева. В течение двух лет полиция искала воров, устраивая засады на чердаках и во дворах, где сушились выстиранные пододеяльники, простыни и наволочки. Постельные принадлежности в то время были ликвидным товаром и стоили весьма дорого. На простынях вышивались монограммы владельцев, комплекты белья годами копились для приданого будущей невесте. Злоумышленников долго не могли поймать. Газеты язвили по поводу беспомощности полиции и накаляли ситуацию. В конце концов, преступников накрыли с поличным. Телега, груженная похищенным бельем, была остановлена на Херсонской заставе. Ворами оказались николаевские дворники Степан Гецов (регистрационный жетон № 56) и Василий Дудко (жетон № 59). Украденную добычу они собирались продать в глухих селах уезда. Задержанные отрицали свою вину и утверждали, что купили товар на базаре. Точку в расследовании поставил полицейский кобель по кличке Нобль. Ему дали понюхать армяк, который преступники бросили на месте преступления, и животное безошибочно опознало грабителей в толпе понятых.


Это, наверное, первое свидетельство использования породистых собак в розыскном деле. В 1912 году николаевский полицмейстер командировал в Харьков двух приставов с целью приобретения 4 собак-ищеек в местном питомнике. На покупку было выделено 720 рублей ассигнациями, это значит, что за каждую особь городская казна заплатила по 180 рублей.


В начале 1913 года при Николаевском отделении транспортной жандармерии организовалось целое подразделение служебных собак. Руководил «собачьими поводырями» ротмистр Павел Иванович Шадур. Животных натаскивали на поиск пироксилина и других взрывчатых веществ в багаже пассажиров. В марте 1914-го здесь по списку числились 2 эрдельтерьера, 1 германская овчарка и 2 добермана.


Источники умалчивают об использовании породистых собак из Николаева на фронтах первой мировой войны. Однако в городских газетах была опубликована речь градоначальника, вице-адмирала Александра Ивановича Мязговского, который призвал всех «добровольцев и вольноопределяющихся поводырей ученых собак» брать своих питомцев в армию для несения санитарной, караульной и почтовой службы.


Последующие революции, чехарда властей, гражданская война и голод отодвинули в тень историю «братьев наших меньших». В частной переписке смутного времени глухо проскальзывает: «…В городе поели всех котов и собак…», «…крестьяне наживо ободрали борзых из питомника Веселовского…», «…в Спасском парке анархисты вечером палили по бездомным собакам и воронам». Лихое время оставило шрам на безусловных рефлексах потомства городских дворняг.


Летом 1936 года дальневосточную заставу Полтавку подняли в ружье. Пограничник Никита Карацупа и его верный пес Индус задержали японского диверсанта. Корреспондент «Комсомольской правды» Евгений Рябчиков написал о солдате очерк и… сделал героя популярным на всю страну. Пионеры принялись дрессировать дворняг, а провинциальные театры давали спектакли из пограничной жизни. Молодые люди призывного возраста правдами и неправдами стремились достать щенка овчарки, выдрессировать животное и попасть служить на границу. Это была настоящая эпидемия, которая прозорливо поддерживалась властью. В 1938 году при Николаевском ОСОАВИАХИМе был организован питомник и школа служебного собаководства, которая готовила инструкторов для армии и пограничных войск. Об этом учреждении известно очень мало. Первый секретарь николаевского обкома КП(б) Украины С.И. Бутырин в своем праздничном докладе, посвященном 22-й годовщине Великого Октября, озвучил такие цифры: «За полтора года работы наша школа служебного собаководства при ОСОАВИАХИМе отправила на государственную границу СССР 46 проводников собак и 70 обученных караульному делу овчарок».


Великая Отечественная война и немецкая оккупация надолго прервали селекционно-педагогическую работу николаевского питомника. После победы началась уже новая эпоха в биографии собак корабельного края.

 


Легитимные и беспризорные



Перед Новым годом мне позвонила знакомая из Дюссельдорфа. Старенькая учительница математики уехала с семьей на ПМЖ в Германию и… осталась совсем одна. Муж умер, дети разъехались, друзья живут в Николаеве. Чтобы как-то скрасить одиночество, женщина решила взять из приюта бездомную собачку. Порылась в телефонном справочнике, позвонила, затем поехала выбирать животное. Долгая экскурсия по вольерам и…


- Хочу вот эту. - Она ткнула пальцем в симпатичную дворнягу.


Отлично, давайте составим документы, выполним кое-какие формальности…


Бедная старушка не подозревала, во что она вляпалась. Оказывается, чтобы стать опекуном собаки в Германии, нужно: 1) пройти тест на психологическую совместимость с животным у профессионального(!) психоаналитика; 2) заполнить анкету опекуна на 12 страницах; 3) прослушать двухнедельный курс лекций по уходу и воспитанию животного в специальной кинологической школе; 4) пройти медкомиссию из 4-х врачей (нарколог, дерматолог, аллерголог и… опять психотерапевт); 5)…


В телефонном разговоре не удалось запомнить все пункты процедурной инструкции об опекунстве животных, но всего их набирается 23 штуки. После того, как все «формальности» выполнят, нового владельца собаки раз в месяц будет посещать работник питомника, чтобы контролировать состояние животного. Вот такие правила.


Последние 30 лет отношения между людьми и собаками в Николаеве развивались по жесткой амплитуде. В кооперативные времена из четвероногих «друзей» шили шапки и меховые куртки, в мутные 90-е делали бизнес на редких породах родословных щенков, потом… потом животные начали мстить.


С 1991-го по 2010 год по материалам николаевских СМИ удалось отследить 87 (!) случаев нападений бездомных собак на человека. За двадцать лет украинской государственности животные насмерть загрызли двух подростков и пятерых взрослых горожан. Зафиксировано более 100 эпизодов нападения «легитимных владельческих» собак, находящихся в режиме свободного выгула, на случайных прохожих.


Регулирование численности бездомных собак до последнего времени осуществлялось просто: бездомных животных отстреливали при помощи специального пневматического ружья, стреляющего шприцем с дитилином — курареподобным препаратом, относящимся к группе миорелаксантов. Дитилин парализовал дыхательные мышцы и животное погибало от удушья. Часто беспризорных собак и кошек отстреливали среди бела дня в местах большого скопления людей. Дети видели мучительную смерть; родители, соответственно, возмущались. В конце концов, природоохранная прокуратура запретила применение дитилина — и регулирование численности бродячих животных в Николаеве прекратилось вообще. В результате, количество бездомных собак в Николаеве резко выросло — сбивающиеся в стаи по 10-29 особей они начали представлять реальную угрозу жителям. Результат не замедлил сказаться - 28 апреля, около 8 часов утра, на ул. Маячной (неподалеку от одного из садоводческих товариществ Корабельного района) был обнаружен труп мужчины средних лет Как было установлено, мужчина стал жертвой нападения бродячих собак, и умер вследствие острой кровопотери.


Мир людей и мир собак постепенно структурируется. У людей появилось влиятельное Николаевское общество защиты животных, у собак – частные питомники и школы дрессировки. В 2009 году депутаты горсовета приняли «Программу регулирования численности бездомных животных» и «Правила содержания домашних животных». В идеале, мы скоро должны выйти из затянувшегося конфликта и зажить в мире с четвероногими друзьями. Но… пока не получается.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив