Месяц без Сенкевича, или 4:0 в пользу Танечки
Месяц без Сенкевича, или 4:0 в пользу Танечки
Через несколько дней исполняется месяц с тех пор, как в Николаеве состоялся первый в истории города «импичмент»: 5 октября 42 депутата единогласно приняли решение о досрочном прекращении полномочий городского головы Александра Сенкевича.
Удивительно, но за этот короткий срок об «отставленном» мэре в городе практически забыли — как будто его и не было вовсе. Не помогли и два так называемых «вече»: даже пользователи «Фейсбука», которые традиционно в большинстве своем причисляют себя к поклонникам Сенкевича, о нем и не вспоминают.
Почему же так быстро горожане забыли о своем молодом и амбициозном мэре? Ответ прост: а вспоминать-то нечего. При упоминании фамилии «Сенкевич» сразу вспоминаешь несколько знаковых вещей: львовский мусор, поездка в пьяном виде на встречу с горожанами, попытка устроить кладбище под окнами и, конечно, же, знаменитый побег от полиции через окно. К сожалению, именно такими делами молодой мэр запомнился подавляющему большинству горожан. Поэтому-то его так легко и забыли — потому что воспоминания не из приятных.
Однако есть и другая причина. После досрочной отставки мэра в городе не возникло вакуума власти. Скорее наоборот, наконец в главном городском здании на Адмиральской наметились положительные сдвиги в тех вопросах, по которым у молодого градоначальника дальше слов дело не шло.
Неожиданно для многих секретарь городского совета Татьяна Казакова, которая стала «у руля» Николаева, в эту роль вошла легко и непринужденно, «словно нож в масло». Нелегкая ноша, каковой является управление исполнительной властью, похоже, совсем не давит на хрупкие женские плечи. К возникшей перед ней новой и непростой задаче Казакова подошла как опытный менеджер.
Начала она с проведения публичных отчетов заместителей городского головы. Решение это было точным, правильным и, главное, своевременным. Ведь каждый заместитель отвечает за определенные направления деятельности городской исполнительной власти. А если заслушать их всех — то сложится объективная картина: и того, что делается в городе, и того, что не делается. Именно это и нужно новому руководителю, впервые приступающему к управлению в новой для себя сфере. Здесь вообще Татьяна Казакова была первопроходцем — подобных мероприятий, когда чиновники отчитываются перед депутатами, журналистами и просто неравнодушными горожанами, не было в Николаеве никогда. Отчет самого молодого градоначальника, путешествовавшего по николаевским дворам с лозунгом, что он «поруч», не в счет — это было не более чем шоу, самопиаром, целью которого был вовсе не отчет, а демонстрация «близости к народу». А здесь же все пришедшие на отчет вице-мэров, начальников управлений и руководителей некоторых коммунальных предприятий, могли задать интересующие вопросы, узнать о проблемах отрасли, услышать мнение о дальнейших перспективах — без всяких «подстав»! В общем было интересно.
На всех отчетах и.о. мэра присутствовала, но в президиум не садилась, а слушала выступающих со стороны. Лишь когда дискуссия заходила в тупик, то Татьяна Казакова брала ситуацию в свои руки и подводила черту под тем или иным выступлением чиновника. Так было после отчета начальника управления образования Анны Деркач. Лишь вмешательство Казаковой остановило поток претензий со стороны активистов. Другой вопрос, что упрекать руководителя гороно в том, что в какой-то школе детям дают холодные булочки, а где-то узкие коридоры, как-то не очень уместно, но все обратили внимание на другое: зал Казакову слушался. И серьезные депутаты, и рьяные активисты-общественники сразу затихали, когда она брала слово. И еще — никто не позволил себе выступить ПОСЛЕ Казаковой. А ведь это самый верный признак того, что в ней сразу признали лидера. То же самое было и во время отчетов других руководителей и управленцев. Даже невыполнение распоряжения Казаковой со стороны не явившегося на свой собственный отчет вице-мэра Турупалова не выглядело как провал исполняющей обязанности мэра. Наоборот, ироничные замечания в адрес взбрыкнувшего соратника Сенкевича изрядно повеселили присутствующих. Все в очередной раз смогли воочию смогли убедиться, каких «кадров» набрал отставленный мэр.
Что еще добавить в копилку Казаковой? А много чего. Женщина оказалась более готовой к конкретным действиям по решению долгоиграющих и наболевших проблем города, чем многие мужчины. Она одним махом перевела проведение всех закупок на коммунальных предприятиях через систему «Prozzoro», чтобы абсолютно любой пользователь интернета мог посмотреть, что и за какие суммы закупают директора городских предприятий. А ведь ее предшественник волынил решение этой проблемы без малого два года — все ограничивалось одними разговорами. Как сообщил вице-мэр Юрий Степанец, он неоднократно обращался с такой инициативой к Сенкевичу, однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Казакова подписала соответствующее распоряжение буквально через неделю после вступления в должность — оказалось, больше ничего и не нужно, чтобы данная схема заработала.
13 октября Татьяна Казакова подписала еще одно распоряжение — об изыскании денег на установку индивидуальных газовых счетчиков потребителям Николаева. Директор департамента ЖКХ Андрей Палько уже отчитался: в ноябре будет представлен проект установки приборов учета, до конца текущего года уже можно будет начать его реализацию. Оказывается, деньги надо было не на проведение разнокалиберных «форумов» тратить, а на установку газовых счетчиков, и тогда проблема, которая беспокоит сотни тысяч горожан, была бы уже решена.
И кстати пуск тепла в городе — это тоже плюс Татьяне Викторовне. Здесь, конечно, не все гладко: тепло есть не везде, а городские улицы перерыты как никогда ранее. Но, тем не менее, срыва отопительного сезона не произошло. Как тут не сравнить с Сенкевичем, который во время начала пуска тепла осенью 2016 года преспокойно укатил во Францию, в Страсбург, и откуда слал замерзающим в своих квартирах горожанам «теплые» приветы: «Вы там держитесь...».
Еще одно новаторство и.о. мэра — аудит деятельности органов исполнительной власти. Тот самый, о котором так много говорил Сенкевич, но до которого, как впрочем, и до всего остального, у него так и не дошли руки. И здесь Казакова поступила мудро: она не стала тратить бюджетные средства на дорогущих западных аудиторов, а просто запросила подготовить ей результаты проверок по всем управлениям, которые были произведены за два года. Так или иначе правоохранительные и государственные инстанции проверяют деятельность городских управлений и департаментов, коммунальных предприятий, отдельные решения и распоряжения чиновников. Собрав все это воедино можно получить более-менее объективный отчет о деятельности городской власти. Что и сделала Татьяна Казакова. Она также затребовала предоставить ей и документы о том, какова была реакция на те или иные нарушения. Оказалось, что больше всего недочетов в управлении градостроительства и архитектуры. Поэтому результатом изучения данных документов стало увольнение главного архитектора Анны Палехи, к работе которой было столько нареканий со всех сторон, что о них можно было бы составить целое собрание сочинений.
Быстро решила Казакова и еще одну «долгоиграющую» проблему, которая оказалась «не по зубам» Сенкевичу: сменила руководителя городского ЦПАУ, к работе которой также была масса претензий.
И все это, заметьте, было сделано буквально за две недели! Оказалось, что если работать, а не болтать, то и дело движется, и проблемы решаются.
И еще одно обстоятельство, безусловно, можно записать в плюс Татьяне Казаковой - она сумела расположить к себе журналистов. Причем сделала она это с одного раза, на первой же встрече.
Ее общение с представителями СМИ настолько разительно отличалась от того, как это делал ее предшественник, что это стало видно всем и сразу. Ведь как общался Сенкевич с журналистами? «А на ваш вопрос я отвечать не буду!», «А с вами я говорить вообще не хочу!», «А ваше издание мне не нравится!» - именно такие формулировки постоянно слышала пишущая и снимающая братия из уст молодого мэра. Впечатление складывалось, что перед тобой не глава полумиллионного города, а капризная, манерная, изнеженная барышня, которая никак не сложит себе цену. Молодой мэр взял за привычку делить журналистов на «правильных» и «неправильных», на «желтых» и бесцветных, угодных и неугодных. Неудивительно, что очень скоро капризного молодого мэра невзлюбили практически все журналисты — за исключением небольшого числа «особо приближенных».
Татьяна Казаков с первой же встречи повела себя совсем иначе. После первого заседания исполкома горсовета, увидев, что у журналистов к ней есть вопросы, она пригласила всех в свой кабинет и провела импровизированную пресс-конференцию. Потом, правда, пресс-служба зачем-то разослала информацию о том, что все происходящее не имеет официального названия «пресс-конференция», а было лишь «встречей с журналистами», но это уже мало на что повлияло: журналисты остались довольны таким вниманием.
Манера общения и.о. мэра выгодно отличалась от стиля ее предшественника. Казакова была конкретной, отвечала на вопросы максимально непринужденно и искренне, никого не поучала, не прибегала к демагогическим приемам, аллегориям и сравнениям, без которых не обходилось ни одно выступление Сенкевича. Она не стеснялась признавать, что чего-то пока не знает, в каких-то вопросах не компетентна, что также прибавляло ей баллов в глазах представителей СМИ. В общем, после надменно-поучительного, капризно-манерного тона Сенкевича, спокойное общение Казаковой было, что называется, как бальзам на душу. Естественно, что по итогам встречи и информация была позитивной: да, у города есть проблемы, но работа ведется, пока сбоев особых в системе жизнеобеспечения областного центра не было.
Со стороны может показаться, что деятельность Казковой прямо-таки абсолютно состоит из положительных свершений. Отнюдь. Совсем неразумно было затевать увольнение начальника управления городского образования не имея кандидатуры на это место и в период формирования бюджета отрасли на будущий год. Здесь уже чисто по-женски Татьяна Викторовна поддалась эмоциям и личному восприятию, а не рациональному мышлению. Не все гладко и со стартом отопительного сезона: оказалось, что процент готовности теплогенерирующих организаций на бумаге был в разы выше, нежели в реальности.
Но тем не менее главным критерием успешности ее работы является тот факт, с которого мы начинали: вакуума власти не случилось, город живет и работает, причем гораздо лучше, чем раньше. И то, что о Сенкевиче полностью забыли буквально за две недели также говорит о появлении нового, куда более эффективного лидера.
Конечно, впереди у Татьяны Казаковой еще много испытаний, будут и победы, будут и поражения. Но по крайней мере, одно обстоятельство можно констатировать уже сейчас: старт оказался успешным. Так что пока все как в старом детском фильме, где желавшие испытать своего учителя сложные школьники с треском проиграли - «4:0 в пользу Танечки».