Местечковая «элита»: приступ глянцевого безумия николаевских чиновников
Пока Николаевская область гремит на всю Украину жутковатыми новостями (Оксана Макар, Саша Попова, Ирина Крашкова), местная «элита» захлебывается в приступе глянцевого самолюбования. Чем, опять-таки, рискует тоже прославиться на всю страну — но совсем не в том контексте, о котором мечтают самодовольные «Los Elegidos» местечкового пошиба...
«...Существенной особенностью развития и формирования Николаевской области есть тот непреложный факт, что неоспоримым ее политическим, экономическим, промышленным, культурным и религиозным центром является полумиллионный Николаев.
Из года в год тысячи людей приезжают из „провинции“ — а это 19 районов, где проживают немало талантливых видных людей — в областной центр в надежде осесть в нем, получить достойное образование, работу, создать семью, состояться в жизни или успешно продолжить начатую карьеру... И хотя не все такие попытки заканчиваются успешно, известно немало примеров, когда выходцы из районов области и приезжающие из более дальних мест достигали в областном центре поставленных целей и становились уважаемыми известными людьми. Одним словом, элитой». («Биографический справочник. Элита Николаевской области. Т.1, Николаев, 2013, С. 5).
Этот тоскливо-убогий текст — из биографического словаря-справочника «Элита Николаевской области», который недавно представили широкой публике. Первый том добротного собрания — полноцвет, хорошая бумага и презентационный формат А-4. Дорогая игрушка местечковой элиты — последний всплеск глянцевого безумия чиновников.
На шмуцтитуле обозначено: «Коллекционное издание. Тираж 300 экземпляров. При участии В. М. Рукоманова. Николаев. Издательский дом „СЛАЖ“, 2013. — 416 с. — 532 илл.».
В предисловии от составителя говорится: «...Причем, изначально словарь-справочник мыслился как двухтомный, и только позднее в беседе с В. М. Рукомановым, без участия которого он вряд ли состоялся бы, было принято решение, что формат проекта следует увеличить до четырех томов...».
Заместитель губернатора, руководитель его аппарата нашел внутренние силы нагреть сплотить представителей элиты корабельного края и поместить всех фигурантов в четырехтомном переплете «коллекционного издания». Но что же заставило нашего выдающегося чиновника бросить дела и срочно заняться «элитарным» позиционированием своих земляков? Зачем понадобилось тиражировать биографии «талантливых видных людей» для 300 (!) пользователей? Какова образовательная нагрузка и актуальность этого издания? Что мотивировало составителей словаря-справочника реализовывать дорогостоящий проект именно в Николаевской области?
Вопросов много — прямых ответов нет. Можно, конечно, ограничиться банальным диагнозом: «клиника нарциссизма», «синдром эгоманиакальности» и т. д. (что, наверное, недалеко от истины), но... простые ответы не всегда правильны.
***
За последние два десятка лет ротация провинциальных украинских элит осуществлялась в предельно жестких условиях. Социопсихологи исследовали этот процесс и определили природу «глянцевой патологии» региональных «Los Elegidos».
Роман Бойцов — руководитель лаборатории проблем рыночной конкурентной среды Института социологии НАН Украины еще в 2006-м писал по этому поводу:
«... Неустойчивая правовая ситуация переходной экономики Украины заставляет предпринимателя защищать свое дело, привлекая посторонних от бизнеса людей.
Влиятельный политик или чиновник может легко уничтожить плоды многолетних усилий человека и перечеркнуть его планы на будущее... Бизнесмен не застрахован от санкционированного рейдерства, внеплановых проверок контролирующих инстанций и других способов недобросовестной конкуренции. Он одинок перед внешней агрессией.... Сюда стоит добавить не всегда законные методы деятельности самого предпринимателя, к которым он прибегает, чтобы держаться на плаву, — теневая бухгалтерия, зарплата в конвертах, а часто и прямое нарушение закона: взятки чиновникам, нелицензированная деятельность и прочее.
Все эти обстоятельства заставляют человека искать поддержки в эфемерном признании его заслуг...»
«Эфемерное признание заслуг» — оплаченные статьи в глянцевых журналах, которые долгое время служили для местных политиков и бизнесменов аналогом психотропной таблетки от страха перед непредсказуемой конъюнктурой завтрашнего дня.
Сколько таких изданий «умерло» в Николаеве за 20 лет? Полтора десятка точно!.. Если не больше.
Владельцы местечкового глянца организовывали свой бизнес просто. Парни (девицы) брали несколько листов распечатанного оригинал-макета будущего номера и отправлялись в путь. Стучали в офисную дверь нормального бизнесмена и... начинали беседу: «Вот, смотри, в следующем номере будет начальник налоговой и заместитель мэра... А через номер пойдет губернатор и генерал МВД...».
Ошарашенный предприниматель дрожащими руками листал отксеренные страницы, и... выкладывал честно заработанные деньги за размещение статьи о себе любимом. Оказаться в одной обложке (обойме) с людьми, от которых зависит личное благополучие — химерическое обретение уверенности в завтрашнем дне. Подкорка бизнесмена работала: «Я и губернатор рядом... о нас вместе говорят. Значит, мы в одной команде...»
Проходило время, и ощущение комфортной уверенности пропадало. Топка глянцевого журнала требовала новых дров. Предприниматель оплачивал следующую статью о себе, затем следующую... потом ещё... Постепенно он начинал чувствовать дискомфорт от дефицита публичности, если о нем какое-то время никто ничего не говорил. Глянец — коварная игла, с неё трудно «спрыгнуть».
Причастность к «Los Elegidos» помогала одинокому человеку сопрягать свою внутреннюю самооценку с мнением внешней среды.
Губернаторы области тоже зависели от глянцевых страничек, но... только на своем уровне. Появиться на фотографии вместе с президентом или премьером для них было таблеткой из той же пачки.
Однако николаевские местечковые журналы «о личностях» все погибли. Погибли из-за дебилизма редакторов, из-за склок новой элиты («Я не хочу быть с этим бандитом рядом!..») и, самое главное, глянцевое лекарство перестало «работать». Сегодня можно напечатать о себе, любимом, хоть собрание сочинений и... не спасёт. Если понадобится, будешь тупо сидеть, как сидит Юлия Тимошенко.
Зачем же Вячеславу Рукоманову потребовалось «оживлять» глянцевый труп элиты корабельного края в целых четырех томах? И вообще, что это за человек, который сегодня формирует справочник «элиты области»?
Вот цитата с официального сайта: «...Дата и место рождения: 25 июля 1951 года в Николаевской области. Образование: два высших образования. Работа: в органах комсомола, на государственной и партийной работе. В 1991-1999 гг. начальник управления подготовки кадров Николаевской облгосадминистрации, затем директор регионального Центра подготовки кадров госуправления и местного самоуправления. С 1999 г. по 2005 г. — занимался брокерским бизнесом, затем работал в страховой компании, затем — региональный директор компании „Тас-финанс“. С 2006 г. — депутат Николаевского областного совета (фракция Партии регионов), заместитель председателя областной организации ПР. С апреля 2010 г. — заместитель главы Николаевской облгосадминистрации — руководитель аппарата...».
Все, как у всех. Ничего лишнего. Образцовая анкета чиновника для стран СНГ, где не проводилась коммунистическая люстрация. Скучно... совсем скучно. Но... Стоп. Вот оно! «Рейтинг политика: награды — почетный знак „Лидер Украины“ Конгресса деловых людей».
О-о-ох! Дитя журнальной обложки. Ни одной государевой медали. Только почетный знак корпоративной тусовки. Печалька...
Здесь, действительно, пора принять таблетку и начать позиционировать «элиту» Николаевской области в давно забытом глянце. Это ничего, что журнал в четырех томах и твердом переплете, главное — «никто не забыт и ничто не забыто!».
Впрочем, бог с ним, с Рукомановым. Ведь речь не о нём, а о словаре-справочнике, так сказать, николаевской областной элиты.
Держу в руках книгу... тяжелая... Тяжелее, чем «Трактат по общей социологии» от Вильфредо Парето, где говорится о необходимости своевременной ротации элит.
На заре ХХ века мудрый итальянец предупреждал: «...Главное предназначение элиты в эпоху перелома заключается в том, чтобы достойно ответить на вызовы истории, выведя руководимое ею общество на новый уровень развития. Для этого ей надо создать свой проект будущего, адекватный происходящим переменам и организовать людей на его осуществление. Но чтобы позвать, надо самому быть позванным: историей, народом, эпохой. И ощущать этот зов, несмотря на свои частные и сиюминутные интересы. В этом проявляется историческое предназначение тех, кого причисляют к элите...»
Здесь возникает потребность обернуться и посмотреть в недавнее прошлое.
За годы независимости Украины город Николаев утратил более 120 тысяч рабочих мест. Мы уже не столица корабельного края. Да и самого корабельного края давно нет. Последний действующий судостроительный завод «Океан» сегодня подвергается унизительной процедуре банкротства. 90% всех предприятий местной промышленности ушли в небытие. Тотальная преступность захлестнула город и область.
Николаевцы переживают самое тяжелое время в своей истории.
...Что же делает в это время наша розовощекая элита? Элита работает и отвечает на вызов времени. Да еще как! Издает четырёхтомный глянцевый журнал о себе.
Вновь перелистываю справочник. На 416 страницах собраны: прежние и нынешние чиновники, владельцы заправок, каких-то прачечных, мафиозные строители...
10 листов книжки занимает потомственный купец и владелец николаевских рынков. Местный финансист выкупил целую главу словаря. Однако всех переплюнул бывший начальник облэнерго, который приобрел в новой книжке аж 14 страниц.
Вот так вот.
Качество текста — жутковатое. В двух разделах нашел шесть орфографических ошибок (экономили на корректоре?).
На одинокой страничке народного художника Украины Андрея Антонюка (ныне покойного) верстальщик умудрился перепутать фотографию и поставить вместо него портрет Владимира Кабаченко — тоже замечательного художника.
Очередная глянцевая прививка областных чиновников не бодрит территориальную общину. Местечковая элита за двадцать лет не сумела создать элитарного управленческого продукта. Никто не предложил и не реализовал ни одного масштабного проекта по преодолению монохозяйственной специализации города, диверсификации экономики, никто не привел сюда ни одного стоящего инвестора. Нормальные компании не желают размещать у нас свои активы, их пугают аппетиты и некомпетентность местных «Los Elegidos». Ненормальные — растаскивают заводы по частям и продают в третьи руки.
Где вы, наша «элита»?! Отзовитесь!
Теперь их долго искать не нужно, они все здесь. Смотрите: «Биографический словарь-справочник. Элита Николаевской области». Т.1, Николаев, 2013.
* * *
Комментарий киевского издателя (просил не обнародовать его фамилию):
Вопрос. Для чего и кому это нужно?
По-моему, эта книга — чистой воды проект авантюриста, раскрутившего на деньги, на услуги и т. п. тщеславных представителей «сильных мира сего» областного масштаба. Типичный междусобойчик. Вошёл в «четырёхтомник» — ты свой.
Сколько стоит такое «счастье», сколько получает издательство?
Здесь несколько моментов.
Каждый участник-спонсор расплатился деньгами или услугами. В сборник вошло и некоторое количество бесплатных «нужных людей», «крыши», с которых деньги брать нельзя, и действительно представители элиты без кавычек, как Андрей Антонюк, без которого никуда, хоть и жалко места. Сумма должна получиться значительная. Этих цифр, думаю, мы никогда не узнаем.
Издательство получило значительную часть этих денег, гонорар автора — тоже понятие растяжимое.
Меньше всего денег получила типография. Здесь могу дать более-менее точную цифру: при тираже 500 экземпляров стоимость тома будет равна 35 — 55 грн. (зависит от многих факторов).
Как обычно распределяется тираж?
Реальный тираж вряд ли сильно превышает количество спонсоров, попавших в четырёхтомник. Даже если каждый подпишется на пять-десять экземпляров (себе и «на подарок»).
Есть ли читатели у книг такого рода? Есть ли будущее у подобных книг? Насколько они интересны для библиотек, архивов?
Учитывая специфику контингента, для которого и создан данный «словарь-справочник-междусобойчик», я бы рассматривал этот проект как некий бумажный оффлайн-аналог Facebook для непривычных к Интернету толстых дядей. Причины те же: хочется объявить о себе миру, фоточки разместить, померяться с коллегами количеством страниц, занятых лично тобой... Обычная ярмарка тщеславия.
Интересен этот многотомник будет журналистам, специализирующимся на журналистских расследованиях, с целью отображения парадно-официальной стороны биографии, как выражался О. Бендер, «подзащитных».
Какое количество книг может пойти в макулатуру?
Если издатель правильно рассчитал, то весь тираж просто разойдётся «чисто между своими».