Камни с неба, или Как николаевские дома трещат по швам
На минувшей неделе в доме № 13 по ул. Московской произошло ЧП: после дождя с фасада этого здания посыпались камни. Чудом никто не пострадал, хотя жертвы могли быть — обвал камней случился прямо перед входом в «гламурный» магазин, расположенный на первом этаже. Очевидцы утверждают: грохот был на всю ул. Потемкинскую, в которую «упирается» дом № 13.
Удивительно, но два сотрудника магазина, к которым за подробностями обратился наш корреспондент, вдруг стали в один голос заявлять: ничего не произошло, а разбросанные перед порогом осколки камней взялись непонятно откуда. Мало того, один молодой человек с непроницаемым выражением лица съязвил: дескать, вы боевиков насмотрелись, а теперь вот пришли сюда! И надо ж было такому случиться, что именно в этот момент в беседу вклинилась девушка-продавец: «Ой! Да тут та-а-ко-о-е-е было — ужас просто! Мы сразу хозяину позвонили, - все испугались. Он, наверное, куда-то перезвонил, и вскоре приехала какая-то машина — ленточками тут все огородили — ну, красными с белыми полосочками, а мы еще камни собира-ли...».
Только рассказать в подробностях девушка не успела, заметив «уничтожающий» взгляд коллеги по работе, который все отрицал, она запнулась на полуслове и тут же выпалила: «Я ничего не знаю, все вопросы к хозяину». К сожалению, дозвониться к хозяину нам не удалось, но этот случай в который раз заставил задуматься: насколько же безопасны николаевские дома старой постройки и для проживания в них жильцов, и для случайных прохожих, чей путь проходит мимо них?
Согласно Программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства г. Николаева на 2004-2005 гг. и на период до 2010 года, решением горсовета от 20.05.04 г. № 20/4 был утвержден список объектов жилфонда, который находится в коммунальной собственности города, - для проведения на этих объектах работ капитального характера.
Отыскав данное решение, мы выяснили: только в одном Центральном районе на тот момент в перечне значилось 4 аварийных дома, 220 домов, крыши которых нуждались в капремонте, в 101 требовала капремонта система отопления, в 14 - теплосети, в 73 — сети горячего водоснабжения, в 155 — холодного, в 87 — канализация, в 53 — лифты, в 60 — ступеньки, в 67 — электрощитовые, в 13 — системы противопожарной безопасности, в 10 — дымоходы, в 23 — фасады, в 39 — балконы, в 44 — козырьки, в 49 — межпанельные швы и т.д. В комплексном капремонте тогда нуждались 6 домов Центрального района.
А вот сколько таких объектов насчитывается в данном перечне пять лет спустя — в 2010-м, неизвестно. Во-первых, как объяснили нам в департаменте ЖКХ, вышеупомянутое решение дважды пытались отменить как несоответствующее действительности, во-вторых, по мере проведения ремонтных работ, из этого списка каждый год «по чуть-чуть» вычеркивались какие-то адреса, но взамен их появлялись все новые и новые.
А причина в том, что департамент ЖКХ, на который и возложена ответственность за состояние жилфонда города, в среднем получает около 13 процентов в год от необходимого финансирования на выполнение требований той самой Программы!
К примеру, в 2007 году вместо запрошенных 97,3 миллиона гривен департамент получил 21, 6 млн. грн., в 2008 году — вместо 104,5 млн. грн. — 22,8 млн. грн., в «кризисном» 2009-м вместо 116,5 млн. грн. — всего 15,7 млн. грн. Минимальная потребность средств на капитальные ремонты жилфонда на 2010 год составляет 96 миллионов гривен, но сколько выделят и когда — неизвестно: раз не утвержден госбюджет, то ни о каком утверждении горбюджета не может быть и речи. В идеале, на приведение николаевского жилфонда в надлежащий порядок, по мнению специалистов ЖКХ, надо ни много ни мало 300 миллионов гривен. Увы, они — не камни, с неба не упадут.
Судя по этим цифрам, ремонта требуют все больше николаевских домов, а средств выделяется все меньше и меньше. Оттого имеем, что имеем: в 2008 году за средства городского бюджета департамент ЖКХ отремонтировал дом № 104 на ул. Потемкинской (кровля, крыша), в 2009 — дом № 17 по ул. Адмиральской (один ремонт фасада по этому адресу обошелся в 250 тыс. грн.) и дом № 44а по ул. Маршала Василевского. Также за бюджетные средства были проведены капремонты по следующим адресам: Проспект Героев Сталинграда, 77, ул. Дунаева, 39, пр. Ленина 94а, ул. Радужная, 49 — «втиснулись» в 580 тысяч гривен. Всего — 7 домов.
Сложность еще и в том, что, по утверждению специалистов департамента, на каждый аварийный или нуждающийся в капремонте дом необходимо составлять проект, реставрационный паспорт фасада, — это тоже упирается в деньги, которых нет. Вышеперечисленные документы необходимо согласовывать с рядом структур, в том числе, и с управлением по охране культурного наследия. Кроме того, заниматься ремонтом городского жилфонда за бюджетные средства могут только лицензированные фирмы, и только те, которые выиграют тендер.
Вот и получается замкнутый круг: все серьезные проблемы замыкаются на деньгах, а коль их нет — проблемы усугубляются еще больше.
Дом на ул. Московской, 13, о котором упоминалось выше, не относится ни к аварийным домам, ни к памятникам архитектуры. Он просто старый. И если уж фасад этого дома не выдержал капризов погоды, то чего ждать николаевцам от других домов, официально признанных нуждающимися в капитальном ремонте и реконструкции? Не зря жители шутят: мол, пока власть найдет деньги на ремонт старых домов, потребуют ремонта нынешние новостройки!
И последнее. В городской программе «Безопасное жилье», принятой в декабре 2008 года (решение № 31/16) обозначено, что из около 3 тыс. 62 домов, находящихся в коммунальной собственности города, общая площадь аварийного и ветхого жилья составляет 10,7 тыс. кв. м, в них проживает... 424 человека. Но как тогда понимать то и дело звучащие на сессиях городского совета сообщения о том, что 80 процентов всего жилого фонда Николаева изношено и требует того или иного ремонта?...
Многие помнят трагическую историю с обвалом балкона на ул. Шевченко, 69а. Это было лет шесть назад. Тогда в срочном порядке взяли расписки с жильцов, что они обязуются не выходить на балконы своих квартир, пока весь дом не будет приведен в безопасное состояние, иначе говоря — пока его не отремонтируют. На весь дом средств не хватило, но благодаря бюджетным деньгам и так называемым «депутатским» все балконы были приведены в надлежащее состояние. Но ведь это один только дом из более трех тысяч! Не ровен час в других домах не то, что на балкон выйти будет боязно, но даже пройти мимо - небезопасно. Ведь программой «Безопасное жилье» голову не укроешь, от камней, падающих сверху, она тоже не спасет.