ФИКТИВНЫЕ ФИРМЫ НА НИКОЛАЕВЩИНЕ

22.02.2010 в 19:54
ФИКТИВНЫЕ ФИРМЫ НА НИКОЛАЕВЩИНЕ

ФИКТИВНЫЕ ФИРМЫ НА НИКОЛАЕВЩИНЕ

История развития гражданских правоотношений в Николаеве сложна и противоречива. Графически она напоминает спиралевидную молекулу ДНК. Все, что сегодня происходит в этой непростой жизни, уже когда-то было и когда-то переживалось жителями города.

Становление частного предпринимательства и банковской сферы в конце XIX – начале ХХ вв. свидетельствует о том, что финансовые пирамиды, конвертационные центры и фиктивные фирмы-однодневки, имели место в корабельном крае задолго до второго пришествия капитализма. Теневая экономика в условиях статичного законодательства Российской империи не успела обрести масштабов сегодняшнего дня. Купеческая этика, христианская мораль и… действенные способы борьбы правоохранительных органов с экономическими преступлениями препятствовали финансовым аферистам широко развернуть свою деятельность.

Документы свидетельствуют, что первые николаевские банкиры уверенно чувствовали себя в маргинальных условиях переходной экономики. Они разрабатывали популярные схемы организации денежных потоков, которые затем брались на вооружение даже столичными бизнесменами.


Рыночная финансовые учреждения в Николаеве поначалу осторожно специализировались на страховании крупных правительственных подрядов в судостроении и строительстве железных дорог. Однако в конце ХIХ – начале ХХ вв. бурное развитие хлеботорговли и местной промышленности заставили финансистов переориентировать свою деятельность на кредитование частных предпринимателей.

Обеспечение гарантий крупных инвестиционных проектов и страхование масштабных сделок в условиях полуфеодального законодательства империи, вынуждали первых банкиров отвлекать значительные средства на изучение и сбор информации о своих клиентах. Иногда, в особых случаях, эти затраты составляли до 40% банковской прибыли.

Громоздкий аппарат экспертов, ревизоров и частных детективов тяжелым бременем ложился на банковский бюджет. Николаевские финансисты быстро поняли абсурдность таких непомерных расходов и организовали в 1892 году Первое межбанковское перестраховочное общество.

Жизнь сразу наладилась. Банки своими усилиями страховали сделки, а перестраховочное общество обеспечивало безопасность всех операций. По существу, это было громадное детективное агентство, которое снабжало своих клиентов необходимой информацией о партнерах (активы, пассивы, вексельные обязательства, залоги имущества и т.д.).

Перестраховочное общество было эффективным инструментом банковской безопасности в Николаеве, но досадные недоразумения все-таки случались.

Уолл-стрит на Большой Морской.

К началу ХХ века в Николаеве было 4 банка, 16 страховых и одно перестраховочное общество. Многие из них (2 банка и 11 страховых компаний) располагались на Большой Морской.

В архитектуре того времени царил классический модерн. Помпезные, тяжеловесные строения финансовых контор в глазах николаевского обывателя воспринимались символом надежности и процветания учреждений, которым можно безгранично доверять.

Помпезная архитектура офисов не соответствовала реальному состоянию дел. Страхование банковских рисков было бланкетной зоной имперского законодательства, а первые финансисты находились в беззащитном состоянии перед лицом изобретательных мошенников и аферистов.

В 1883 году беда постигла Санкт-Петербургский международный банк, который располагался на пересечении Большой Морской и Фалеевской в здании современного «Укрсоцбанка». Двое талантливых клерков, работающих в этом учреждении, разработали изящную схему и безнаказанно ограбили сначала город, а потом и сам банк.

Архивы сохранили имена чиновников. Семен Ветлугин и Андрей Колодяжный попали в Николаевское отделение Санкт-Петербургского международного банка по протекции графа Антона Павловича Клейнкхмихеля – родного брата знаменитого генерала, построившего первую железную дорогу в России. Молодые люди из хороших дворянских семей закончили Московский инженерный шляхетский (дорожный) корпус и были определены на службу в присутствие Гос. казначейства.

Здесь молодым дарованиям стало скучно. Переписывать целый день бесконечные отчеты из губерний для министерства финансов и мотаться с аудиторскими проверками по глухим провинциям империи, было тоскливо, когда рядом столичная жизнь бурлила развлечениями.

Дельта денежной реки находилась совсем близко. Надо было только потрудиться, сделать небольшую запруду и направить поток в нужном направлении. Колодяжный с Ветлугиным пораскинули мозгами, и…придумали.

Буферное предприятие.

В 1882 году чиновники регистрируют в Санкт-Петербурге «Анонимное общество вспомоществованию лучшего устройства уездных и губернских городов». По замыслу организаторов, их фирма должна аккумулировать денежные средства предпринимателей, которые изъявили желание участвовать в крупных муниципальных проектах на всей территории Российской империи и страховать подрядные сделки с органами местного самоуправления.

Это было рискованное занятие. Гласные городских дум в российских провинциях часто, в порыве местечкового патриотизма, затевали совершенно фантастические для своего бюджета мероприятия и … самоустранялись от ответственности, когда средства заканчивались. Подрядчики же оставались без оборотных средств, один на один со своими проблемами.

Строительство моста в Саратове продолжалось 11 лет – восемь крупных предпринимателей понесли многомиллионные убытки, а страховое общество разорилось, т.к. городские власти не выполнили своевременно партнерских обязательств. Железная дорога в Ревеле была достроена только благодаря личному вмешательству Александра III. Городской муниципалитет забыл про нее, как только возникла необходимость привлечения дополнительных средств.

Страховые общества и банки в России отказывались работать с городскими думами, т.к. законодательство о местном самоуправлении выводило из-под гражданской ответственности коллегиальные решения муниципалитетов, касающиеся экономических сделок. Крайнего найти было невозможно, поэтому предпринимателям приходилось нести полную тяжесть непредвиденных расходов по всем статьям подрядных работ. На рынке, по этой причине, образовался известный вакуум: предприниматели не хотели работать с местными бюджетами, а города нуждались в масштабном строительстве.

«Анонимное общество…» смело заполнило эту пустующую нишу. Оно предлагало русским купцам страховые гарантии по всем крупным сделкам с муниципалитетами, а городским властям льготные кредиты, чтобы пополнить недостающие средства для завершения проектов до начала следующего бюджетного года. «Запруда» была построена. Деньги потекли рекой в нужном направлении.

11 июня 1883 года Николаевская дума заключила контракт с парижской фирмой «Фортен-Герман и К» и с инженером фон-Броунгофом на сооружение городского водопровода. С этой целью было создано «Общество пайщиков-строителей водопровода», которое должно было обеспечить реализацию всего проекта. 51% акций находились в управлении города, 49% - принадлежало физическим лицам.

«Ряженные» геологи.

Андрей Колодяжный и Семен Ветлугин прибыли в Николаев, чтобы на месте контролировать ход событий. По просьбе французской стороны они выступили гарантами сделки на условиях полного контроля средств акционеров. Французы перечислили деньги на счета «Анонимного общества вспомоществованию лучшего устройства уездных и губернских городов», а николаевское отделение Санкт-Петербургского международного банка застраховало бюджетные средства строителей водопровода со своей стороны. Таким образом, все активы проекта оказались в безраздельном пользовании двух аферистов.

Они сразу разорвали контракт с геологом фон-Броунгофом и вернули французам перечисленные деньги, затем создали буферную фирму в Николаеве и наняли совершенно абстрактных людей («геологов»), перечислив на счета подставной компании деньги городской думы и пайщиков-акционеров строителей водопровода.

Две скважины, пробуренные на Водопое «ряженными» геологами, оказались пустыми. Работы были свернуты. Фиктивная фирма исчезла, мошенники благополучно уехали в столицу. Дальнейшая судьба их неизвестна.

Зато известно продолжение событий. Санкт-Петербургский международный банк вернул физическим лицам 232 тыс. рублей, которые он застраховал по трансфертным обязательствам, а 300 тыс. рублей городского бюджета были утрачены безвозвратно. Первые николаевские банкиры прозорливо отказались иметь дело с юридическим лицом, не имевшим конкретной ответственности по гражданским сделкам.

Спустя 14 лет, Правительственный сенат издаст постановление, которое позволит обрести коллегиальным распорядителям кредитов статус полноправного субъекта предпринимательской деятельности. Юридические лица будут законодательно персонифицированы, и смогут нести гражданскую ответственность в установленном порядке.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив