Гаркуша – Круглов: история войны и мира. Часть 1
Алексей Гаркуша
Второй приход Алексея Гаркуши к власти стал полной неожиданностью как для николаевцев, так и для жителей области. Неприятным сюрпризом оказалась эта кадровая рокировка и для лидера местной организации Партии Регионов Николая Круглова - на сегодняшний день, пожалуй, самой влиятельной личности в регионе.
Об отношениях Круглова и Гаркуши в рассказывают разное, но все сходятся в одном - заподозрить этих двух уважаемых людей в симпатиях друг к другу может только наивный маленький ребенок. Отношения собаки с кошкой на этом фоне - идеал взаимопонимания.
А началось это давно. В 1995 году, когда областью руководил Николай Круглов, Гаркуша работал главой Жовтневой райгосадминистрации. И хотя Жовтневый был самым мощным из 19-ти районов, должность главы РГА не сулила особых перспектив. Так бы и досидел Гаркуша в своем неуютном кабинете до пенсии, если бы не Круглов. Именно Круглов «вытащил» его из медвежьего угла районной администрации и сделал его своим первым заместителем. Впрочем, в кресле первого вице-губернатора Гаркуша ничем не выделялся, сидел в своем кабинете на пятом этаже тихо, как мышь под веником. Его мало кто знал, о нем мало что слышали.
Звездный час Алексея Николаевича наступил в 1998 году и опять-таки был связан с Кругловым. Именно к нему, губернатору области, пришел тогда проситься Гаркуша дать ему разрешение баллотироваться в Верховную Раду по 130 избирательному округу, центром которого была Баштанка. Скажи тогда Круглов «нет» - и пошел бы его первый зам восвояси, и не было бы, может быть в дальнейшем «великого и ужасного» Гаркуши, которого так боялись все областные чиновники. Другие тогда были времена - не имел права зам без санкции первого лица соваться куда-либо, а уж тем более в народные депутаты. Но Круглов не видел абсолютно никакой опасности в своем тихом, угодливом, никому не известном заместителе. И дал добро: «Валяй!». Как показали последующие события, это была самая крупная кадровая ошибка, в общем, опытного и искушенного Круглова. Гаркушу он явно недооценил. К выборам тот подготовился основательно, умело использовал админресурс - и в мае 1998 года уже принимал присягу верно служить народу Украины в зале Верховной Рады.
В Раде Гаркуше понравилось: делать ничего не надо, всюду почет и уважение - народный депутат! Он по-прежнему оставался тихим и незаметным, не лез без крайней надобности на трибуну, старался обеими руками держаться за опытного парламентария, руководителя николаевских коммунистов Владимира Матвеева, который и вводил его в особенности парламентской «кухни». Кроме Матвеева, Гаркуша в этот период водил дружбу с николаевским предпринимателем Виктором Горбачевым, который так же стал депутатом. Однако, Гаркуше хотелось другого, того что он ценил больше всего на свете - власти, причем власти полной и безоговорочной. Случай не замедлил представиться. После президентских выборов 1999 года Леонид Кучма, беспощадно увольнял губернаторов тех областей, в которых он проиграл во время выборов. В их число попал и Николай Круглов - большинство избирателей в Николаевской области проголосовали тогда за главного украинского коммуниста Симоненко. Вот тут-то и появился Гаркуша. Кто, как и когда завел его к Кучме, чем он приглянулся тогдашнему всесильному президенту - остается тайной. Но то, что это делалось за спиной Круглова и без его ведома - совершенно точно.
Назначение Гаркуши губернатором в конце 1999 года никого в Николаеве никого особо не взволновало. Его по-прежнему мало кто знал в области, но и для подавляющего большинства тех, кто что-либо слышал о Гаркуше, он оставался «вещью в себе». Однако быть такому положению вещей оставалось недолго. Истинный нрав Гаркуши проявился очень быстро. Он начал «гнуть в бараний рог» чиновничий аппарат, несколько раз по мелким поводам очень жестко выступил по телевидению. Появился у Гаркуши и свой «серый кардинал» - Евгений Горбуров, на которого взвалились все «щекотливые» поручения. Попасть к губернатору, минуя Горбурова, могли только избранные. На входе в здание облгосадминистрации появился милицейский пост. Если раньше в областную администрацию мог зайти каждый, то теперь милиционеры быстро отсортировывали «нежелательных» и давали им от ворот поворот. Но ярче всего характер Гаркуши проявился во время внеочередных мэрских выборов 2000 года.
После смерти харизматического и популярного в народе мэра Анатоля Олейника, встал вопрос о новом главе города. Главным претендентом был первый заместитель Олейника, Николай Балакирев - именно его фамилию назвал Олейник в посмертном письме к депутатам горсовета. Будучи по природе своей конформистом, Балакирев первым делом пошел к Гаркуше - просить «добро» на выборы. Диалог между ними поначалу складывался удачно, Балакирев успел даже съездить на собеседование в Киев к тогдашнему «серому кардиналу» Александру Волкову. Но, в конце апреля Гаркуша вдруг круто меняет мнение - теперь он хочет видеть мэром главу николаевского отделения «Укрэксимбанка» Владимира Чайку.
Вообще-то, резким изменением позиции сегодня вряд ли кого удивишь. Дело не в том, что Гаркуша поменял мнение, а в том, что за этим последовало. А последовало изощренное, методичное давление как на самого Балакирева, так и на тех, кто был рядом с ним. В ход пошло все: угрозы, запугивания, давление на родных и близких. Сын Балакирева работал в СБУ - его пообещали уволить. Бывший партнер Балакирева по бизнесу, Алексей Мелешенко, с трясущимися руками прибегал к своему компаньону и чуть ли не на коленях умолял отказаться от идеи идти в мэры - иначе его разорят. Понимая, что судьба выборов находится в руках председателей исполкомов четырех районов города, Гаркуша принялся методично обрабатывать и их. Рыжика, Рыхальского, Усенка и Худяева стали ЕЖЕДНЕВНО, включая выходные, вызывать в кабинет главы облгосадминистрации пред суровые очи его хозяина. Особенно любил Гаркуша такой прием: пока четыре председателя райисполкомов вместе с Балакиревым ожидают в приемной, из его кабинета поочередно выходили прокурор области, начальник облуправления милиции и глава областного СБУ. После этого томящуюся пятерку, изнывающую в ожидании запускали к хмурому главе области. К Гаркуше они заходили уже наполовину обработанными, напуганные самим видом глав карательных органов, выходящих из губернаторского кабинета: бог знает, о чем они там говорили, какие задания получили?! Автор этих строк прекрасно помнит, какими перепуганными возвращались некоторые предисполкомов с этих встреч. Бледные лица, трясущиеся губы... Впечатление было такое, будто они ходили на встречу не к Гаркуше, а к самому черту! Результат был получен довольно быстро - коллеги по команде (за исключением Председателя Корабельного райисполкома Анатолия Худяева) быстренько «сдали» Балакирева, а вскоре после этого «поплыл» и сам Балакирев - снял свою кандидатуру. Гаркуша торжествовал! Похоже, именно в этот момент случился важный перелом в личности Гракуши: он уверовал в себя, он победил всех! И еще одно вынес Гаркуша из этой истории: хочешь выиграть - дави! Дави всех, дави, сколько есть силы, дави всеми доступными и недоступными методами.
Конечно, в истории с выборами Гаркуше во многом повезло. Под руку ему подвернулись люди, оказавшиеся далеко не бойцами и боявшиеся всего на свете: и Гаркуши, и потери удобного хлебного мест, и, в конце концов, собственного страха. Но получилось так, как получилось.
А что же Круглов? После увольнения с поста главы облгосадминистрации он, помыкавшись некоторое время, становится первым заместителем главы областной налоговой администрации. Освоился он там довольно быстро: «замкнул» на себя все основные финансовые потоки, сумел «умыть» тертых финансистов Глиноземного завода, доказав их неправоту в одном сложном налоговом конфликте. Глава областной налоговой Бордовскй находился в пред пенсионном возрасте и особо руководить не рвался. Поэтому, Круглов, фактически стал первым лицом в Николаевской областной налоговой администрации.
Но эта, желанная для многих должность, предел мечтаний огромного числа карьеристов и корыстолюбцев, совсем не прельщала Круглова. Чувствовал он себя на этом месте препаршиво - не его масштаб. После четырех лет губернаторства, нескольких месяцев работы министром транспорта, очутиться замом в областной налоговой было почти унижением. Круглов рвался наверх, в большую политику, которую он со своим опытом уже начинал понимать, ему во что бы то ни стало необходим был прорыв. Но именно здесь на его пути встал... Гаркуша.
Продолжение следует