Финский дом

21.12.2011 в 11:08

 

«… Установление каркасного жилого дома затем начинать с выбора ровной площадки ориентально размещением 7,1 х 7, 31 jalka. Заливать фундамент в траншею глубиной 1,5 jalka шириной 1 jalka. После твердения фундамента возводить каркас следует окнами в юг и входом в север. Перекрытия и крышу уканчивать с устройством внутренних стен и закладкой удержателя тепла шириной в 0,5 jalka. После возведения крыши принято делать окна и вход… Террасу приводить в самый конец возведения каркасного жилого дома… Рекомендуется в месте возведения не брать открытого огня…».


Вся эта лингвистическая белиберда дословно процитирована из инструкции за 1949 год по сборке финского щитового каркасного дома. Текст вызывает сочувствие. Переводчик из далекой Финляндии с большим трудом сопрягает подлежащее со сказуемым, путается в склонениях и указывает размеры фундамента в шведских футах.


Документ предоставил ветеран труда, работник Николаевского мостоотряда № 73 Николай Петрович Данько. Эта инструкция дома досталась ему по наследству из архива родителей, которые вдвоем собрали для себя импортное жилье. Сам Николай Петрович прожил в этом строении 21 год и подростком помогал отцу заливать фундамент будущего сооружения. Он подробно рассказал автору этих строк николаевскую биографию финского щитового дома.


Сколько было в Николаеве таких зданий? Почему они назывались «финскими»? Кто в них проживал? В каких районах города размещали эти строения? Вопросов много и одним источником здесь никак не обойтись.


Дома канадские и финские


Авторство в проектирования жилых домов из деревянных щитовых панелей оспаривают между собой американские и канадские архитекторы. В середине 20-х годов прошлого века накануне Великого кризиса Америка испытывала грандиозный экономический подъем, который сопровождался строительным бумом.


Американские корпорации нанимали армии рабочих, которых нужно было где-то расселять. Каменные казармы в городе строить было очень дорого и… конфликтно. Обитатели аристократических кварталов в мегаполисах не желали терпеть возле своих домов скопление «гигантских клоповников».


На помощь пришли архитекторы, разработавшие проекты жилых домов по принципу детских кубиков. Кубиками выступали готовые щитовые конструкции, которые можно было собрать за месяц на готовом фундаменте.


Одновременно в США и Канаде возникли мощные фирмы, поставившие на конвейер производство доступного загородного жилья. Буквально за несколько лет американские города обросли уютными рабочими поселками. Развитая ипотека и корпоративное кредитование обеспечили миллионы американских семей своим домом. Даже после Великого кризиса строительство дешевого жилья для рабочих продолжалось еще целый год.


Из-за океана технология сборного щитового строительство перекочевала в Финляндию. Здесь, с небольшими усовершенствованиями (стеновым утеплителем служили пенька и техническая шерсть), она стала популярной у рыбаков и фермеров, живших в труднодоступных районах страны. Перед самой войной здесь появилась своя строительная индустрия, которая поставила «финские» домики на поток и распространила их по всей Европе.


В 1944 году Финляндия вышла из войны. Страна подписала тяжелый мирный договор с СССР. Кроме уступки территорий финны вынуждены были выплатить Советскому Союзу репарации в сумме 300 миллионов долларов США. Эти деньги выплачивались в виде поставок товаров. Калькуляция выглядела так: 30% - металлоизделия; 40% - продукция судостроения, 30% - лесоматериалы и… финские дома.


Не удалось найти сведений о том, сколько всего финны отправили своих разборных домов в СССР. Известно, что ежегодные платежи по репарациям составили для маленькой страны гигантскую сумму – 15% от ВВП, ведь курс доллара рассчитывался по данным 1938 года. Финляндия – единственная из стран-сателлитов Германии выплатила все полностью.


В 1949 году греческое судно «Киклас» прибыло в Одессу и выгрузило деревянные конструкции финских домов. Началось южное бытие северных строений.


Каркаска


Комплекты финских домов распределялись по всей стране. Города были разрушены и жилья катастрофически не хватало. Разборные здания можно было встретить в Смоленске, Новгороде, Харькове и Рязани. Поселки из деревянных щитов появлялись в Москве, Ленинграде, Свердловске и на Дальнем Востоке. Их следы можно обнаружить в Таджикистане и в глухих соляных приисках Киргизии. Они были везде. Сколько домов поставила маленькая Финляндия Советскому Союзу - не знает никто. В числе получателей разборных деревянных строений оказался и Николаев.

Юрий Семенович Крючков в своей «Истории Николаева» описал ситуацию с коммунальным и приватным жильем, которая сложилась в городе после его освобождения от захватчиков. Описание краткое и емкое. Вот оно: «…Сам город почти не пострадал, фашисты сожгли основные дома в центре: театр (бывший Шеффера), здание командования военно-морской базы (бывшая контора над портом), Облисполком, обком партии (дом Аркасов) – это все на Советской площади. Затем они успели сжечь левую часть (четную) Советской от площади до улицы Шевченко (исключая здание филармонии) и правую - до Большой Морской. В остальных частях города были повреждены лишь крупные здания. Весь одноэтажный Николаев остался цел. По сообщению комиссии, из 2594 коммунальных домов было разрушено только 147, то есть около 5 процентов…».


Однако восстановление разрушенных судостроительных заводов требовало притока рабочей силы и… квартир. Жилья в городе катастрофически не хватало. Народ ютился по подвалам. Жилконторы «уплотняли» свои площади до предела. Прихожие, террасы и даже ванные комнаты в коммунальных строениях разбивались на клетки и оформлялись ордерами на отдельные комнаты… Все было плохо и ситуация накалялась.


Финские разборные домики стали спасением для города. В Николаев прибыли архитектурные конструкции нескольких типов. Нужно их перечислить в соответствии с репарационной маркировкой: первый вид

коттедж для проживания одной семьи; второй – домик для проживания двух семей с отдельными входами; третий – двухэтажный дом на 2 подъезда, где можно было разместить пять-шесть семей.


Где их строили? – На свободных землях и пустырях. Общего плана генеральной застройки не было и власти полагали, что щитовые дома можно будет переместить куда угодно, если возникнет необходимость поставить на их месте капитальное строение.


Николаевский историк Владимир Щукин, который занимался историей этой застройки в Николаеве, дает подробную географию «финского домостроения»: «… Эти дома предназначались, прежде всего, для расселения семей военнослужащих и личного состава воинских частей (район Соляных и училища им. Леваневского), специалистов для строительства нового судостроительного завода П/Я 151 (будущего завода «Океан») в Октябрьском (ул. Новостройная). Микрорайоны, застроенные финскими домами, были также в районе ул. 3-10 Линий, в Ракетном урочище и других местах…».


Сколько было всего таких домов в Николаеве? – Сегодня не знает никто. Зато сохранились воспоминания обитателей этих коттеджей. Вот одно устное свидетельство с моего диктофона:

- В октябре нам привезли на Водопой полную грузовую машину этих деревянных щитов. – Говорит Николай Петрович Данько. – Все это свалили возле фундамента, который мы сделали заранее. Дали в руки инструкцию, чертеж. Отец посмотрел и сказал водителю о том, что это чертеж другого дома. Тот отмахнулся, мол, разберетесь сами.


Стали сортировать эти деревянные щиты, оказалось, что дали некомплект. Два дома разделили на один. Нам привезли кухню, террасу и прихожую. Не дали гвоздей, стекол и дверь. В общем, отец с матерью мучились целый месяц, хотели до холодов построиться… Построили, конечно, но совсем другой дом. Что-то достроили, сделали украинскую печь и были все довольны. У других и такого не было…


Потом еще долго его перестраивали. Через пять лет убрали утеплитель из ветоши и засыпали керамзит, потом меняли полы, а в 1957-м уже обложили кирпичом, перекрыли шифером крышу и пристроили летнюю кухню. Все равно этот дом был холодным и неудобным. Внуки его снесли. Сделали свой, капитальный дом…».


Какова судьба других финских домов в Николаеве? Владимир Щукин говорит о том, что «…значительная часть домиков первого и второго типа не сохранились, хотя часть из них была постепенно обложена кирпичом, оштукатурена, они обросли разными пристройками и часто почти невозможно угадать их первоначальное состояние.

В этих случаях выдавать происхождение домов могут только отдельные едва заметные детали (нетипичные конструкции крыш, оконных рам и др.). Изредка можно встретить домики этого типа в первозданном виде. Дома третьего типа сохранились, до сих пор, они активно используются и считаются достаточно комфортабельными …

С финскими домами связано появление местных топонимов. В Соляных сохранилось название «Финский переулок», в Корабельном районе на ул. Новостройной группа таких двухэтажных домов традиционно называется местными жителями «Каркаска».


***

Принцип каркасного домостроения был востребован в массовом жилищном строительстве в конце 50-х годов ХХ века при Хрущеве. В 1958 году началась знаменитая «жилищная революция». Технология «финского домика» утвердилась в многоэтажном панельном домостроении.


Сегодня все ругают советский плагиат технологии щитового дома - пятиэтажные «хрущевки». Ругают мизерные кухни, крошечные санузлы и неудачную планировку. Однако многие забывают, что именно в этих неудобных квартирах были счастливы наши родители, и именно здесь было зачато поколение, которое живет сегодня в загородных «финских» особняках.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив