Эрик Григорян: «Я служил на границе!»

27.05.2013 в 11:54

В СССР существовало два рода войск, которые были окутаны для всех ореолом мужественности, таинственности и романтики — это воздушно-десантные войска и пограничники. Служить в этих войсках почиталось большой честью, солдаты в форме ВДВ и погранвойск поглядывали на всех остальных иронично и свысока. Не случайно, что именно бывшие десантники и пограничники, спустя десятилетия после службы, прекрасно помнят и отмечают День своего рода войск.


День пограничника празднуют 28 мая. Именно в этот день, в 1918 году Декретом Совнаркома была учреждена Пограничная охрана РСФСР. И хотя Советского Союза давно уже нет, День пограничника 28 мая отмечается во многих странах бывшего СССР — в том числе и в Украине.


В канун профессионального праздника пограничников мы попросили рассказать о службе в погранвойсках одного из бывших пограничников — депутата Николаевского областного совета Эрика Григоряна.



- Эрик, расскажите, как вы попали в погранвойска?


- Как и все в советские времена — меня призвали. Наша семья жила в Грозном. Отец был начальником строительного участка, мама учительницей младших классов. Я закончил 8 классов 48-й грозненской школы и поступил в педагогическое училище. Вот после окончания училища меня и призвали в армию.


- А в погранвойска вы попали случайно или намеренно просились на призывной комиссии именно туда?


- Да, я хотел служить именно в погранвойсках — много читал о пограничниках, фильмы смотрел. Романтика! Но особо я никуда не просился — призывная комиссия решила за меня. Отбор в погранвойска был очень жесткий. Очевидно, сыграли свою роль и мои спортивные достижения — я был кандидатом в мастера спорта по боксу. И еще училище я закончил с красным дипломом. Кроме того, все, кто шел в погранвойска, проходили еще и спецпроверку «на благонадежность» - проверяли не только нас, но и родителей и ближайших родственников. 


- В каком году вы призывались?


- В 1985, осенью.


- И в какой погранотряд вы попали?


- В 44-й Ленкоранский погранотряд, в/ч 2038. Азербайджан. Мы охраняли советско-иранскую границу.


- Трудно было в начале?


- Непросто, конечно. К армии вообще привыкать сложно, а у пограничников еще и своя специфика. Застава небольшая, личного состава около 30 человек. Всего два офицера: начальник заставы — майор, и замполит — старший лейтенант. И еще прапорщик. Все остальные — солдаты и сержанты срочной службы. Но мне очень везло с командирами. Начальником отряда, например, у нас был Павел Павлович Тарасенко — один из тех людей, которые составляют славу погранвойск. Впоследствии он дослужился до звания генерал-полковника, возглавлял Тихоокеанское региональное управление Федеральной пограничной службы России.


- Ну, генерал-полковник Павел Тарасенко личность действительно легендарная в погранвойсках. А в каком он был тогда звании, когда вы вместе служили?


- Тогда он был командиром нашего погранотряда, подполковником. Человек-кремень. Все его слушались беспрекословно — и солдаты, и офицеры. Но не из-за страха, а из уважения. Уважали его, потому что был справедливым, честным и беззаветно преданным службе. Впоследствии, после развала СССР, с 1995 по 1998 год, он командовал группой пограничных войск России в Таджикистане. Именно благодаря его усилиям была надежно перекрыта граница с Афганистаном и остановлена гражданская война, бушевавшая тогда в Таджикистане. Вы, наверное, слышали о гибели 1993 году 12-й погранзаставы Московского погранотряда в бою с крупной бандой, перешедшей с территории Афганистана. Вот такое там тогда творилось. И все это Тарасенко сумел остановить. Хорошие отношения с Павлом Павловичем у меня сохранились до сих пор — хотя я был рядовой солдат, а он подполковник, а затем и вовсе генерал. Периодически мы звоним друг другу, поздравляем с праздниками. Вот с Днем пограничника обязательно буду поздравлять.


- Какие задачи выполняла ваша застава?


- Как и везде в погранвойсках — охрана государственной границы Союза Советских Социалистических Республик.


- И что, действительно было такое ощущение: вот она, передо мной граница, за мной моя Родина, моя страна?


- Да, именно так и было. На границе все очень серьезно к этому относились. Конечно, и офицеры соответствующую работу проводили, замполит. Но все равно у всех было чувство такое: «вот я, на переднем рубеже, за мной вся страна». И если бы, не дай Бог, что-то случилось, все стояли бы до последнего. Как в 1969 году наши пограничники на острове Даманский: две трети личного состава погибло во главе с начальником заставы, старшим лейтенантом Стрельниковым, а не отступили ни на шаг. Нам очень много об этих боях рассказывали, ставили в пример — вот на кого надо равняться.


- Ваша застава охраняла участок равнинный или горный?


- Горный. Граница представляла собой ограждение из колючей проволоки в горах.


- У Советского Союза в те времена отношения с Ираном были, мягко говоря, не простыми. Это как-то сказывалось на вашей службе?


- Да как вам сказать... Граница у нас была в любом случае «на замке». Практически никаких контактов с сопредельной стороной. Но, конечно, нас инструктировали, предупреждали о возможных провокациях...


- А иранцы тоже охраняли границу? Со своей стороны?


- Да, конечно. Только у них не было погранвойск, а какая-то пограничная служба, или жандармерия. И, конечно, они это делали не так тщательно, как мы. При желании их границу можно было легко перейти — никто бы даже не заметил.


- Скажите, а такое явление, как дедовщина на заставе было?


- В известной мере, да. Ну, в том смысле, например, что молодым солдатам, как правило, доставалась вся «черная» работа. Но таких явлений, о которых писали в период «перестройки», издевательств там «стариков» над «молодыми» - такого и в помине не было.


- Когда вы уволились в запас?


- В январе 1988 года. Вернулся в Грозный, к родителям. Поступил на исторический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета.


- А как и когда вы попали в Украину?


- Когда начал разваливаться Советский Союз, я увидел, что начинается в Грозном и сказал родителям: «Уезжаем!». Инициатором отъезда был я.


- А почему именно на Николаевщину?


- А у меня жена родом из Веселиново.


- Она украинка?


- Нет, армянка. Ее родители переехали в Веселиново еще в 60-е или 70-е годы.


- У вас большая семья?


- У меня 5 детей. Три дочки и два сына. Девочки учатся в вузах, учатся хорошо. Сыновья ходят в школу. 


- Эрик, завтра День пограничника. Вы будете отмечать этот праздник?


- А как же иначе? Первым делом с утра позвоню Павлу Павловичу Тарасенко, поздравлю его — он ведь всю жизнь отдал погранвойскам. Позвоню сослуживцам. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить через ваше издание всех бывших и нынешних пограничников, пожелать им всего наилучшего: здоровья, успехов, мирного неба.


- А фуражку зеленую, пограничную, вы сохранили?


- Конечно! Каждый пограничник хранит свою фуражку всю жизнь — как реликвию!


- Что ж, примите и наши поздравления с праздником. И передайте от нашего имени поздравления легендарному генералу Тарасенко!

Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив