Династия адмирала Макарова
Имя Степана Осиповича Макарова известно каждому жителю Николаева и буквально с пеленок вызывает закономерную гордость и уважение. Его заслуги в мореплавании непререкаемы и являются национальным достоянием как Украины, где он родился и прожил первые годы своей жизни, так и России, которой он верой и правдой служил до последнего своего вздоха.
Рассказывая о Макарове, нет смысла повторять и повторяться о его научной деятельности, сказать что-то новое вряд ли возможно, а вот поговорить о его семейной жизни любопытно. Хотя бы потому, что большинство из нас о ней практически ничего не знает.
Степан Осипович холостяковал до тридцати лет - за учебой да войнами было не до женитьбы. А, может, не встретилась та, которая согласилась бы сменить спокойную светскую жизнь на неопределенный статус жены морского офицера, проводившего больше времени в море, чем дома. Ведь известное выражение Макарова «в море - значит дома» имеет знаменательное продолжение: «на берегу - значит в гостях». Это как раз о Степане Осиповиче.
В 1878 году закончилась русско - турецкая война и многие корабли российского флота были задействованы для перевозки из Европы в Россию сначала войск, а затем и гражданских пассажиров. Капитаном одного из таких кораблей - парохода «Великий князь Константин» - был Степан Осипович Макаров. Нельзя сказать, что ему нравилось плавать по Черному морю и перевозить людей из одного порта в другой. Скорее, это его утомляло и раздражало, ведь он к тому времени уже был известным ученым и мореплавателем, и задачу свою видел несколько иной. Но долг есть долг, а воинскую дисциплину никто не отменял. Макаров ценил долг и уважал дисциплину.
Но вот однажды в Константинополе на борт его корабля поднялась миловидная девушка с изысканными манерами - Капитолина Николаевна Якимовская, возвращавшаяся с семьей из Европы домой. При виде пассажирки капитан сначала остолбенел, а затем сердце его забилось в такт паровому двигателю корабля, и Степан Осипович понял, что влюбился сразу и безоглядно. Он не расставался с Капитолиной Николаевной целыми днями, рассказывал ей о тех морях, в которых он плавал, и приключениях, которые ему пришлось пережить. Якимовская была благодарной слушательницей, к тому же ей льстило внимание такого известного человека, каким был Макаров. К концу рейса он сделал ей предложение, и она его приняла. Кому-то может показаться, что нынешним стандартам красоты она и не соответствовала, но восприятие этой самой красоты - дело сугубо субъективное... Они обвенчались в Одессе 2 сентября 1879 года.
Капитолине Якимовской было девятнадцать лет. Она происходила из родовитой дворянской семьи и очень гордилась этим. Отец Капитолины Николай Федорович Якимовский - капитан 1-го ранга. Одна из сестер - Юлия - имела замечательный голос, училась пению в Италии, но на сцене стеснялась выступать из - за полноты. Вторая сестра - Александра - была женой инженера Карышева. Воспитание Капитолина Николаевна получила в Бельгии в иезуитском монастыре. Остается загадкой, как потомственная дворянка, свято соблюдавшая все правила и традиции своего сословия, решилась выйти замуж за человека известного, но не богатого, дворянина, но не родовитого, ведь отец Макарова, Осип Федорович, получил дворянство не по наследству, а по заслугам буквально за несколько месяцев до рождения Степана. Как бы то ни было, но Макаров получил согласие на брак, высадил невесту в порту и тут же отправился в очередной рейс. Свадьбу они ждали больше года, ибо влюбленный капитан ни на секунду не забывал о своей службе и своем долге. Он пишет невесте в Париж: "Тебе, вероятно, удастся увидеть в Париже электрическое освещение Яблочкова... Я пишу ему сегодня письмо и прошу выслать несколько его свечек для опыта и, если можно, то и наставление к употреблению".
О чем это говорит? Наверное, о том, что в супруге Степан Осипович хотел видеть прежде всего помощника и единомышленника. Биографы адмирала на вопрос «был ли Макаров счастлив в браке?» дают однозначные ответы. И Сергей Николаевич Симанов и Борис Генрихович Островский утверждают, что не был: « Степан Осипович Макаров познакомился со своей будущей женой Капитолиной Николаевной Якимовской, брак с которой не принес ему счастья». Ей в вину ставится ветреность, непостоянство, огромные долги и даже супружеская неверность, чему есть документальные доказательства. Сохранилась любовная переписка Капитолины Николаевны с одним известным адмиралом, имя которого в печати не называется. Но кто возьмет на себя смелость обвинять или оправдывать по сути еще девчонку, искавшую в замужестве любовь и обожание, а получившую томительное ожидание отсутствующего подолгу супруга?
На мой взгляд, Макаров не был в браке ни счастливым, ни несчастным. Он был удовлетворен. Жизнь у него складывалась согласно его представлениям о положении мужчины в обществе. У него было все, что он считал самым важным и необходимым: безбрежное море науки и тихая семейная гавань, где можно на время укрыться и согреться душой от жизненных штормов и потрясений. Он радуется каждой возможности пообщаться с супругой, несмотря на проблемы, которые она создает: «Слава богу, долги наши к июлю будут уплачены... - с нескрываемой радостью пишет Макаров в одном из писем. - Я со своей стороны тоже буду откладывать сколько можно, и, бог даст, по возвращении жизнь наша так сложится, что мне не придется высунув язык бегать по городу искать 25 рублей». Кто знает, может быть, долги, которые успевала делать Капитолина Николаевна, и были одним из тех стимулов, которые подвигали его на все новые и новые открытия?
Любопытно, что он знает все недостатки и пороки своей жены и понимает, что их уже не исправить. Главное, чтобы дочери росли не такими, как мать: «Приучай детей к труду и не говори им ничего такого, что бы могло сделать из них пустых франтих. Пожалуйста, не наряжай очень Олю. Я не хочу, чтобы из нее вышла франтиха, которая будет жертвовать мужем для того, чтобы на балах блистать своей талией. Я надеюсь, что тебе удастся сделать из нее разумную женщину».
Привыкший с детства к труду, Макаров хотел, чтобы и дети его знали и ценили труд. Ведь только то, что заработано своим трудом, имеет ценность и приносит если не счастье, то удовлетворенность. Но супруга не внемлет просьбам мужа.
В феврале 1904 года Макарова на русско-японскую войну провожает вся семья: жена, дочь Александра, которую все называют Диной, и двенадцатилетний сын Вадим. Сын серьезен, дочь в слезах. Серьезен и Степан Осипович. Он вполголоса дает последние указания Капитолине Николаевне. Их суть становится ясной из письма, отправленного адмиралом 19 февраля 1904 года из Харбина: "Я телеграфировал Федору Карловичу (морской министр адмирал Авелан - Н.П.) о выдаче тебе 5400 руб. Получив столько денег, ты прежде всего захочешь подновить туалеты, и таким образом деньги эти быстро исчезнут... Очень прошу тебя быть благоразумной, у нас уже было много примеров, что мы сидели без денег... Теперь неприлично тебе и Дине наряжаться в большие шляпы. Вы гораздо более выиграете, если будете держать себя скромнее. Пожалуйста, еще раз прошу тебя поберечь деньги, имей в виду, что, если ты истратишь 5400 р. или часть их, то я тебе ничего не переведу впоследствии. В первые два месяца с меня будут вычитывать все увеличение жалованья, так как я оставил тебе доверенность на 1200 р. Месяц я не получу здесь береговых почти ни копейки. Только потом начнет кое-что оставаться, но надо приберечь".
Вняла ли она его просьбам - неизвестно, но то, что по прошествии многих лет тосковала о своем безвременно погибшем муже, совершенно очевидно. В марте 1930 года во французском городе Ментон скончался последний морской министр царского правительства адмирал Иван Константинович Григорович. На отпевании адмирала вместе со многими русскими офицерами присутствовала едва ли не единственная женщина - Капитолина Николаевна Макарова. И вряд ли это была только обычная дань вежливости по отношению к усопшему соотечественнику...
Об этом написал издававшийся в Праге русскими эмигрантами «Морской журнал».
В 1882 году у Макаровых родилась старшая дочь, Ольга. В это время Степан Осипович в должности флаг- офицера отряда шхерных кораблей балтийского флота участвует в перевозке войск из Петербурга и его окрестностей в различные районы финского побережья. Зимой того же года обрабатывает доставленный с Босфора гидрологический материал. Едва закончив одно дело, он тут же принимается за другое. На семью времени нет. В 1888 году в возрасте шести лет Ольга умирает.
В 1886 году родилась вторая дочь - Александра. Макаров отправляется в кругосветное плаванье на корвете «Витязь». Он возвращается в Кронштадт в мае 1889 года, когда дочери исполнилось три года. Ее судьба сложилась благополучно, если считать благополучием пропажу первого мужа и эмиграцию после Октябрьской революции. После гибели Степана Осиповича в 1904 году Александра Степановна была назначена фрейлиной при дворе Николая II, а в 1906 году вышла замуж за ученого - агронома Льва Викторовича Голубева - представителя известной фамилии промышленников и меценатов. Семья Голубевых владела недвижимостью в Петербурге, Брянске и Киеве, имела большое загородное поместье в Пархомовке на территории современной Днепропетровской области. Сам Лев Викторович был человеком незаурядным. Камергер двора Николая II, он мало интересовался жизнью высшего света. Зато имел дипломы Королевской Прусской земледельческой академии, Рейнского Университета, и многих других аграрных заведений.
В Петербурге Александра Степановна с 1906 по 1914 годы жила в доме №10 по Большому проспекту Васильевского острова. Все вокруг знали, что она дочь знаменитого адмирала, и дом, в котором она жила, назывался «макаровским». До 1929 года в этом доме находился бронзовый бюст адмирала Макарова, выполненный немецким скульптором Шлейфером. Бюст этот был свадебным подарком Льва Викторовича Голубева.
Жизнь ее складывалась безоблачно, пока в 1918 году при невыясненных обстоятельствах бесследно не исчез Лев Викторович. Александра Степановна находилась в то время в Швейцарии, где лечила сына Вадима. После пропажи мужа возвращаться в Россию она не решилась, переехала во Францию, где вышла замуж за графа Капниста. Скончалась графиня Капнист в Париже в 1982 году в возрасте девяноста шести лет. Как сложилась судьба ее сына Вадима, сказать трудно, данных об этом нет. Известно только, что и он вместе с матерью и бабкой Капитолиной Николаевной жил во Франции.
Вот как сложилась судьба у сына Степана Осиповича Макарова - Вадима, в честь которого назвала своего сына старшая сестра Александра. Вадим родился в семье военного моряка, и вопрос о выборе профессии перед ним не стоял. В 1906 году он без всякой протекции поступил в Морской корпус. Отсутствие в свое время мужского воспитания в семье сказывалось на усвоении им азов воинского воспитания, но со временем Вадим Макаров стал одним из лучших курсантов корпуса. В 1912 году он заканчивает корпус и в звании корабельного гардемарина отправляется в учебное плаванье на крейсере «Россия». Через полгода был произведен в мичманы и направлен для прохождения службы на крейсер «Адмирал Макаров». Здесь Вадим прослужил четыре года, получил звание лейтенанта и многочисленные знаки отличия за личное мужество. Совершенно случайно интернете я обнаружил предсмертное письмо С.О. Макарова сыну:
«Дорогой мой сыночек! Это мое первое письмо, посланное именно тебе, а не в отрывках в письмах к маме, как бывало ранее. Ты уже подросток, почти юноша. Но я обращаюсь к тебе с другого конца России, как уже взрослому мужчине. Письмо посылаю своему старому другу в Кронштадт. Он найдет способ передать тебе в руки. Тут идет жестокая война, очень опасная для Родины, хотя и за пределами ее границ. Русский флот, ты знаешь, творил и не такие чудеса, но я чувствую, о чем ты пока никому не скажешь, что нам, и мне в том числе, словно бы мешает - не адмирал Того, нет, а как бы сбоку подталкивают, как бы подкрадываются сзади. Кто? Не знаю! Душа моя в смятенье, чего я никогда не испытывал. Начинаю уже чего-то улавливать, но смутно пока. Вот Верещагин Василий Васильевич что-то пытается объяснить, но сбивчиво, как все художники и поэты... Вот такое у меня настроение, сынок. Но знаешь об этом пока ты один. Молчи, как положено мужчине, но запомни. И еще объясняю тебе, почему адресуюсь помимо нашей любимой мамы. Запомни на всю жизнь: на женщин никогда нельзя перекладывать тяготы нашей мужской доли. Иной болван и трус может заявиться домой чуть ли не в слезах и супруге своей с порога: «Вот на войну посылают вроде. Стоит ли?» Что скажет тут любящая мать, жена, сестра? «Ни за что погибнешь. Ты у нас один. Отклонись уж как-нибудь». По-женски понятно, что с них взять. Но настоящий мужчина должен явиться домой бодрым и сказать: «Ну, дорогая, собирай меня в дорогу. Тут на границе веселое дело предстоит». Она поплачет, соберет тебя и успокоится, положившись на волю Божью. Обнимаю тебя, сынок. Учись старательно. Помогай маме и сестре. Бога бойтесь, царю служите. Твой Макаров - старший».
Сын оказался достойным своего отца.
Февральскую революцию 1917 года лейтенант Макаров не принял. В мае того же года он уехал в Соединенные Штаты Америки помощником военного агента. Вскоре он возвратился в Россию и воевал в армии Колчака. После ее разгрома окончательно вернулся в Америку и занялся там бизнесом. Илья Куксин, написавший монографию о Вадиме Макарове, рассказывает о нем, как о талантливом изобретателе и удачливом бизнесмене: «В 1923 году Вадим переезжает в Нью-Йорк и учреждает фирму Makaroff & Со, которая просуществовала до 1946 года. На счету Вадима было двадцать патентов на изобретения. Затем до конца жизни посвятил себя финансовым и нефтяным делам, нажив при этом весьма приличное состояние (после него осталось три миллиона долларов)». Кроме того, он увлекался теннисом и яхтами. По своим чертежам он построил в Германии яхту «Vamarie», которая принимала участие во многих океанских гонках.
Известно об обширной благотворительной деятельности В.С.Макарова. В 1934 году он на свои деньги издал книгу о своем знаменитом отце. Уже можно было бы издать ее и на родине адмирала Макарова, ведь идеологические препятствия, мешавшие этому, давным - давно устранены.
В 1962 году Вадим Степанович тяжело заболел, а в 1964 скончался в Нью - Йорке. Похоронен в Бирмингеме, штат Алабама, где упокоилась его жена. Данных о его потомках я не нашел, как не нашел и данным о другом Вадиме - Голубеве, сыне сестры Александры.
Капитолина Николаевна Макарова скончалась в феврале 1946 года в городке Антаб, неда¬леко от Ниццы в возрасте восьмидесяти семи лет.
На этом можно было бы и закончить рассказ о семье великого ученого и отважного флотоводца, волею судьбы разбросанной по всему миру, если бы не одна давняя история. В студенческие годы я одно лето подрабатывал инструктором на турбазе «Южный Буг» в Варваровке. Встречал группы со всего Союза, организовывал им экскурсии и досуг, возил по городу. В общем, ничего особенного, если бы однажды мой институтский приятель Даня Кит не спросил меня, указав на одну из экскурсоводов тогдашнего экскурсионного бюро: «Ты знаешь, кто это? Внучка адмирала Макарова»! Тогда я не придал этому значения, а теперь вот вспомнил и решил выяснить что возможно о потомках знаменитого адмирала. Я подумал, что в нашем городе просто никаким образом не может быть ни одного родственника адмирала. Но вот в книге Б.Г.Островского «Адмирал Макаров», изданной еще в 1954 году, нашел фотографию, подпись под которой гласила: «Кораблестроительный институт имени С.О. Макарова в г.Николаеве. Кабинет имени С.О. Макарова. В центре внучка С.О. Макарова - М.И. Орлова». Попытки установить, что это за внучка, успехом не увенчались. Единственное, что удалось найти в одной из статей Вячеслава Чунихина, так это упоминание со ссылкой на газету «Бугская зоря» от 5 января 1949 года о посещении СШ №15 внучкой С.О. Макарова. Внучка ли? Вряд ли дети адмирала Макарова, покинувшие Родину, оставили здесь своих детей. Может быть, внучка одной из сестер Степана Осиповича - Анны или Елизаветы? Анна вышла замуж за морского офицера Николая Прокофьевича Скрынникова, служившего на Дальнем Востоке. Возможно, что во время войны России с Турцией Н.П. Скрынников с семьей тоже переехал в Николаев, ведь он был человеком военным. На сайте www.dag.com.ua обнаружил, что неподалеку от современного Музея истории судостроения и флота некогда проживали родственницы С.О. Макарова - М.Н. Орлова и З.Г Потомьянова. Можно предположить, что М.Н. Орлова - имеет отношение к старшей сестре адмирала - Анне Осиповне, которая в статье названа Анастасией: мужа Анны Осиповны звали Николай Прокофьевич, хотя это только мое предположение.
О том, была ли замужем младшая сестра - Елизавета, и были ли у нее дети, я упоминаний не встречал. Знаю только, что она была болезненной и капризной. Старший брат - Иван - умер молодым, и детей у него, как считают биографы, не было. Но одно сообщение в интернете от некоего Евгения ставит это утверждение под сомнение: «С ранних лет мне моя бабушка говорила, что мы исходим из рода адмирала Макарова, ее дед Иван Осипович Макаров - брат вице - адмирала Макарова...». Был еще брат Яков. Сын Якова - Василий Яковлевич Макаров - был священником, протоиереем, кроме того - корреспондентом Николаевской физической обсерватории, что говорит о его образованности. Жена Василия - православная писательница Александра Ивановна Макарова - Мирская. У Василия была дочь. Внучку Василия Яковлевича зовут Нина Сухорукова, она разыскивает в интернете потомков адмирала С.О. Макарова, следовательно, своих дальних родственников. Она живет в Москве. Скорее всего, это журналистка и поэтесса Нина Ландышева. Почему «скорее всего»? Да потому, что один и тот же текст о родстве с Василием Макаровым на разных сайтах подписан Ниной Сухоруковой и Ниной Ландышевой. Похоронен В.Я. Макаров в Красноярске на Троицком кладбище.
Еще одна находка в интернете: МАКАРОВА ЕВГЕНИЯ ГЕОРГИЕВНА 1896, г. Калиш (Западная Польша) - 1981, г.Киев. Родилась в семье офицера. Племянница адмирала Макарова. Работала школьной учительницей. Во время войны участвовала в партизанском движении. Имела награды. После войны жила в г.Киеве. Муж ЖИВЛЮК НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ 1886-1936. Ее сын и внуки проживают в настоящее время в Москве. Попытка связаться с ними по электронному адресу, указанному в интернете, ни к чему не привела: сервер сообщил, что адресат не может принять мое письмо.
Загадочной пока остается судьба младшей сестры Степана Осиповича - Елизаветы. Известно, что Осип Федорович Макаров в 1876 году вернулся из Николаевска - на - Амуре в Николаев, где и умер в 1878 году. Скорее всего, с ним вернулась и Елизавета. Здесь она, вероятно, вышла замуж. Но дальнейшая ее судьба мне неизвестна.
В близком родстве с С.О. Макаровым состоял И. А. Макаров - известный российский яхтсмен, неоднократный победитель регат крейсерских яхт в Санкт - Петербурге в 80-х годах 19-го века. Знакомством с И.А. Макаровым гордились члены царствующей фамилии...
Также в Санкт - Петербурге, а, вернее, в Ленинграде, проживал еще один родственник С.О. Макарова - племянник В.А Тихонов с внучатой племянницей М.В. Тихоновой.
Пока это все, что на сегодняшний день удалось узнать о родственниках и потомках адмирала Степана Осиповича Макарова.