Безнадега: как в николаевской глубинке принимают «долгожданных» врачей

22.08.2015 в 16:29

На последнем заседании коллегии ОГА, состоявшемся 14 августа, среди наиболее обсуждаемых был вопрос медицины. Заместитель начальника управления здравоохранения Юрий Дячук, выступавший с докладом, вскрыл целый ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться работникам медицинской отрасли. Это и проблемы с трудоустройством молодых врачей, которые, оканчивая медицинские высшие учебные заведения, приезжают по направлению в сельский район (где с врачами, как известно, всегда туго), а им дают от ворот поворот — дескать, все места заняты; и проблемы с жильем, которым должны обеспечивать врачей — многие районы, как оказалось, даже не думают искать для приезжающих медработников жилье.

Через два дня после публикации серии материалов о коллегии ОГА, в которых мы освещали медицинские проблемы региона, в редакцию «Новости N» обратились наши читатели сразу из нескольких районов, которые рассказывали обо всех этих наболевших проблемах на примере своих сел и городов. В числе обратившихся оказалась и жительница села Центральное Снигиревского района Надежда Сергеевна Лысенко. Здесь проблема не ограничивается чем-то одним — кажется, что множество проблем, связанных с медициной, здесь слились в одну большую головную боль и требуют немедленного решения.

 

«Бездомный» семейный врач

 

Много лет в этом селе не было своего врача. Жители собирали подписи, обращались в областное управление здравоохранения. Там обещали — мол, как только в область прибудут специалисты, в село обязательно кого-нибудь направят.

На территории села расположена исправительная колония №5, и несколько лет функции сельского врача исполняла женщина, которая в прямом смысле слова выходила из тюрьмы. С 8:00 до 11:00 она работала в колонии, затем покидала ее стены, принимала сельских пациентов, и в 13:00 снова заходила на свое рабочее место в колонии. «Такой у нас был врач», - говорит Надежда Лысенко.

6 августа жители узнали, что главный врач Снигиревской ЦРБ привез в сельсовет молодого специалиста — с той перспективой, что он здесь останется работать. В считанные часы эта новость облетела все село, в котором врача ждали уже несколько лет.

10 августа врач начал принимать пациентов в сельской амбулатории, и люди массово повалили к нему на прием. В течение длительного периода времени многие не имели возможности получить консультацию врача, и оставалось либо не обращать внимание на недуги, либо справляться с ними самостоятельно. Проблем за здоровьем за все это время у них накопилось немало. Молодой врач произвел положительное впечатление на жителей села, с первых же дней люди отзывались о нем очень хорошо.

Вот только условия, в которых молодому специалисту пришлось работать, оставляли желать лучшего. Когда Надежда Сергеевна обратилась к нему с жалобой на больное ухо, тому пришлось извиняться — у врача не оказалось даже необходимых инструментов, чтобы это ухо осмотреть. Но если вопрос с недостающими инструментами еще можно было решить (жители села готовы были купить их для врача за свои деньги), то ряд других проблем решить  без местной власти невозможно. Начиная с самых что ни на есть прозаических — в помещении, оборудованном под амбулаторию, нет даже туалета. К существующим проблемам добавилась еще одна, самая главная —  отсутствие жилья.

Как рассказала Надежда Лысенко, уже очень давно — возможно, еще 90-е годы — община села сложилась и купила дом для своего будущего врача. Сельский совет принял его на баланс. Инициативная группа из жителей села решила совершить визит в этот дом, чтобы посмотреть, в каком он состоянии. Увиденное повергло их в шок: забор упал, огород и придомовая территория заросли травой вышиной в человеческий рост... То есть, местная власть, зная, что вскоре общину села будет обслуживать новый врач, даже не позаботилась о том, чтобы создать терпимые условия для его проживания.

Оказалось, что дом даже не заперт: замок в открытом виде висел на створках. Внутри дома стояли две кровати и скрученные матрасы. Женщина, которая живет по соседству, сообщила, что эти вещи и газовая плита принадлежат людям, которые жили здесь раньше, и они их, дескать, заберут. О том, что в самом доме никто и не думал сделать ремонт, хотя бы косметический, нечего и говорить.

Сам же врач сейчас живет в соседнем селе — Вавилово. Там его пустила в дом какая-то бабушка, и то только на месяц, пока ее дочь в Киеве. Если за это время местная власть не наведет порядок в доме, предназначенном для врача, то жить по прошествии этого месяца ему будет просто негде.

Больше всего жители села опасаются, что врач, столкнувшись с трудностями и видя, что они не решаются, может просто развернуться и уехать. И село останется без своего медработника еще неизвестно на какой период времени.

 

Не в порядке не только дом, но и амбулатория

 

Удалось нам связаться и непосредственно с самим семейным врачом, который согласился работать в сельской местности и оказался в сложной ситуации.

Он сообщил, что еще в прошлом году глава района давал объявление в местную газету. Объявление было настолько детальным, что были даже размещены фотографии врачей, которые должны прибыть в район, и информация о том, кто куда направлен. Соответственно, власть села уже тогда знала, что в Центральное приедет врач. Поэтому сказать, что он приехал неожиданно, застал их врасплох и они не успели подготовить все необходимое, нельзя.

Когда врач впервые приехал в село, его не только познакомили с местной властью, но и показали амбулаторию, в которой он будет работать. Уже тогда, осмотрев ее, он сделал вывод, что амбулатория «не готова к тому, чтобы там работал доктор». Там должен быть мало-мальский ремонт и условия для того, чтобы врач мог осматривать пациентов, и чтобы пациенты могли находиться там хотя бы в относительном комфорте. Эти условия напрочь отсутствуют.

- Люди приезжают на прием, а туалета нет. Куда им? В кусты? - недоумевает врач. - Акушер, педиатр, терапевт, процедурная, палаты — на все про все один умывальник. У врача должен быть умывальник? В акушерской должен быть умывальник?

Сама амбулатория вплотную примыкает к исправительной колонии, где много заключенных, больных туберкулезом. Некоторые люди опасаются даже приходить сюда, поскольку боятся за свое здоровье — особенно если у них маленькие дети.

Нет ни одной кварцевой лампы, хотя в нормальных амбулаториях таковые должны быть в каждом кабинете. После кварцевания комнаты должны проветриваться, но рамы в окнах такие, что их не лучше не трогать. Одно окно уже пробовали открыть, но оно чуть не вывалилось.

Когда-то в этом помещении было отопление — об этом свидетельствуют трубы, проходящие вдоль стен. Но уже лет пять или десять помещение не отапливается. В холодное время года, в зависимости от погоды, температура в нем колеблется от -4 до +4. Даже раздеться для осмотра решится не каждый взрослый. Что уж говорить о человеке пожилом или о ребенке, тем более что здоровым в лечебное учреждение мало кто ходит — туда приходят те, кто уже болеет, а значит, уязвим перед изменениями температуры.

По словам Виталия Кравчука, вопрос отсутствия тепла на уровне местной власти поднимался еще весной — прорабатывалась возможность проведения отопления из тюрьмы. Заканчивается август, но к реализацию этого плана никто так и не приступил — на улице холодает, не за горами зима, а амбулатория по-прежнему стоит без отопления.

Обостряется проблема тем фактом, что семейный врач в этой амбулатории будет обслуживать не только жителей села Центральное (около 1000 человек), но и жителей многих близлежащих сел (их около десятка). Общее количество населения, которому он должен оказывать медицинскую помощь, составляет более 5000. Вместе с тем, по словам молодого специалиста, по существующим нормам в сельской местности на одного семейного доктора, чтобы он успевал всех обслуживать, положено до 1200 подопечных.

Врач оказался довольно скромным, и о доме, в котором ему предстоит жить, говорил в самую последнюю очередь. Оказалось, что он видел этот дом во время своего первого приезда в село — власть не постеснялась продемонстрировать его в том виде, в каком он есть.

- Дело в том, что в доме до этого жил, сельский совет его кому-то сдавал. Но жильцы, я так понимаю, куда-то выехали на заработки. Длительный срок за домом никто не ухаживал. Полгода или год там уже никто не живет. То, что мы увидели — дыры на полу, трещины, все осыпается.., - сокрушается врач. - Сказать, что он ужасный — нет, он не ужасный. Там просто нужно штукатурки по-новой наложить и покрасить. Но даже этого сделано не было.

Между тем, врача уверили, что все необходимые работы будут произведены в течение месяца.

- Потом мне искали место жительства, ведь нужно было где-то жить. И нашли — в соседнем селе умер дедушка, бабушку внучка забрала к себе. Они уехали, стоит хатка, ключи у соседки. Позвонили, договорились. «Все, вы будете жить тут». Но я не видел ни книжки за свет, ни книжки за газ, ни книжки за воду. Вода перекрыта, газ тоже был перекрыт, - описывает врач свои мытарства.

И если в начале месяца врачу обещали, что в конце месяца в его доме будет сделан ремонт, то сейчас просто говорят: «Ремонт будет», - уже не уточняя, когда именно.

Врач говорит, что иногда общается с теми людьми, с которыми учился в медицинском университете и которых тоже распределили по регионам.

- Мы созваниваемся, рассказываем, кто как устроился. Я смотрю на условия в нашей амбулатории — такое ощущение, что семейная медицина дошла везде, кроме Снигиревского района, - отмечает врач. - А еще говорят, что это одна из лучших амбулаторий в районе. Получается, в других еще хуже?!

 

В ожидании ответа

 

За создание сети лечебных учреждений в городах и селах, распределение бюджетных средств между ними и обеспечение этих учреждений всем необходимым отвечает местная власть. Собственно, претензии заместителя начальника областного управления здравоохранения, озвученные 14 августа на коллегии ОГА, которые касались в том числе и жилья для медиков, были адресованы как раз местным властям, а именно — руководителям районных администраций.

С целью выяснить, что стало причиной подобных недоработок и что для исправления ситуации намерена делать местная власть, мы обратились к главе Снигиревской РГА Татьяне Твардовской. Многократные попытки связаться с ней успехом не увенчались: начиная со вторника, мы звонили в администрацию каждый день, но каждый раз секретарь в приемной нам отвечала, что Татьяна Николаевна чем-то занята.

Не удалось с ней связаться и вчера, в последний рабочий день недели — оказалось, что руководительница района проводит совещание, но даже после этого пообщаться с нами не может, поскольку будет принимать участие в праздничных мероприятиях ко Дню независимости.

Несколько раз мы пытались дозвониться к сельскому голове Центрального Анатолию Пьяныку по номеру телефона, который нам дали жители — в надежде, что, может быть, он нам объяснит, почему в селе так запоздали с ремонтом дома, в котором будет жить врач, и созданием условий для приема пациентов в сельской амбулатории. Но телефон сельского головы был отключен.

Надеемся, что в ближайшие дни мы получим их разъяснения по вопросам, которые волнуют местных жителей, и что проблема, с которой они к нам обратились, будет в скором времени решена.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив