Баллада о бойцах невидимого фронта
От редакции: Публикацию о николаевском воине-подпольщике Федоре Клюевском, который и сегодня живет в нашем городе, в редакцию принес его двоюродный племянник, Николай Качура. Он и выступил автором очерка о Федоре Ивановиче, который в годы войны в Николаеве был одним из лидеров подпольного движения.
Федор Иванович Клюевский родился 6 (19) июня 1917 года в селе Калиновка Жовтневого района Николаевской области. Отец Иван Григорьевич и мать Анна Антоновна батрачили у помещиков Харчатых, Зайчевских хуторов.
В1936 году Федор окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище) «Электромортреста», получил специальность электрика. Одновременно окончил школу №2 города Николаева, получил аттестат зрелости. С 1937 г. работал в «Связьмортрест» радиомонтажником на судах и кораблях и поступил на заочный факультет радиосвязи Одесского техникума электросвязи, который окончил в 1940 году. С 1937 г. по 22 июня 1941 г. Федор участвовал в монтаже и наладке средств радиосвязи, навигации и гидроакустики на 26 надводных и подводных кораблях ВМФ, монтаже и наладке постов радиосвязи Очаковского укрепрайона на Первомайской батарее, 15-ой батарее, базе торпедных катеров, базе подводных лодок.
30 апреля 1941 года радиотехник «Связьмортреста», 24 -летний Федор Клюевский и 20-летняя старшая медсестра детских яслей «Красное солнышко» Юзефа Петровская стали супругами. Они были счастливы, строили радужные планы будущего.
Но… Все рухнуло в одно мгновение!
В 12 часов 22 июня 1941 г., будучи на ул. Советской, Федор и его жена узнали о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. В июле 1941 г. Федор и группа радиомонтажников задействовали длинноволновую радиостанцию «Щука» и обеспечили установление связи со штабом Черноморского флота, подлодками, находящимися на боевых позициях у берегов Румынии
16 августа 1941 года немцы вошли в город в районе Широкой Балки. На следующий день немцы начали сгонять людей в церковь на ул. Садовая и в парк Петровского. Людей били прикладами, издевались, обзывали.
Все увиденное заставило Федора Ивановича и других мужчин не сдавать оружие, а спрятать. Он стал руководителем подпольной минигруппы в составе 10 человек. Сначала прятались, где-то до конца сентября. Организовали пару диверсий, а потом поняли, что так работать нельзя. Взорвали одну немецкую машину, а пострадало много местного населения. К тому же сразу пошли облавы, проверка каждого дома. Немцы обнаружили много военных, прятавшихся в домах горожан. За это убивали, отправляли в лагеря.
Федор Иванович понял, что такая партизанщина никому не нужна. Она приносит больше вреда, чем пользы. Страдает население. Нужна подготовка, стратегия, тактика.
В конце сентября Юзефа Петровна, жена Федора Ивановича, установила связь с подпольщиками Центрального района города Николаева и договорилась о встрече с руководителем Тихоном Максимовичем Морозовым.
Морозов был единственным, кто остался в живых из партийного руководства. Он обосновался с небольшим партийным активом в пригородном зерносовхозе им. Т. Шевченко Жовтневого района. Легализовался в должности ветфельдшера совхоза и развернул активную конспиративную работу по восстановлению подполья в Центральном районе Николаева и в Жовтневом районе Николаевской области.
В беседе с ним Клюевский сделал вывод – Морозов был преданным коммунистом, но совсем не был подготовлен к подпольно-партизанской борьбе. Плана действий борьбы у него не было.
Партийным руководством Николаева не было подготовлено ни баз укрытия, ни оружия, чтобы работало подполье. И это несмотря на то, что была секретная Директива ЦК что на оккупированной территории подпольная борьба и партизанское движение возлагается, организуется и возглавляется первыми секретарями обкома и горкома партии.
Но в Николаевской области первый секретарь обкома оказался с первых дней войны в Действующей армии на фронте, а второй же секретарь эвакуировался из Николаева при отступлении 9-й армии и оказался в глубоком тылу на Востоке страны.
Федор Иванович предложил свой план действий, который разработал сам. Это была, в том числе, технология скрытых диверсий на железнодорожном транспорте, в сельском хозяйстве.
Этот план был в последствии передан уполномоченному ШПД 3-го Украинского фронта Шаповалову. Позже план Клюевского был распространен на территории Украины и Белоруссии.
А в группу самого Клюевского входило около 30 партизан, подпольщиков Николаева и области. Руководство группами осуществлялись Федором Ивановичем Клюевским и его заместителем, жителем села Киселевка, Марьяном Людвиговичем Словачевским через старших троек и пятерок. Федор и Марьян хорошо понимали, что о ни каких партизанских подвижных отрядах, как в гражданскую войну, в нашем степном крае не может быть и речи. Поэтому организовывали подпольную работу другим способом. Оборудовали радиопосты в Николаеве, на ст. Грейгово и в с. Киселевке по прослушиванию «Совинформбюро», провели свыше 800 сеансов работы радиопостов, распространили около 4-х тысяч листовок «Молния». Устроили своих людей на работу к оккупантам: на железнодорожном транспорте , военных объектах, в сельском хозяйстве (в руководстве Областного управления немецкими госимениями, в хозяйствах Жовтневого, Снигеревского, Баштанского районов). Осенью 1942 г., весной и осенью 1943 г. люди Клюевского путем искусственного заражения скота ящуром сорвали компанию оккупантов по массовому убою и угону крупного рогатого скота.
Кроме того, подпольщики вели разведывательную работу оборонительных сооружений на подступах к Николаеву, освободили около 200 пленников, отправляемых фашистами в Германию, и около 75 военнопленных из концлагерей «Темвод» и «Водокачка», транзитных поездов. Освобожденных переправляли в Знаменские леса на Кировоградщине, к партизанам.
Собирали оружие, боеприпасы, устраивали тайники для их хранения, готовили людей к вооруженным выступлениям против оккупантов при приближении фронта.
С апреля 1942 года Федор Иванович Клюевский стал руководителем группы №3 подпольно-диверсионной организации «Патриот». Участники «Патриота» успешно реализовали свои мероприятия с сентября 1941 года по 28 марта 1944 года.
За это время уничтожили около 60 солдат и офицеров противника, 1 паровоз, 14 вагонов и платформ, 4 танка, 3 "Фердинанда", 2 вагона снарядов, 35 тонн горючего, 2 самолета, аккумуляторное здание, 1 бронетранспортер, 2 автомашины, 1 бензовоз, 2 мотоцикла, а также около 50 вагонов сельхозпродукции, 12 километров железной дороги и т.д.
Подпольщики постоянно держали связь со Штабами партизанского движения (ШПТ) 3-го и 4-го Украинских фронтов и подпольем города Николаева. С января 1942 года по декабрь 1943 год, собранная группой разведывательная информация о фашистах передавалась за линию фронта через партизанские отряды Знаменских лесов.
В первых числах ноября 1943 года Станиславом Гринкевичем, Петром Зубовичем, Марьяном Словачевским на перегоне Заселье-Новопетровка пущен под откос военный эшелон фашистов. Приостановлено движение поездов на 2 суток.
1-го марта 1944 года к Федору Клюевскому на ст. Грейгово прибыл Михаил Шевченко, подрывник ШПД 3-го Укрфронта из спецгруппы капитана Ивана Гришина. Подрывник прибыл для выполнения специального задания, однако произошло непредвиденное — руководитель операции, Иван Гришин, пропал. После безуспешных поисков Гришина, с 5-го марта Федор Клюевский начал готовить свою группу к выполнению задания командования 3-го Укрфронта.
12-го марта 1944 года Марьян Словачевский, Станислав Гринкевич, Семен Лякин, Павел Зинкевич, по технологии подрывника Шевченко выполнили задание командования. Оно заключалось в том, чтобы вывести из строя железнодорожный участок пути Николаев-Заселье. Бронетранспортер, шедший впереди двух железнодорожных составов в сопровождении бронепоезда на Снигиревку, подорвался на двух противотанковых минах и двух артиллерийских снарядах в трех километрах от ст. Заселье. Утром наши самолеты сожгли составы. Румыны и фашисты не смогли спастись бегством на поездах из Снигиревки к оборонительным рубежам вокруг Николаева.
То, что должна была сделать спецгруппа Гришина совместно с организацией Т. Морозова, сделала диверсионно-разведывательная группа №3 «Патриот», под руководством Федора Ивановича Клюевского.
Группа №3 – «Патриот» участвовала в обнаружении и захвате 22 палачей Николаевщины, пять из которых 12 января 1946 года были повешены на виселице, установленной ими же напротив дома №36 по ул. Советской .
Штабом Партизанского Движения 3-го Украинского фронта Федор Иванович Клюевский признан активным партизаном-подпольщиком, а Комитетом Государственной безопасности Советского Союза – опытным разведчиком. Опыт Федора Ивановича Клюевского использовался для обучения молодых чекистов в годы Великой Отечественной войны.
После войны Федор Клюевский продолжил работу на благо родины. Сначала вместе со всеми восстанавливал «народное хозяйство», затем работал в судостроении.
В 1952 году он был призван в кадры ВМФ. Назначен начальником лаборатории радиотехнических измерений радиостанции ПРЦ – 1 Главного штаба Военно-Морских Сил СССР. Это была радиостанция уникальной по радиотехническому новшеству, мощности, военному назначению и в ее создании принял непосредственное участи Федор Клюевский.
В 1956 году вернулся в Николаев, работал, учился, окончил 4 курса ОЭИС, НКИ. Работал 23 года в Николаевском филиале ЦНИИ ТС.
В 1978 году Федор Иванович ушел на заслуженный отдых персональным пенсионером местного значения. К его боевыми наградам: медаль «Партизана Отечественной войны» 1 степени, «Орден Отечественной войны» 2 степени, орден «Богдана Хмельницкого» 2 степени, 15 юбилейными медалями, и почетными воинскими знаками Союза и Украины добавились медали мирного времени – «За трудовое отличие», «Ветеран Труда», многие грамоты.
Его жена – Юзефа Петровна Клюевская также имеет боевые награды.
Федор Иванович Клюевский – живая история Советской власти и нашего государства.
В 2011 году Федору Ивановичу Клюевскому пошел 95 год, а его жене Юзефе Петровне Клюевской – 91. В совместном браке, который заключили 30 апреля 1941 года, прожили долгих 70 лет. Сегодня рядом с ними дочь, внуки.
Они многое пережили. Выжили в голод 1921-1922 гг, 1932-1933 гг. и 1946-1947 гг., пережили непростые годы раскулачивания и период сплошной коллективизации в 1929-1933 годах, трагические 1936-1938 политических сталинских репрессий...
Но великое горе советского народа – Великую Отечественную войну – эти люди встретили убежденными сторонниками советского строя и верными патриотами Своей Земли, Своего Народа – Своей РОДИНЫ, которой и посвятили свою жизнь.
Жизнь прожита не напрасно!