А.Гаркуша меняет тактику борьбы за Николаевский аэропорт

24.02.2008 в 15:55

Вот уже который месяц бушуют страсти вокруг Коммунального предприятия «Международный аэропорт «Николаев»… А процесс приватизации, между тем, не сдвигается с мертвой точки. Заседания комиссии и прочие мероприятия, которые должны были проходить согласно «Графику действий по корпоратизации, акционированию и продаже пакета акций КП МАН», не проводились. Так, заседание прошло 26 июня 2007 года, а следующее состоялось 24 октября 2007 года. Хотя в течение этого времени, по графику, было запланировано 16 мероприятий, а итоговое – «Подписание договора с победителем конкурса» – было намечено на 16 августа. То есть предполагалось, что к началу сентября предприятие будет уже приватизировано. Но на заседании 24 октября было принято решение о продолжении работы по корпоратизации.

 

С тех пор не однажды снимали с должности генерального директора аэропорта А.Кейяна, который затем восстанавливался через суд; не раз представители трудового коллектива пикетировали облгосадминистрацию с требованием выплатить долги по зарплате и вернуть на предприятие изъятую печать; а облгосадминистрация огульно вносила изменения в Устав КП… Кстати, после выхода распоряжения об изменении Устава глава облсовета Татьяна Демченко выразила недовольство такой политикой ОГА, поскольку изменения в устав коммунальных предприятий могут вноситься только при участии и с согласия депутатского корпуса.

 

И вот, как стало известно, 20 февраля глава Николаевской ОГА Алексей Гаркуша пишет на имя Демченко письмо №383/16-05-30/6-08, в котором обвиняет руководство аэропорта в затягивании процесса приватизации. И в свете этого предлагает следующее. Во-первых, вынести вопрос о ситуации на КП МАН на внеочередную сессию облсовета в феврале, на которой рассмотреть изменение способа приватизации и вопрос о согласовании увольнения Кейяна А. Е. и назначении другого руководителя. А во-вторых, изменить способ приватизации с «продажи акций открытых акционерных обществ по конкурсу» на «продажу целостного имущественного комплекса предприятия по конкурсу».

 

Как рассказывает бывший профильный заместитель главы Николаевской ОГА Сергей Исаков (он занимался делами аэропорта при Садыкове), в апреле 2007 года на сессии облсовета было принято решение о том, чтобы аэропорт приватизировать. Тогда было предложено 3 способа приватизации. Первый – корпоратизация (акционирование) с последующей продажей контрольного пакета акций профильному инвестору. При этом у Областного совета остается, как минимум, блокирующий пакет акций.

 

Второй вариант – это продажа целостного и имущественного комплекса.

 

И третий вариант, по его словам – это создание совместного предприятия. Область вносит в уставной фонд СП имущество аэропорта, инвестор вносит деньги.

 

Рассматривался и четвертый способ – долгосрочная аренда, но против этого выступили практически все депутаты.

 

В итоге, депутаты остановились на корпоратизации с дальней продажей контрольного пакета профильному инвестору на конкурсе.

 

С того момента, как был избран способ приватизации, областные власти четко двигались в этом направлении: появилось соответствующее распоряжение губернатора, потом начала работать комиссия по корпоратизации, которую возглавил С. Исаков. На первом заседании комиссии были определены все этапы приватизации, а начальник главного управления экономики облгосадминистрации Светлана Карпий разработала график корпоратизации, о котором шла речь выше. На предприятии была проведена инвентаризация, материалы о которой были поданы в облгосадминистрацию. И примерно на 20 – 25 июля было назначено заседание комиссии, которая должна была подвести итоги инвентаризации для последующей их передачи независимому эксперту, который и определил бы на основании этих данных реальную стоимость предприятия.

 

Но 10 июля губернатором Николаевской области назначают Алексея Гаркушу, и процесс корпоратизации практически полностью останавливается. «Фактически, 4 месяца никому этот аэропорт не был нужен, и всё заглохло. Но вдруг, по всей видимости, появился покупатель, и сразу началась бурная деятельность, итогом которой и стало предложение губернатора заменить корпоратизацию на продажу целостного имущественного комплекса.

 

Резолюция Т. Демченко на письме А. Гаркуши была следующей: «На розгляд робочої комісії та підняти питання на сесії обласної ради». Причем рассмотреть этот вопрос губернатор в письме предлагает на внеочередной сессии в феврале. «То есть письмо написано 20 февраля, и за 10 дней нужно рассмотреть его на всех комиссиях, провести заседание президиума областного совета (причем учтите, что на эти 10 дней выпадает 2 выходных). То есть налицо явная спешка. Поэтому депутаты не поддержали вынесение на сессию этого вопроса: он не готов для этого, и есть много сомнений. И поскольку нужное решение не было принято, то 25 февраля в 15:00 будет собрана новая рабочая группа уже с новым председателем. Я думаю, что вести это заседание будет Татьяна Васильевна, а формальным председателем будет господин Смирнов. Вот такая ситуация. Явно у них что-то «горит» – в общем, приватизацию в удобном им виде хотят провести максимально быстро», – подытожил С. Исаков.


В чем, собственно, суть проблемы? Губернатор вместо продажи акций ОАО, которое должно быть создано из нынешнего коммунального предприятия, хочет продать только имущество аэропорта.


Нужно отметить, что имущество КП «Международный аэропорт Николаев» без авиационных сертификатов, лицензий, разрешений, свидетельств (их около сотни), без договорной базы (а это сотни контрактов), в конце концов, без квалифицированного персонала можно продать за сумму на порядок, а то и на два меньше, чем 75% акций аэропорта. Другими словами, на открытом конкурсе за указанное количество акций аэропорта областной бюджет мог реально получить порядка 80 – 90 млн. грн. и профильного авиационного инвестора. А за имущество коммунального предприятия можно получить сумму порядка 1 – 2 млн. гривен. «Небольшую» разницу облгосадминистрация объяснит очень просто: имущество старое, недвижимость построена тридцать лет назад, требует дорогостоящего ремонта, техника – металлолом и т. д., и т.п.


И это не предположение. В 2001 году (в первое пришествие А. Гаркуши) аэропорт с участием ОГА отдал в аренду 20000 кв.м. перрона, стоянок, мастерских, складов, производственных и офисных помещений «дочке» Авиакомпании «Воларе» – ООО «Аэротехсервис» (мы уже писали об этом). При этом указанное арендованное имущество тогда еще госпредприятия было оценено всего в несколько сотен тысяч гривен. Пример красноречивый и дополнительных пояснений не требует.


Еще одним доказательством именно такого сценария губернатора являются действия ОГА по удержанию печати КП «Международный аэропорт Николаев» с ноября 2007 года. Это, по замыслу обладминистрации, не дает возможности аэропорту получать и продлевать вышеупомянутые авиационные сертификаты, лицензии, разрешения, вести хозяйственную деятельность.


То есть авиационное предприятие целенаправленно превращается в «имущественный комплекс», и именно поэтому губернатору нужен свой, послушный директор. Но не Кейян, который на одном своем авторитете, без договоров (так как без печати заключить и выполнить их просто невозможно) получил для Николаевского аэропорта в конце 2007 года – начале 2008 года и сертификат аэродрома, и сертификат авиационной безопасности, и сертификат средств навигации. К слову, сума затрат на получение последнего сертификата – около 400 тыс. грн.

 

Во-вторых, продажа имущества КП «Международный аэропорт Николаев» лишает последнего возможности рассчитаться с долгами по зарплате, обязательствами перед ПФУ и другими социальными фондами. По сути, в этом случае от аэропорта останется только название и долги. Предвидя возражение – «А если покупатель имущества возьмет на себя обязательства выплатить долги?», отвечу – не возьмет, не будьте наивными. Закон не обязывает при покупке какой-либо вещи платить по обязательствам его предыдущего собственника или владельца. А если предположить невероятное, и в условиях договора купли-продажи имущества будет предусмотрена обязанность покупателя погасить долги, никто не даст гарантии отсутствия каких-либо дополнительных соглашений об отказе по этим пунктам. Юридических способов уйти в будущем от долгов коммунального предприятия хватает. В том числе, и судебных.


Продажа же корпоративных прав будущего ОАО (через те самые 75% акций) предполагает переход к акционерному обществу всех обязательств нынешнего коммунального предприятия. Ведь институт правопреемства и нормативные акты о приватизации никто не отменял. И именно они позволили государству защищать свои права, например, в печально известной истории с ЧСЗ. Если бы государство продало Чуркиным не акции, а имущество ЧСЗ, то даже шансов вернуть что-либо не было. Можно было бы и не пытаться.


И, в-третьих, хотел бы обратить внимание на трудовой коллектив КП «Международный аэропорт Николаев», который облгосадминистрация видеть не желает даже под своими стенами. При губернаторском способе приватизации он не получит ни акций приватизируемого предприятия, ввиду отсутствия таковых, ни зарплаты за предыдущие годы (о причинах этого сказано выше), не будет он иметь в будущем и места работы, так как приобретатель имущества не обязан заниматься профильной авиационной деятельностью. Это по закону. А если под давлением общественности такие условия в договоре купли-продажи и будут, то в Украине существует суд, который легко признает эти пункты договора недействительными, как противоречащие законодательству. И будет абсолютно прав, что бывает у нас в стране нечасто.

 

Напоследок о мотивах губернатора. Последние полтора десятка лет дали нам уникальный жизненный опыт в понимании подобных ситуаций. Мы давно уже не простые советские граждане и прекрасно понимаем, что чем дешевле продается государственное или коммунальное имущество, тем больше имеют государственные мужи, за этой продажей стоящие. Тем более, если государственному мужу на посту осталось находиться совсем недолго, а «бедных родственников» на шее очень много.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив