54 часа ужаса: хроника французского кошмара
54 часа ужаса: хроника французского кошмара
За прошедшие три дня Париж пережил самый страшный теракт в своей истории, двойной захват заложников и штурм — в итоге 16 невинных жертв, десятки раненых и три мертвых террориста. Основные моменты этих трех дней в нашей хронике.
7 января, среда
К 11:30 утра два человека с автоматами врываются в редакцию сатирического журнала «Шарли Эбдо» с криками «Аллах Акбар». Они убивают 12 человек и ранят 11, четыре из которых попадают в реанимацию. Мужчинам удается скрыться на краденом автомобиле. Во Франции вводят самый высокий уровень плана Вижипират. Президент Олланд приезжает на место трагедии.
Полиция вскоре опознает двух мужчин — это братья Шериф и Саид Куаши, 32 и 34 лет. Парижане алжирского происхождения. Шериф Куаши — джихадист, осужденный в 2008 году за участие в группировке, отправлявшей бойцов в Ирак.
Вечером этого же дня по всей Франции проходят акции солидарности с «Шарли Эбдо». В Париже на площадь Республики выходит более 35 тысяч человек, а по всей Франции — более 100 тысяч человек. В это же время похожие акции проходят в крупных европейских и американских городах.
8 января, четверг
Рано утром в ходе перестрелки на Монруж, недалеко от Парижа, убита сотрудница муниципальной полиции, другой сотрудник муниципалитета ранен.
Работник бензоколонки недалеко от Виллье-Коттере опознает братьев Куаши. Жандармерия и полицейские блокирует въезды и выезды из региона, но Куаши удается скрыться.
В полдень по всей Франции объявляется минута молчания. Группировка «Исламское государство» объявляет двух террористов Куаши «героями джихада».
9 января, пятница
Вооруженные братья Куаши укрываются в здании типографии в Даммартен-ан-Гоэль в нескольких километрах от парижского аэропорта Шарль-де-Голль. В здании оказывается заложник, которому удается спрятаться. Спецназ оцепляет зону и начинает переговоры с террористами.
Полиции удается установить личность подозреваемого в убийстве сотрудницы полиции в Монруже. Им оказывается 32-летний француз Амеди Кулибали. Сразу несколько источников сообщают агентству Франс-Пресс, что он связан с братьями Куаши.
В этот день пятничной молитвы французские имамы осуждают теракты и призывают всех к спокойствию и национальному единству.
Около 13.00 вооруженный мужчина врывается в супермаркет кошерных продуктов на востоке Парижа возле Porte de Vincennes и открывает огонь. Им оказывается 32-летний Амеди Кулибали, подозреваемый в убийстве сотрудницы полиции в Монруже. По меньшей мере три человека погибают, еще пятерых он берет в заложники.
Полиция распространяет фотографию Кулибали и его жены и сообщницы, 26-летней Хайят Бумеддин с комментарием «вооружены и опасны».
Чуть раньше 17.00 спецназ и элитные подразделения французской жандармерии начинают штурм типографии, где укрылись братья Куаши. Одновременно начинается штурм магазина с кошерными продуктами в Париже. Полиция выводит из супермаркета пятерых заложников.
В 17.15 агентство Франс-Пресс с пометкой «срочно» сообщает об убийстве братьев Куаши. Заложник, которому удалось спрятаться, выходит из типографии целым и невредимым.
В Париже Амеди Кулибали также уничтожен силами правопорядка. На месте происшествия обнаруживают четверо тел убитых заложников. Четверо полицейских тяжело ранены.
После уничтожения исламистов телеканал BFM TV дает в эфир запись разговора с террористами, которую журналистам удалось сделать, пока те удерживали заложников. Кулибали объясняет, что является членом «Исламского государства» и действовал скоординировано с братьями Куаши. Один из братьев, Шериф Куаши, со своей стороны, говорит, что его финансировала йеменская ветвь «Аль-Каиды».
В 19.50 президент Франции Франсуа Олланд выступает с обращением к нации. Он называет захват заложников в магазине «антисемитским актом» и благодарит французских полицейских за проделанную работу. «Я призываю вас к единству, ведь единство — наше единственное оружие, — говорит президент. — И я призываю всех французов выйти в это воскресенье на республиканский марш, вместе, выйти за наши демократические ценности, за свободу, за плюрализм. Да здравствует Республика и да здравствует Франция».