«Вели себя нагло и крыли всех матом». Как николаевский ОБЭП обыскивал офисы IT-компаний
В сентябре этого года уже был короткий и показавшийся малозначительным визит сотрудника ОБЭП Николаевского УВД в компанию Samson IT с заявлением о том, что у него есть подозрение на возможное использование предприятием нелицензионного софта.
Проверив наличие чеков подтверждающих покупку лицензионного ПО, он ушел, но перед уходом туманно намекнул, что «этот вопрос нужно как-то решать» и его визитом «дело может не окончиться». Прошло около двух месяцев...
Вторник 12 ноября ничем не обещал выделиться в работе николаевских IT-шников. Сотрудники одной из них - Samson IT, находящейся на улице Спасской 75а - работали в привычном для них режиме, выполняя работу для американского заказчика, когда их выходящая на лестничную клетку дверь была разбита.
Как это было:
Незваными гостями офиса ITшников оказались не бандиты, а правоохранители, которые своим поведением больше походили на первых.
Они материли сотрудников офиса, долго отказывались представляться, а затем не давали прочесть постановление суда об обыске, лишь помахивая четырьмя листами текста перед лицами ошарашенных айтишников.
Выяснилось, что причиной визита правоохранителей стали подозрения в производстве фиромой нелицензионного ПО и якобы выплаты зарплат «в конвертах».
Несмотря на то, что субарендаторы Samson IT (фирма не держит штат айтишников, а лишь предоставляет рабочие места ФОПам - субъектам предпринимательской деятельности, на условиях субаренды – авт.) отвергли все обвинения ментов, это не оказало на их азарт должного эффекта.
На допросах, которые следователи решили «быстренько» провести на месте, они всячески принуждали ребят к самооговору.
В итоге «следственных действий» арендаторы офиса были вынуждены провести 14 часов в закрытом помещении под постоянным прессингом, при этом одной женщине стало плохо и ей пришлось вызывать скорую помощь.
Глубокой ночью "правоохранители" все системные блоки, находившиеся в помещении, упаковали в мусорные мешки и увезли на «Газели» в УВД, тем самым лишив нескольких сотен украинских предпринимателей возможности выполнять свои договорные обязательства перед компанией-заказчиком.
Дверь осталась не только изуродованой, но и опечатаной.
Цитата из судебного постановления
Рассказывают участники событий
Наталья Остолеп
«Мы не сразу обратили внимания на то, что сильно тарабанили… Когда в офис зашел парень, одетый по гражданке, который сперва ходил и улыбался, а после зашел в наш кабинет и сказал, что здесь будет проводиться обыск – всем на выход. Не давая ничего забрать, он просто отодвинул меня вместе со стулом и выгнал нас всех в коридор… Поначалу сотрудники милиции вели себя очень нагло, грубили, потом стали немного адекватней. На просьбу показать свои служебные удостоверения реагировали с неохотой и показывали бегло, чтобы нельзя было рассмотреть точные данные. Долго выясняли кто у нас главный, а когда мы им все же смогли объяснить, что все работаем сами на себя и лишь арендуем у фирмы помещения – согласились выдать копию постановления суда тем, кто предоставит копию своего договора с компанией. Само постановление вызвало у нас большое удивление, там значились якобы поддельные программы, которые у нас установлены; но таких программ у нас и в помине нет, для работы мы их не используем…» - рассказывает находившаяся в тот день в офисе Samson IT Наталья.
Артём Лужанский
«Правоохранители наглым образом выломали двери, никто не представился, начали кричать, говорить о том, что это обыск. Сперва мы подумали, что происходит некая шутка, и продолжили сидеть на своих местах. Тогда они схватили стул, на котором сидела одна из девушек, и вытолкнули на середину комнаты, тогда мы уже послушались их. Далее все правоохранители расхаживали по офису, пили кофе. Крыли всех матом. Меня, например, первым потянули на допрос, его проводила следователь Елена Петровна Мищенко. Она начала задавать всякие каверзные вопросы, я стал на них отвечать. Потом она начала кричать на меня: "- Какого, ты не отвечаешь, так как я хочу?!" Я сказал, что отвечаю как есть и попросил ее показать свои документы, на что услышал отказ и новые оскорбления в свой адрес. Потом она дала мне подписать протокол (он вообще был пустой, не было шапки, времени, даты), я отказался его подписывать. Только когда в последствии в кабинет ворвались три девушки и начали требовать документы, следователь нехотя показала свое удостоверение... Понятые - это вообще другая история, ходили вместе с сотрудниками милиции, давали им подкуривать и всячески помогали следственным действиям», - рассказывает коллега Наталии Артем.
В ЦОС УМВД Украины в Николаевской области, по версии Ольги Ибрагимовны Передеренко (со ссылкой на начальника УВД), инициатором обыска в компаниях была названа прокуратура города Николаева, а сотрудники милиции присутствовали лишь в качестве силовой поддержки (что, как выяснилось, полностью противоречит документам см. в конце материала).
Однако все побывавшие на обысках IT шники сообщили нам, что сотрудников прокуратуры среди участников обыска не было. Все действия выполнялись следователями ОБЭП.
Пролило свет на то, кто же явился инициатором обысков судебное постановление фотокопии которого мы приводим полностью в конце этого материала.
Стала известна 13 ноября реакция блюстителей закона на сайте прокуратуры Николаевской области появился такой пост:
Інформація для ЗМІ
У рамках проведення досудового розслідування в кримінальному провадженні за ознаками кримінального правопорушення, передбаченого ч. 1 ст. 172, ч. 3 ст.176 КК України (грубе порушення законодавства про працю та порушення авторського права і суміжних прав) в приміщеннях компаній, які займаються розробкою програмного забезпечення з використанням ІТ-технологій, проведені санкціоновані обшуки. .....
Керівництво підприємств було ознайомлено з ухвалою суду на проведення зазначених дій, жодного тиску або порушення конституційних прав громадян під час проведення слідчих дій з боку правоохоронців не було.
Досудове розслідування у кримінальному провадженні здійснюється слідчим відділом ММУ УМВС України в Миколаївській області.
Прес-служба прокуратури м. Миколаєва
Учитывая, что обыски 13 числа ещё продолжались, интересно откуда у прокуроров такая уверенность в отсутствии нарушений?
"Страна узнала имена героев"
Ходатайство о проведении обыска в помещении вышеуказанных компаний поступило от некого Ю.В. Трембицкого, старшего следователя заводского райотдела николаевской милиции. Сам следователь Трембицкий не захотел общаться даже с адвокатами фирмы «Кирюхин и сын», представляющими пострадавших, попросив оставить ордер в канцелярии. Господин Кирюхин - человек в Николаеве известный. В первую очередь именно благодаря своей многолетней работе ... прокурором!
«Я не первый год являюсь юридическим представителем всех трех фирм, и сказать, что на фирмах есть какие-то грубые нарушения, не могу. Платить зарплату в «конвертах» они не могут априори, т.к. все выплаты осуществляет американский партнер, и не компаниям, а непосредственно исполнителям услуг, которые арендуют свои рабочие места у ITкомпаний… Сегодня попытался пообщаться со следователем Трембицким, инициатором следственных действий,но он отказался со мной общаться; сказал, чтобы я сдал свой ордер (вот он сейчас лежит ку меня на столе) в канцелярию УВД. Скажу лишь одно, мы будем добиваться скорейшего возвращения конфискованного имущества и будем действовать в рамках УПК Украины, и собираемся того же требовать от правоохранителей. А в дальнейшем уже будем разбираться с исками о материальном ущербе», - пообещал адвокат Олег Кирюхин.
А как быть с нарушеним прав граждан?
Мы попросили нашего адвоката прокомментировать законность действий правоохранителей.
Вячеслав Близнюченко считает, что информация личного характера (переписка), содержащаяся на изъятых системных блоках персональных компьютеров, которые, как известно, увезли из офиса, требовала другого подхода следователя и санкции иного судьи.
Коментар адвоката:
У комп’ютерах зберігається особисте листування осіб, що за ними працюють.
Крім того, комп’ютери є частиною електронної інформаційної системи підприємства та містять інформацію такої інформаційної системи.
Провівши обшук та здійснивши виїмку комп’ютерної техніки на підставі ухвали слідчого судді районного суду, слідчі порушили вимоги ст.ст. 258, 264 та 247 КПК України, а самі такі їх дії можуть мати ознаки злочину, передбаченого ст. 365 КП України «Перевищення влади або службових повноважень».
Згідно: Статті 247. Слідчий суддя, який здійснює розгляд клопотань щодо негласних слідчих (розшукових) дій:
1. Розгляд клопотань, який віднесений згідно з положеннями цієї глави до повноважень слідчого судді, здійснюється головою чи за його визначенням іншим суддею Апеляційного суду Автономної Республіки Крим, апеляційного суду області, міст Києва та Севастополя, у межах територіальної юрисдикції якого знаходиться орган досудового розслідування.
Переводя этот камент на язык программистов: только председатель апеляционного суда или назначенный им судья аппеляционного суда может дать разрешение на доступ к личной переписке и информации в информационной системе предприятия!
С постановлением "слідчого судді" районного суда следователи имели право только убедится в наличии (отсутствии) нелицензионного ПО, для чего достаточно 5-ти минут на один компьютер: средствами операционной системы получить перечень софта установленного на каждом конкретном ПК и внести эти данные в протокол обыска.
Эпилог
За час до отъезда из Николаева от источника близкого к УВД и заслуживающего доверия, на условиях полной анонимности, мы узнали, что уже в четверг утром сотрудники ОБЭП предложили потерпевшим от их действий айтишникам «уладить проблему».
Цена вопроса - несколько сотен тысяч американских долларов и ежемесячные платежи в адрес «благодетелей» в погонах.
Полный текст постановления суда