«Оппозиционный блок»? Снять!». Николаевские рекламщики жалуются на прессинг власти
Елена Саранча
В редакцию обратились представители рекламных компаний Николаева, жалуясь на то, что из высоких кабинетов раздаются звонки с требованием немедленно снять с биллбордов и других носителей рекламу партии «Оппозиционный блок» и разорвать с ней все договоры. При этом никакой компенсации убытков фирмам (которые при выполнении этих требований вынуждены будут не только вернуть деньги заказчику, но и уплатить немалые штрафы) «высокие кабинеты» не обещают.
Если это так, то мы имеем дело с беспрецедентным политическим давлением на предпринимателей. Чтобы выяснить, насколько все это соответствует правде, мы встретились с руководителем одной из крупнейших в городе компаний данного профиля, директором рекламного агентства «Wizard» Еленой Саранчой.
-Елена Александровна, давайте вначале поставим так вопрос: в настоящее время в вашей работе есть проблемы?
-Да, есть.
-В чем они заключаются?
-В том, что рекламным агентствам не дают спокойно работать.
-А конкретнее? Как не дают? Кто не дает?
-Дело в том, что партии сейчас активно себя рекламируют...
-Это не запрещено законом?
-Нет, не запрещено. Предвыборная кампания еще не началась, и там нет предвыборной агитации. Любой человек, любая организация может заказать себе рекламу. Мы заключили договора с несколькими партиями, разместили их рекламу.
-Когда были заключены договора?
-В июле. Мы нормально работали, платили налоги – до 20-х чисел августа шла обычная работа.
-Что же случилось в 20-х числах?
-21 августа мне позвонили и сказали, что «Оппозиционного блока» на наших биллбордах не должно быть…
-Кто именно звонил?
-Я не могу сказать, кто именно, поймите…
-Хорошо: откуда звонили? Из какой структуры – милиции, прокуратуры, обладминистрации?
-Из горисполкома.
-А точнее? Звонил сам мэр?..
-Нет, не мэр…
- А кто? Хотя бы из какого управления или департамента, можете сказать?
-Нет, пока не могу…
-В каком тоне с вами разговаривали? Это было требование, просьба, рекомендация?
-Это было требование.
-В чем оно состояло?
-Не размещать на рекламных щитах «Оппозиционный блок», расторгнуть с ним договора, включая август. Но на август договор есть, деньги уже уплачены – в случае досрочного расторжения договора мы будем нести потери, выплачивать штрафные санкции за невыполнение договорных обязательств. Кто это компенсирует? Это же зарплаты людям…
-Сколько людей от этого пострадает?
- Только в одной нашей компании десятки человек.
-А тот, кто звонил, ничего не обещал компенсировать?
-Нет, об этом речь не шла.
-И какими санкциями со стороны власти он угрожал в случае неповиновения?
-Тем, что не будут продлены разрешения на установку рекламных конструкций.
-На какой период разрешения выдаются?
-На пять лет. Но на каждую рекламную конструкцию готовится отдельный пакет документов и выдается разрешение. У многих из рекламщиков сейчас заканчиваются разрешения, вот нам грозят их не продлевать.
-Кто выдает эти разрешения? Какая именно структура?
-Управление архитектуры.
-И что же вы намерены делать в сложившейся ситуации?
-Мы столкнулись с дилеммой: с одной стороны, не послушаться власть – тогда непонятно, что это за собой повлечет. С другой стороны – разорвать договор и попасть на штрафные санкции. Мы не знаем, как себя вести, как поступить. Нам нужна помощь извне, поэтому мы и разговариваем сейчас с вами, то есть обращаемся к СМИ.
-«Мы» - этот кто? Вы имеете в виду не только одну вашу компанию? Другим компаниям, вашим коллегам тоже звонили?
-Да. Кроме того, что я директор рекламного агентства, я еще глава Совета по вопросам регулирования деятельности в сфере наружной рекламы, куда входит 15 крупных рекламных агентств города Николаева. Так что я знаю – проблемы не только у меня, а у всех членов этого Совета. И все директора, также как и я, не знают, как поступать в данной ситуации.
-И к чему склоняетесь? Выполнить требование власти или пойти ему наперекор? Какое для вас большее зло?
-Я думаю, что большее зло – это пойти у них на поводу. Наша деятельность – это рабочие места, зарплата сотрудникам. Мы же не только о себе думаем, а в первую очередь о людях, которые работают у нас на предприятии. Разрыв договоров существенно ударит по бюджету каждой рекламной компании в нашем городе. И, соответственно, по бюджету тех семей, члены которых работают в этих компаниях. Да и потом – важен престиж. Договор с клиентом – закон. Если вот так вот ни с того ни с сего (клиента-то не интересуют наши проблемы) взять и расторгнуть договор – пострадает наша репутация. А это главное. Кто потом с нами захочет работать? Но опять же – мы работаем в правовом поле, но мы никак не защищены. Сегодня «Оппозиционный блок» запрещают, завтра будет какая-то другая политическая сила…
-С какими партиями у вас еще договора, кроме «Оппозиционного блока»?
-Партия «Відродження», «Блок Петра Порошенко», «УКРОП».
-С этими партиями у вас проблем нет?
-С этими нет.
-Многие заметили, что с обоих мостов – Варваровского и Ингульского — вдруг в одночасье исчезла реклама «Опозиционного блока». Это как произошло? Здесь тоже власть надавила?
-Это не наши конструкции. В компании, которой они принадлежат, так решили, самим снять рекламу «Оппозиционного блока», они выбрали для себя такой путь. Это даже не расторжение договора, а невыполнение условий договора.
-Они же тоже будут платить штрафные санкции?
-Думаю, да. У всех договора одинаковы.
-Не только на мостах, но и в других местах были просто заклеены рекламные щиты «Оппозиционного блока». Вам это известно?
-Да, в пятницу вечером были заклеены восемь, по-моему, конструкций, которые принадлежат киевской фирме «РТМ-Украина».
-Вам что-то известно — кто заклеил, по чьему указанию?
-Я не знаю, кто заклеил, но факты налицо. Все рекламщики сейчас думают: расторгать договора – не расторгать, все боятся, какие будут последствия… Да. Со всех сторон идет ущемление. Мы всячески пытаемся идти на диалог, но почему-то не получается. Люди говорят: много рекламы в городе – но это уже другой вопрос. Сокращать количество рекламных конструкций тоже надо законным путем, а не давить, выживать рекламщиков.
-Скажите, вы давно работаете в рекламном бизнесе?
-Около шести лет.
-Когда-нибудь было такое, чтобы власть требовала снять со щитов рекламу какой-то партии?
-Я такого не помню. Чтобы требовали не размещать какую-то партию, без компенсации, без каких-либо объяснений, - не было такого.
-Спасибо за беседу.
После такого интервью трудно удержаться от комментария. А он простой. Зачем же так грубо, нагло и беспринципно, плоско, примитивно, топорно бороться с конкурентами? Неужели совсем в вашей команде нет умных людей, чтобы вести конкурентную борьбу достойно, как подобает мужчинам? Сегодня вы у власти, завтра придут другие, и точно также поступят с вами: административный обух с такой же силой опуститься уже на ваши головы. Неужели история — новейшая история страны, совсем недавняя, свежая — ничему вас так и не научила?