«Деликатный» бизнес: деньги на гробах

16.11.2012 в 15:27

Оказание ритуальных услуг — дело весьма тонкое, специфическое и деликатное. Представителям фирм, оказывающих ритуальные услуги, доводится общаться с людьми, у которых случилось горе, поэтому проявить должный такт, внимание и терпение к этим людям — их святая обязанность.

Смерть человека — это всегда стресс для близких. Кроме того, на их плечи ложится организация похорон, переговоры с ритуальными службами, поиск и покупка всего необходимого для того, чтобы проводить родного в последний путь.

Разумеется, находясь в стрессовом состоянии, люди не станут торговаться с похоронными фирмами. Скорее всего, они готовы принять все, что им предлагают и заплатить любые деньги — лишь бы выполнить ту святую миссию, которая на них возложена.

Но представители ритуальных фирм смотрят на это иначе. Для них это, прежде всего, бизнес, а цель любого бизнеса — получение прибыли. Как бы это дико ни звучало, отдельные похоронщики готовы идти на любые уловки и даже на обман, лишь бы заставить человека воспользоваться услугами именно его фирмы. Многие похоронные конторы для привлечения клиентуры далеко не всегда применяют деликатные методы, да и с клиентами далеко не всегда обходятся деликатно. Люди зарабатывают на гробах — какая уж тут деликатность?

Но оказывается, что и между самими участниками этого рынка кипят нешуточные страсти — конкуренция и желание особо рьяных подмять под себя этот несомненно прибыльный рынок доходит до того, что они готовы в буквальном смысле закопать тех, кто мешает им работать.

Чтобы рассказать о ненормальной ситуации, которая сложилась на рынке ритуальных услуг, представители некоторых ритуальных контор, которые можно отнести в разряд «непривилегированных», пригласили корреспондентов «Новостей-N». Выяснились очень интересные подробности.

 

«Вы нам мешаете...»

 

Красноречивым доказательством того, что на похоронном рынке в Николаеве творятся не очень хорошие вещи, стал поджог Центра ритуальных услуг, расположенного на Большой Морской.

Как уже сообщали «Новости-N», в ночь на 4 ноября неизвестные перелезли через ограждение с тыльной стороны магазина, проделали в стене отверстие, вовнутрь залили бензин и подожгли. Благодаря тому, что бензин заливался вслепую и рядом с местом поджога не было легковоспламеняющихся предметов, на весь магазин пожар не распространился. Но ущерба огонь нанес немало — в магазине закопчены стены и потолок, стоят полурасплавленные венки, черные от огня и копоти гробы и деревянные кресты.

Хозяин магазина Константин Харченков убежден, что прямое отношение к случившемуся имеют его конкуренты. По его словам, еще до этого инцидента в его адрес и в адрес его коллег неоднократно поступали угрозы: «Вы нам мешаете».

- Раньше в наш адрес были угрозы со стороны определенных лиц. Они неоднократно угрожали мне, членам моей семьи, намекая недвузначно, что всячески будут стараться устранить меня — как конкурента, который им очень мешает. Это с их же слов. По этому факту мы неоднократно заявляли в правоохранительные органы, но никакие действия не предпринимались...

Еще одной жертвой нечистых на руку похоронщиков, желающих во что бы то ни стало избавиться от конкурентов, оказался и другой предприниматель — Сергей Уханов. Ритуальными услугами он занимается уже 16 лет, на рынок пришел одним из первых.

Четыре месяца назад он подвергся нападению прямо у себя в квартире. Неизвестные зашли в квартиру, ударили его по голове, после чего выстрелили несколько раз по ногам из пневматического пистолета.

Сам потерпевший рассказывает об этом так:

- Ночью звонок в дверь. Я спрашиваю: кто? «Нам надо похоронить человека». Я открываю двери, разворачиваюсь. И в это время они бьют чем-то тяжелым. Я теряю сознание, лужа крови...

В доказательство сказанного предприниматель демонстрирует свои ноги, на которых видны точечные ранения, шрам на голове.

Сергей Уханов рассказывает, что незадолго до этого инцидента ему тоже поступали угрозы. Некие «агенты», имен которых предприниматель предпочел публично не называть, незадолго до этого нападения подходили к нему и говорили: можете закрываться, у вас уже никогда не будет работы...

 

«В городе пытаются установить монополию одной фирмы...»

 

- Начались проблемы в 2010 году, - рассказывает предприниматель Дмитрий Смирнов. - Начало свое существование некое странное похоронное агентство, которое каким-то образом связано с деятельностью скорой помощи. Не знаю, что произошло — то ли смена власти в руководстве скорой помощи... Я не могу обвинять конкретных людей, которые имеют определенный ресурс в силу своего служебного положения. Но эти события начали происходить где-то в 2010 году.

В отличие от других предпринимателей Дмитрий Смирнов стал называть и конкретные имена людей, связанных с этим похоронным агентством.

- У нас в городе последний год пытаются сделать монополию одной фирмы. Формально там назначен директор Белевят, агенты — Маланчук Дмитрий, Саша Харченко, Лена Шалабаева, Андрей, которые нигде не трудоустроены, устроен только один Белевят Николай Николаевич. А руководит всей этой схемой главный врач скорой помощи Бекало Максим Сергеевич.

Схема, по словам предпринимателей, выглядит примерно так. Первым делом при смерти близкого люди чаще всего звонят в скорую помощь. Далее — прямая речь Дмитрия Смирнова:

- Сразу же по команде Бекало дежурный врач скорой помощи передает сигнал этому Белевяту. Белевят раскидывает на своих агентов, в зависимости кто свободен, работает. Эти агенты приезжают сразу на адрес, не дожидаясь милиции, заходят в квартиру и рассказывают людям: «У нас сеть, мы лучшие в городе, у нас самые низкие цены»; «Остальные работают в одиночку, мы их всех уже практически задавили, никто из них уже практически не работает»; «Только мы вам порешаем и оформим законно. Если этим будет заниматься кто-то другой, это будет незаконно». И люди, находясь в шоковом состоянии, в это все верят.

- Уже на сегодня три фирмы закрыли. И на их места осела вот эта фирма под их руководством. Обращались мы вплоть до Президента Украины. Здесь на местном уровне идут только отписки — мол, ничего не подтверждается. А врачи, которые говорили: «Да, есть такое», - им потом шли угрозы: «Мы вас теперь уволим, вы должны знать, что говорите». Схема построена на давлении, людей просто запугивают и люди боятся говорить правду, - рассказывает Дмитрий Смирнов.

Другие участники ритуально-похоронного рынка получают угрозы и того хлеще!

- Им звонили, угрожали при встречах, говорили: «Мы вас закопаем, вывезем в лес, мы сожжем». Всякие угрозы идут. Тем, кто раньше работал таксистом, говорят: идите дальше работать таксистом. Говорят: нас всех покрывают, у нас зеленая дорога, нам сказали мочить вас всех. Это непосредственно слова Белевята Николая Николаевича, - говорит Смирнов.

- Когда были поначалу разборки, люди недовольны, то даже хватало совести — Бекало лично приезжал на адрес решать проблемы. Сейчас он более ушел в тень, уже не светится. Уже приезжает Белевят, который представляется директором всех ритуальных служб.

- Первая горбольница, третья горбольница, инфекционная больница, больница скорой медицинской помощи — везде находятся представители этой фирмы... Скорее всего, им помешал вот этот магазин, и это произошло с их подачи. Потому что люди бесцеремонные, они знают, что им нечего бояться.

По мнению предпринимателя, если эти дельцы добьются своей монополии, то похороны в городе будут обходиться в два раза дороже. У людей просто не будет выбора — они будут вынуждены идти на условия, которые им предлагают.

 

«Не прячьте ваши денежки...»

 

Испытала на себе, каково это, когда нет выбора, жительница Николаева Анна Усенко, у которой недавно умерла бабушка. Люди вызвали скорую помощь, однако вместе с врачами приехали представители похоронной фирмы.

- Приехала скорая помощь, сказали, что сразу же забирают тело, - рассказывает девушка. - При этом сказали, что они все оформят. То есть, свидетельство о смерти, прочие документы — будет все как положено. Приедете — все вам будет готово. Мы находились в таком шоковом состоянии, что мы даже не могли себе представить, что нужно еще вызывать помимо этого наряд милиции и тому подобное.

Казалось бы: ну, предложили медики «все оформить» - что же тут плохого? Тем более, у людей случилось горе, им не до бумажной волокиты... Но события начали разворачиваться совсем не так, как говорили сотрудники скорой помощи и прибывшие с ними люди.

- На следующий день мы приехали, хотели забрать тело бабушки. Нам отказали... Мы начали спрашивать, на каких основаниях. Нам предоставили счет, который мы должны были оплатить... Счет был выписан от имени ритуальной фирмы, которая находилась при морге в «Дубках» (городская больница №3 — авт.). Счет был выписан на сумму 750 гривен: 550 гривен — сутки нахождения тела в морге, и 200 гривен — доставка тела. Мы отказались платить. На что нам сказали, что приедет директор и чтобы мы непосредственно общались с ним. Директор приехал, но, к сожалению, он не согласился даже выйти из машины, развернулся, посмотрел на все это и уехал.

Оказалось, что семье не захотели отдавать документы, которые взяли перед транспортировкой тела в морг.

- Мы обратились к заведующей отделением морга, на что она сказала: это не моя проблема. Я сказала: отдавайте документы, которые вы брали у нас. Она предложила: пойдемте, посмотрим, что у нас есть. Когда забирали тело, мы отдавали карточку и паспорт. Мне отдавали только карточку — сказали, что паспорта нет, мы паспорт не давали. После того, как мы вышли, я сказала, что буду обращаться в прокуратуру. Буквально через минут пять сразу нашелся паспорт. Этот паспорт находился не у заведующей, а у девушки, которая работает в ритуальных услугах данного заведения.

Слово «прокуратура» на работников этого заведения подействовало как заклинание — они решили снизить сумму оплаты до 200 гривен. Подчеркнем: это была плата за те услуги, которые люди не заказывали — в ритуальную службу они не обращались, вызывали только скорую помощь.

 

Зачем вызывать ритуальную фирму, если существует «скорая»...

 

И если в описанном выше случае ритуальщики приехали вместе с врачами, то чаще всего, по заверениям предпринимателей, происходит так: человек, у которого умер родственник, звонит в скорую помощь — и буквально через несколько минут ему перезванивают уже из ритуальной службы, настойчиво предлагая свои услуги.

Предприниматели сообщили, что такое врачебно-похоронное сотрудничество в Николаеве стало уже отработанной схемой. «Скорая» тут же передает информацию об умершем своим «привилегированным» похоронным агентам. На контакт с человеком, который сообщил о смерти, они уже выходят сами.

Журналисты решили провести эксперимент: позвонить по номеру «103», сообщить о мнимой «смерти» и посмотреть, что произойдет после этого. Чтобы избежать ложного вызова «скорой», конкретный адрес журналисты намеренно не называли.

Услышав, что речь идет о смерти, диспетчер живо поинтересовалась, от чего мог умереть «родственник» (ответили: онкология) и в каком районе это произошло (ответили: Центральный). Затем диспетчер попросила продиктовать наш номер телефона и сказала «Ждите!».

Ждать пришлось недолго: буквально через пять минут по продиктованному нами номеру последовал звонок. Мужчина с грубым голосом спросил, что произошло, мы ответили: умер человек. На вопрос, кто вы, мужчина ответил: «Это ритуальная служба!». Мы попытались выяснить, откуда у ритуальной службы наш номер телефона, но абонент, почувствовав неладное, отключил телефон.

Минут через десять последовал второй звонок, уже с городского номера. Звонивший представился старшим врачом станции скорой помощи, спросил, что случилось. Ответили: умер родственник. И тут же задали вопрос в ответ: почему после звонка в «скорую» нам тут же позвонили из ритуальной службы, хотя мы в нее не обращались. Старший врач даже не удивился — спокойным голосом ответил: могут и подслушивать.

В конце разговора мы сказали, что никакая помощь нам не нужна. Проведенный эксперимент продемонстрировал: в Николаеве «скорая» действительно сотрудничает с похоронным агентством, передавая данные об умерших.

Номер телефона, с которого звонил представитель ритуальной службы, журналисты показали предпринимателям. Те быстро выяснили личность звонившего — им оказался некий Дмитрий Маланчук. Его имя упоминал выше один предпринимателей как одного из агентов, которые получают сигналы из скорой помощи об умерших и приезжают на место подчас даже быстрее «скорой»...

 

«Они всю жизнь получали информацию от диспетчерской...»

 

Поскольку со стороны предпринимателей, обратившихся в нашу редакцию, главные обвинения сыпались в сторону главврача скорой помощи Максима Бекало, за разъяснениями мы решили обратиться непосредственно к нему.

В телефонном разговоре с нашим корреспондентом он сказал, что по факту, который ранее осветило наше издание, а также один из всеукраинских телеканалов, сейчас проводится расследование.

Поток обвинений в свой адрес он объяснил следующим:

- Эти ритуальные службы, которые к вам обращались — якобы потерпевшая сторона — они всю жизнь получали информацию от диспетчерской. Сейчас они перестали ее получать... Сейчас, конечно, они этим обеспокоены, потому что они теряют свои доходы, вот и все.

Относительно самой ситуации, о которой мы писали выше — когда человек звонит в «скорую» сообщить о смерти человека, а получает звонок уже от «ритуальщиков», - Максим Сергеевич ответил:

- Мы с этим активно боремся...

Добавим, что в интервью одному из всеукраинских телеканалов, который обратился к Максиму Сергеевичу с теми же вопросами, Бекало говорил и о том, что у врачей скорой помощи низкая зарплата, посему не исключено, что они могут сами передавать какую-то информацию ритуальным службам, пытаясь таким образом заработать.

Когда мы попросили прокомментировать заявления предпринимателей о том, что Максим Бекало сам причастен к какому-то из похоронных агентств, Максим Сергеевич ответил удивлением. Данную информацию он категорически отрицает.

 

P.S. Сотрудничество врачей с похоронными конторами — явление не только николаевское, подобное происходит не только в Украине. Если взять в качестве примера соседнюю Польшу, то десять лет назад там всерьез заговорили о таком явлении, как «некробизнес» и «торговля шкурами» (под «шкурами» понимались тела умерших). Ситуация, в общем-то, схожа: сотрудники скорой помощи продавали информацию об умерших пациентах фирмам ритуальных услуг. Но в итоге все оказалось намного страшнее.

В ряде случаев врачи вместо того, чтобы спасать человека, делали все возможное, чтобы отправить его в мир иной — если человек умирал, они ехали слишком медленно, чтобы «дать клиенту созреть»; если же пациент был перед ними и у него еще были какие-то шансы выжить, ему вводили специальные препараты, чтобы этих шансов у него не осталось. А все для того, чтобы в дальнейшем это тело было передано конкретному похоронному агентству, и чтобы получить за это тело свой «гонорар».

У нас, слава Богу, до такого еще не дошло. И на фоне всей этой жуткой истории, вызвавшей большой скандал в Польше и всколыхнувшей весь мир, опыт николаевских медиков покажется еще и безобидным. Более циничные люди даже скажут: ну, если человек умер и его уже не вернешь, что будет страшного в том, если врачи сами направят к вам похоронного агента? Без похорон вам ведь все равно уже не обойтись...

Тем не менее, если посмотреть на подобные действия с морально-этической точки зрения, невольно все-таки задаешься вопросом: а есть ли, вообще, какая-то грань, достигнув которой врач или представитель ритуальной конторы скажет: я этого не сделаю? Или у нас уже, как в одной до неприличия избитой фразе: деньги решают все?..

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив