«Биопсия» областной глазной больницы: «пациент» тяжело болен

20.12.2013 в 09:46

О том, что болеть нельзя, у нас знает каждый. Это «народное знание» даже объяснять долго не приходится. Дело тут не в навязанных массовому сознанию тезисах о «здоровом образе жизни», необходимости «быть в тонусе» и прочих бодрых лозунгах. Все намного банальнее. Заболел - можешь-не можешь, а найди солидную сумму и тогда рассчитывай на лояльное отношение медиков, «гарантирующих» поправить твое здоровье только таким образом.

 

Эдакая финансово-профессиональная любовь к пациентам у представителей самой гуманной сферы за долгие годы становления нашего независимого государства достигла таких масштабов, что многие украинцы-«не олигархи» просто перестали обращаться в лечебные учреждения, со всеми вытекающими из этого обстоятельства печальными последствиями. Давайте честно признаемся: население страны вымирает и поэтому тоже. Мировой опыт, между тем, демонстрирует проверенные и цивилизованные схемы взаимоотношений «врач - пациент».

 

Принимая во внимание, что в стране назрела вопиющая необходимость кардинальных изменений в медицине, Минздрав Украины начал поэтапное реформирование отрасли. Наш Николаев - не первый город, в котором проходит реформа здравоохранения, в частности, такой ее составляющей, как медицинское страхование. Новая система уже успешно работает в Киеве, Днепропетровске, Донецке и других крупных центрах.

Разумеется, эти изменения касаются, прежде всего, финансирования, каким бы ограниченным оно традиционно не было. Хотя, и это всем известно, самое главное - желание «людей на местах» что-либо менять.

 

С сентября этого года, как уже сообщала местная пресса, в Николаеве началась реализация нового проекта реформы на базе областной офтальмологической больницы.

Конкретные действия свелись к тому, что в глазной больнице на улице Васляева стали работать представители страховой компании, объясняя пациентам, которым предстояло хирургическое вмешательство, каким образом возможно получить профессиональную помощь по другой схеме: надежнее, «с гарантией» - в случае хирургической неудачи, и минуя традиционное и неоднократное «спасибо в конверте» всем добрым людям в белых халатах, - что, в конце концов, просто дешевле.

 

Может быть, этим новаторам удастся воплотить кажущиеся сейчас фантастическими принципы совершенно иного медицинского обслуживания. И помогай им Бог.

 

А пока что областная глазная больница живет и трудится без новаций и реформ, как привыкла за многие годы, или, вернее, так, как быть не должно.

 

Пациенту, впервые попавшему «в чужой монастырь», где предстоит пройти обследование и лечение, от благоприятного исхода которых зависит, в конце концов, его здоровье, об «ином уставе» даже не приходится заикаться. Хоть «свежему глазу» многое тут кажется, мягко говоря, странным, - реальная картина обустройства «больничного быта» превосходит даже самые мрачные ожидания.

 

Начало: базар

 

Первая мизансцена заставляет усомниться, что вы не ошиблись дверью и действительно находитесь в лечебном учреждении, а не на барахолке.

 

Среди множества больных людей, съехавшихся за специализированной медицинской помощью со всей области и пребывающих в поликлинике больницы не ради развлечения, деловито и привычно расположилась парочка торговцев. Прямо в коридоре поликлиники, ничуть не смущаясь, «бизнесмены» разложили свой товар: женские халаты, кофточки, нижнее белье и другие вещи с привязкой к больничной тематике, прямо на полу расставили комнатные тапки, - и принялись торговать. Как на настоящем рынке. По тому, как обыденно гудит ярмарка, понятно, что это незаконное действо вполне узаконено администрацией больницы.

 

Но, как оказывается, это только начало чудных открытий.

 

Для госпитализации в стационар глазной больницы пациенту приходится провести в разных очередях примерно 3-4 часа, после чего его отправляют в приемное отделение - для окончательного оформления истории болезни. Встречают с улыбкой, это правда. Но прямо тут, «на пороге», начинается обратный отсчет наличности, припасенной для полноценного лечения: с требования заплатить 100 гривен в так называемый «фонд больницы». После обязательной оплаты добровольно-принудительного взноса больного провожают в отделение стационара.

 

Почем будет скупиться «для операции»?

 

Самое удивительное, как выяснилось, происходит здесь.

 

Пациент поступает в отделение, его осматривает лечащий врач, подтверждает диагноз, скажем, катаракта, и озвучивает следующую «денежную» новость: необходимо купить медикаменты и искусственный хрусталик. То есть, выходит, ни того, ни другого для лечения катаракты в больнице нет. Следует естественный вопрос: где это можно купить? Тут все просто. Что касается медикаментов, - то это бизнес старшей медицинской сестры отделения. Как только больной выложит деньги (от 750 до 1000 гривен), ему сообщают, что часть медикаментов - у постовой медсестры, а другая - передана в операционную. Так просто уходит еще одна, навязанная пациенту, проблема. (Примечание: средняя стоимость медикаментов для послеоперационного ведения пациента после удаления катаракты не превышает 350 гривен.)

 

Идем дальше. Лечащий врач объясняет, что он-то, мол, оперирует совершенно бесплатно. Вот только нужно принести и передать ему необходимые для операции материалы. Купить их можно там, где больному удобнее. Возможны два варианта.

 

Первый. Он идет к старшей сестре и покупает искусственный хрусталик (цена: 1800-4200 гривен). Совершенно справедливое желание узнать, откуда взялся этот хрусталик у старшей медсестры, удовлетворяется просто: каждый уважающий себя хирург николаевской областной офтальмологической больницы одновременно является продавцом хрусталиков, и делает это через старшую медсестру отделения.

 

(Примечание: на каждом искусственном хрусталике, реализуемом, к примеру, в США, есть напоминание, что врачам запрещено продавать это изделие. И это - один из постулатов мировой медицинской практики: врач не имеет права быть лично материально заинтересованным в лечении своего пациента.)

 

Если этот вариант в отдельных случаях покажется врачу небезопасным (случаются внимательные и настойчивые больные, задающие много ненужных вопросов) - тогда он выписывает направление в специальный киоск, который продает хрусталики, и который для удобства расположен также в здании больницы. Цена изделия в киоске та же: 1800- 4200 гривен.

 

Механизм «гешефта» довольно прост. В первом случае, получив наличные деньги от пациента, старшая медсестра оставляет себе «за обналичку» примерно 5% от суммы, а остальное передает лечащему врачу, который, собственно, и покупает хрусталик в специализированной компании. Ему это обходится в 500-800 гривен.

 

Во втором варианте «навар» суммарно тот же, но схема чуть изменена. Дело в том, что в киоске на территории больницы цена хрусталика умышленно завышена. С каждой продажи (1800-4200 гривен) высчитывается стоимость хрусталика (те же 500-800 гривен), а разница отдается врачу, который направил пациента в волшебный киоск.

 

Напрашивается закономерный вопрос: возможно ли, будучи уже «на койке», что называется в больничной одежде и тапочках, без доступа к интернет- и другим магазинам медтехники, приобрести эти самые хрусталики, не напрягая родных и близких, оставшихся «на воле»? Ну есть же такое место, где они продаются без накруток, за те самые 500-800 гривен? Говорят, это возможно, но в нашей офтальмологической больнице персонал больницы «разводит» пациентов на деньги. Увы, именно такой лексикон соответствует действующим тут схемам «честного отъема денег у населения», - как сказал бы великий комбинатор Остап Бендер.

 

Однако, по умолчанию, проследим мытарства пациентов в областной глазной больнице в том виде, как это есть сейчас. Заметим, что все уже приведенные и еще последующие факты вопиющих безобразий – что называется, лишь непрямое наблюдение за привычным течением больничной жизни: из бесед с пациентами, обрывков фраз больных и персонала (который, кстати, ничуть не смущается). И все это - правда, какой бы нелицеприятной она ни была.

 

Продолжаем. После покупки хрусталика пациента озадачивают еще одной проблемой: необходимо оплатить операционное обезболивание. Правды ради нужно сказать, что в штате больницы есть врач-анестезиолог, в обязанности которого входит осмотр пациента, получение на складе спецмедикаментов (которые в обычных аптеках не продаются), за которые, как уже говорилось, пациент заплатил. Наконец, проведение анестезиологических мероприятий непосредственно в операционной. В областной офтальмологии стоимость такой работы врача-анестезиолога оценена в «плюс еще 200 гривен»…

 

Конец предоперационных хлопот близок! Осталась сущая мелочь: теперь уже в другом киоске купить «дополнительные средства для операции» - стерильный халат, простынку и прочее, всего за 250 гривен. Разумеется, в качестве благодарности, врач тоже получает «откат».

 

Затерявшиеся на пыльной дороге к прогрессу

 

И вот он наступает, долгожданный день операции. Исхудавший кошелек не в счет! Сегодня произойдет это! Пациент, в хорошем настроении, идет в операционную, а после, вполне оптимистично, в палату. И слава Богу, что он не знает деталей… И пусть ему повезет…

 

Потому что и операционные методики, и сам «процесс» в областной офтальмологической больнице - это дремучий каменный век, дверь из которого надежно подпирают некие меркантильные обстоятельства.

 

Так, для справки… Уже более 15 лет в Украине успешно практикуется удаление катаракты так называемым методом факоемульсификации. Методика, коротко, следующая. Больному проводят местную анестезию (закапывают глаз анестетиком), делают разрез (не более 3 мм), с помощью специального ультразвукового аппарата удаляют катаракту и имплантируют гибкую линзу (тот самый хрусталик). После проведенного по этой методике оперативного вмешательства больной может быть выписан из больницы на следующий день.

 

В николаевской областной офтальмологии все происходит, мягко говоря, иначе. Вернее, так, как это делалось лет двадцать назад.

 

Еще в 2006 году за деньги, выделенные из областного бюджета, больница приобрела самый современный в то время факоемульсификатор «Инфинити» (производитель компания «Алкон»). Уже в 2011 году здесь таинственным образом появился второй факоемульсификатор - «Стелларис РС». После его установки фирма-поставщик этой аппаратуры спонсировала поездку главного врача больницы Юрия Павловича Назарука в США. Официальный повод - участие в заседании офтальмологическом общества (к слову, Юрий Павлович английским языком не владеет). Фактическая цель поездки - отдых за океаном и личный бизнес-интерес. Иначе каким образом, по возвращении, на территории больницы названная компания открыла киоск по продаже хрусталиков?.. Никакой

заангажированности, чистое совпадение!..

 

А как поживает дорогостоящая аппаратура? Увы, стоят оба, стоимостью более, чем 800 тысяч гривен каждый, в операционной, девственно нетронутые. Главный врач имеет этому вполне «логичное» пояснение: больничные хирурги прошли специализированные курсы, чтобы работать на этой аппаратуре, но не хотят (?!) переходить на новые методики лечения, а продолжают оперировать по-старому. Чтобы было понятно: старая методика - это разрез минимум на 6-8 мм и удаление катаракты «дедовским способом», вручную. Как следствие - большая интраоперационная травма и длительное восстановление. Понятно, что больные вынуждены дольше (больше недели) находиться в стационаре. Стоит ли описывать все прелести пребывания в нынешних больницах, где для больного каждый день тянется, как два. А не обременительны ли для областного бюджета вынужденные койко-дни и прочие составляющие больничной экономики, на которые можно было бы не тратиться, будь все по-другому? Что касается многострадальных больных, то им еще придется наведываться к врачу - для снятия швов.

 

Разумеется, в областную глазную обращаются не только чтобы убрать катаракту. Ложатся на койку и пациенты с проблемами сетчатки глаза, которым показано лазерное лечение.

 

Такие операции тоже делают в областной офтальмологии. Для этого за деньги областного бюджета приобретен лазер, функция которого - работать на благо людей. Этот аппарат, работающий ежедневно, не требует абсолютно никаких расходных материалов! Однако, пациентам процедура обходится «в копеечку»: 1200-1400 гривен за курс лечения! Интересно, какие логические доводы для экономического обоснования «тарифа» может привести кормчий больницы – главврач Ю.П. Назарук?

 

Случается, что больные с патологией сетчатки вообще не могут получить тут адекватное лечение, и просто выписываются с рекомендацией посетить Киев или Одессу, где такие операции успешно делают уже больше полутора десятков лет. Или вообще обходят больницу стороной и обращаются сразу в институт Филатова, или едут в Киев, Днепропетровск, да хоть к нашим соседям в Херсон!

 

Таким образом, достаточно просто, объясняется, почему больные просто бегут из больницы. Официальная статистика, как удалось выяснить, подтверждает: за последние два года только количество больных, прооперированных в областной офтальмологии с диагнозом катаракта, уменьшилось более, чем в два раза.

 

Medice, cura te ipsum! - Врач, исцелися сам!

 

Приведенная информация - не клевета, не фантазии, не инсинуации. Чтобы все это увидеть, понять нехитрые, но въевшиеся «в поры» схемы тотальной коррупции и вымогательства, которые стали здесь делом обыденным, но переходящим уже все границы - нужно лишь зайти в больницу, внимательно осмотреться и прислушаться. Представители самой гуманной профессии, люди в белых халатах так привыкли стяжать, что утратили не только инстинкт самосохранения, не только не прячутся и не шифруются, - утратили часть себя, и, по совести, право принадлежать к Цеху Врачей. Сложившиеся здесь «законы», которые, как видно, выстраивались годами, абсолютно всех медиков в больнице устраивают. Никто ничего не стесняется!

 

Интересно, что думает об этой ситуации главный врач и одновременно областной офтальмолог Николаевской области Ю.П. Назарук?

 

Как там говорится про рыбу, которая гниет с головы?.. Народная мудрость не дает осечек. И вот главная правда: главный врач больницы, судя по всему, просто не любит работать. Из этого никто не делает тайну: в течение дня, кроме перекуров и чаепитий, Юрий Павлович просматривает прессу… А после 14.00 попасть к нему на прием просто невозможно… Он занят: уставший за день, поднимает себе настроение, потягивая приятные напитки с высоким градусом.

 

…Что может быть грустнее зрелища эстетствующего администратора лечебного учреждения с дипломом врача?

 

Между тем, вопросов, количество и глубина которых достигли критической массы, много. К примеру, каким он видит выход из затяжного морального и профессионального «пике», в котором находится областная глазная больница? Когда «люди в белых халатах» начнут, наконец, реально выполнять свой профессиональный долг и помогать людям, внедряя новые технологии? Когда ветераны воны и труда получат право на бесплатные операции (а это действительно возможно)? В конце концов, когда будут построены честные отношения в коллективе, чтобы помочь молодым специалистам стать профессиональными врачами? Почему главный врач отказывается и от нового оборудования, и от предложения привезти в больницу опытного хирурга, который даст мастер-класс местным врачам? Логично спросить, наконец, Юрия Павловича, не затем ли в отчетах своему руководству он рапортует о мифических «достижениях», чтобы удобно сидеть в кабинете, почитывая газеты, в конце рабочего дня «согреться», и раз в году съездить на экскурсию в Штаты? И это всё?..

 

В таких случаях, как говорят мудрые люди, опасно забывать о ловушках, в которых сначала теряется душа, а затем и ты весь, и которые ты сам позволил лукавому расставить на своем пути…

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив