История «дела Курочкина». Политика и уголовщина

27.03.2007 в 19:44
История «дела Курочкина». Политика и уголовщина

История «дела Курочкина». Политика и уголовщина

30 ноября Апелляционный суд Киева принял решение оставить российского бизнесмена Максима Курочкина под стражей. Таким образом, суд отказал в удовлетворении жалобы его адвокатов на постановление Голосеевского районного суда столицы, который их подзащитному избрал меру пресечения в виде содержания под стражей. В решении сказано: «Постановление судьи Голосеевского суда города Киева от 23 ноября 2006 года оставить без изменений. В удовлетворении апелляционной жалобы адвоката Василия Диденко отказать»...

Это решение Апелляционного суда «подтвердило» содержание в Лукьяновском СИЗО Максима Курочкина как минимум на два месяца, и означает, что очередное громкое дело в отношении одного из фигурантов майданных лозунгов «Бандитам тюрьмы!» перешло в плоскость практической реализации... Но вот будет ли это решение доведено до конца? В свете последних событий утверждать по этому поводу что-то определенное - очень сложно.  

История «дела Курочкина». Политика и уголовщина

Максим Курочкин был объявлен в розыск в феврале 2005 года украинским Интерполом за вымогательство. По версии следствия МВД, первый подобный факт имел место в Симеизе (зафиксирован постановлением Ялтинского городского суда), второй - в Киевской области (Голосеевским райсудом Киева). Это из официальных сообщений МВД.

Что же касается «уголовного бизнеса» Курочкина, если судить о нем по сообщениям СМИ и комментариям политиков, то в них его персона выглядит почти эпически. Разброс мнений о его «чинах», «должностях» и «заслугах» очень велик - от нейтрально общественной - президент общественной организации «Русский клуб», до - «руководитель боевого отряда российских спецслужб в Украине и криминальный авторитет по кличке «Макс Бешеный». Это прозвище намекает на его якобы криминальную связь и лидерство в «Измайловской бригаде» ОПГ «Лужниковская» (Москва).

Что касается Курочкина как бизнесмена, то сам Максим Борисович о своем бизнесе в Украине никогда четко не рассказывал. Его же оппоненты в основном приписывают ему организацию силовых акций (рейдерство) в отношении энергогенерирующих компаний Украины, контролируемых в недавнем прошлом российским бизнесменом Константином Григоришиным. Именно Курочкин, как сообщали ранее масс-медиа, организовывал операции по силовой замене в 2002-м руководителей некоторых из них. Особенно яркими были эпизоды с его посещением председателей «Львов-», «Прикарпатье-» и «Полтаваоблэнерго».

По сообщениям СМИ, именно Максим Курочкин считался «смотрящим» в Украине за деятельностью словацкой компании VS Energy International (собственники - Михаил Воеводин, Сергей Шаповалов, Евгений Гинер и Александр Бабаков), контролирующей «Херсон-, Житомир-, Кировоград-, Одесса-, Севастопольэнерго». Кроме того, тогдашние напарники Максима Курочкина имеют определенное влияние на «Черновцы-», «Закарпатье-», «Хмельницкоблэнерго» и «Крымэнерго», а также владеют сетью гостиниц («Ореанда», «Метрополь» (оба - Ялта), «Дністер» (Львов), Cosmopolit (Харьков), Premiere Palace (Киев), «Ягодин» (с. Старовойтово, Волынская область - приграничная зона таможенного пункта пропуска Ягодин-Дорогуск), «Стар» (Мукачево) и «Лондонская» (Одесса). Эта группа до последнего времени активно увлекалась автомобильными услугами (ООО «КамАЗТрансСервис», ЗАО «Любомыль-Авто», ООО «Международная ассоциация автопортов/автотерминалов», таможенный автопереход «Ягодин-2»).

По некоторым данным, лично г-ну Курочкину до выборов Президента Украины принадлежали гостиницы «Ореанда» и Premiere Palace, а также крупный пакет акций (до 35%) в «Одессаоблэнерго», наблюдательный совет которой в свое время он возглавлял.

Политической базой Курочкина в Украине до 2004 принято считать СДПУ(о), в частности ее лидера Виктора Медведчука. Злые языки утверждают, что Виктор Владимирович настолько сроднился с «лужниковцами», что часто именно ему приписывали права собственности на облэнерго, де-факто принадлежавшие россиянам.

Однако, во время последних президентских выборов Курочкин как руководитель «Русского клуба», поссорился со своим российским партнером Александром Бабаковым, поскольку остался верен СДПУ(о), поддержав «сине-белых», тогда как г-на Бабакова неоднократно видели в штабе Виктора Ющенко с оранжевым шарфиком. Поэтому в начале 2005 года Максим Борисович вышел из состава «словацкой группы».

Последним громким упоминанием о Курочкине в Украине, до возбуждения против него уголовных дел по линии МВД, было сообщение о несостоявшемся на него покушении. Так, 6 ноября 2004 года в Киеве, по информации МВД, Курочкин в сопровождении двух охранников (работников спецподразделения милиции «Титан») подошел к собственному автомобилю, и в тот же момент в припаркованной неподалеку легковой машине сработало взрывное устройство. Сам Курочкин не пострадал, однако в результате взрыва получили серьезные ранения его охранники. Следствие установило, что заминированный автомобиль был зарегистрирован на подставное лицо. Как раз вскоре после этого инцидента Курочкин и покинул территорию Украины, а в марте 2005-го МВД Украины объявило его в розыск после возбуждения против него вереницы уголовных дел (СУ ГУ МВД Украины в АР Крым возбудило дело 29.12.2004 по ст. 189 ч.2 УК  и ГСУМВД Украины - 24.03.2005 по ст. 189 ч.4 УК Украины).

Следует добавить, что в 2005 году начальник УМВД Украины в столице Виталий Ярема на вопрос о ходе расследования уголовного дела по факту покушения на Курочкина, отметил: «Основные версии взрыва были запущены и теперь утрачены». Также он добавил, что «сам Курочкин наверняка знает, кто мог совершить на него покушение». Какова версия этого покушения, политическая или экономическая, так и осталось тайной, как и результат расследования этого уголовного дела.

Мягкая «посадка»

Причины, по которым Максим Курочкин решил вернуться в Украину, достоверно неизвестны. В последнее время самой острой проблемой в Украине у Максима Борисовича была война с группой «Приват» за права собственности на рынок «Озерка» в Днепропетровске, который в 2004 году за 50 млн. грн. купило ООО «РегионОптСервис», принадлежащее российскому бизнесмену. Этим же объектом параллельно интересовалась и промышленно-финансовая группа «Приват». В итоге конкурс по продаже «Озерки» был обжалован в ряде районных судов и отменен ФГИ. На сегодня рынком де-факто управляют днепропетровские структуры, и Курочкин, как утверждают «приватовцы», возвратить этот объект законным путем не может, поэтому именно Максиму Борисовичу приписывают организацию двух попыток его силового захвата. Последняя состоялась 30 октября этого года, когда около сотни хорошо вооруженных лиц ворвались на «Озерку», пытаясь установить над ней контроль.

В интервью телеканалу НТН 19 ноября Курочкин сообщал, что он прилетит в Киев по просьбе российского бизнесмена Владимира Воробьева и украинского предпринимателя Геннадия Корбана для разрешения конфликта вокруг рынка «Озерка»: «Воробьев обратился ко мне как президенту «Российского Клуба» и я считаю, что этот конфликт будет разрешен в два дня в интересах жителей Днепропетровска и при полном согласии двух конфликтующих сторон». Однако заняться вопросами рынка Курочкину не пришлось - 20 ноября, в день своего прилета, он был задержан сотрудниками МВД в аэропорту «Борисполь» и отправлен за решетку. А 23 ноября Голосеевский суд Киева избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца.

27 ноября адвокаты Курочкина обжаловали это решение в Апелляционном суде Киева, а сам он, находясь в киевском СИЗО, в знак протеста против решений МВД и украинских судов объявил голодовку. Но, жалобы адвокатов, а также ходатайства применить Курочкину меру пресечения в виде денежного залога не помогли, и Апелляционный суд подтвердил решение Голосеевского суда о нахождении Курочкина на время следствия под стражей. Надо отметить интересный факт, что никто из известных украинских политиков, народных депутатов за Курочкина в суде о взятии на поруки не ходатайствовал, как это было, к примеру, в деле Владимира Щербаня. Также не сработала апелляция адвокатов Курочкина к Генеральной прокуратуре Украины с просьбой передать уголовное дело в ее компетенцию. О том, что «дело Курочкина» является прерогативой исключительно МВД, лично заявил на своей пресс-конференции генпрокурор Александр Медведько. Поэтому, предположения некоторых политиков, что у Курочкина с «донецкими» были предварительные договоренности о его дальнейшей судьбе в Украине, выглядят неубедительно. Для «донецких», скорее всего, Курочкин обыкновенный конкурент в экономике, за которым стоит определенная российская бизнес-группа, со своими интересами в Украине, в связи с чем помогать будущим конкурентам «донецким» было никак не выгодно.

Кто подставил Максима Курочкина?

Гораздо интересней выглядит версия о нежелательности возращения Курочкина и его изоляция со стороны давних его врагов в лице экс-министра МВД Юрия Луценко и экономических конкурентов в лице финансовой группы «Приват».

Об этом, во-первых, на пресс-конференции прямо заявила адвокат российского бизнесмена Ольга Стрижова: «Луценко во всех СМИ связывал Курочкина с криминальными группировками и называл бизнесмена преступником, игнорируя презумпцию невиновности, в связи с чем у общественности сложился определенный стереотип о том, что Курочкин - бандит. Исполняя известный лозунг «Бандитам - тюрьмы», кажется, что господин Луценко просто очертил круг бандитов, которые должны сидеть в тюрьме по его усмотрению, и выполняет его, несмотря на то, есть ли для этого основания или нет».

Комментируя предъявленные Курочкину обвинения в вымогательстве 10 тысяч долларов, она отметила, что обвинения безосновательны, так как Курочкин «достаточно известный бизнесмен и для него эта сумма является очень странной».

Действительно, сумма «вымогательства от Курочкина» по версии МВД кажется довольно странной для человека, оперирующего многомиллионными средствами. На память невольно по аналогии приходит «уголовное дело» по «факту» незаконного ношения и хранения оружия в отношении российского бизнесмена Константина Григоришина. Тогда у Григоришина в заднем кармане белых брюк работниками милиции «неожиданно» был обнаружен пистолет, что позволило милиции его на некоторое время арестовать. Белые нитки, которыми было шито дело, оказались настолько заметны, что Кучме пришлось снять с должности руководителя УБОП Николая Джигу, непосредственно руководившего задержанием. Впоследствии Григоришин был выпущен, однако экономическую деятельность в Украине ему пришлось свернуть.

Во-вторых, уместно вспомнить заявление народного депутата Владимира Сивковича, что по факту обвинений Курочкина, сделанных им во время эфира в программе «Свобода слова», украинская Генпрокуратура могла бы возбудить уголовное дело относительно Юрия Луценко. В заявлении Сивкович указал, что «Курочкин в процессе своего разговора сказал, что купил в целом за 15 миллионов долларов днепропетровский рынок «Озерка», который сегодня на основании уголовного дела отобран государством, но управляют сейчас этим рынком люди Коломойского, с которыми он воевал. А Луценко, якобы способствовал процессу, чтобы Курочкин не появлялся в Украине, и он, Курочкин, считает мотивом своего преследования то, чтобы рынок перешел к Коломойскому». По мнению народного депутата, «согласно с уголовно-процессуальным кодексом, Генпрокуратура на основаниях сообщений в средствах массовой информации имела полное право провести предварительную проверку и возбудить уголовное дело. То есть, официально опросить Курочкина, изучить ситуацию и возбудить уголовное дело по этому факту. Фактически основными фигурантами по этому делу должны выступать Юрий Луценко и Игорь Коломойский».

Насколько нам известно, на сегодня ГПУ уголовное дело по этому заявлению не возбуждало. Однако не исключено, что это может произойти в будущем.

В третьих, еще одной сенсацией, как в «деле Курочкина», так и в борьбе за днепропетровскую «Озерку» стало заявление Юрия Луценко о роли Николая Джиги в последнем захвате рынка. В интервью «Коммерсанту» экс-министр сказал: «При последнем штурме «Озерки» вооруженными людьми, как вы помните, милиция задержала около 100 нападающих - у них были изъяты и заточки, и биты, и небоевые пистолеты. Более того, они производили стрельбу по работникам милиции. Так вот, в ходе следствия был также задержан гражданин, который организовал эти действия, и при нем была крупная сумма наличных денег. Так вот этот гражданин неоднократно общался по телефону с Николаем Васильевичем Джигой. Чтобы не было сомнений - вот справочка (показывает документ - ред.) по результатам выемки информации с мобильного телефона этого гражданина, который был задержан с крупной суммой денег с мобильного терминала Nokia номер такой-то. Вот вы говорите, что этот номер и вам знаком. И я вчера звонил, мне ответил Николай Васильевич. Неоднократно, в одном и другом направлении, они созванивались».

Вполне возможно, что эта информация достоверна, но, предавая ее гласности Луценко, скорее всего, преследовал и дополнительную цель - слить компромат на своего оппонента. Юрий Витальевич наверняка знал, кто «точит зуб» на его кресло, хоть стать министром Джиге так и не довелось. Что будет с делом Курочкина теперь, когда Луценко отправлен в отставку, нетрудно догадаться - скорее всего, все обвинения с него будут сняты. Хотя и это не факт. Слишком уж неоднозначно это дело. Слишком уж много людей заинтересовано в том, чтобы Курочкин оставался за решеткой. Нам же остается только наблюдать за дальнейшим его развитием. Пока что счет 1:0 в пользу МВД. Закончится ли криминальная история Курочкина очередным фиаско знаменитого лозунга «Бандитам - тюрьмы» или же суд сможет доказать, что Курочкин - «бандит по кличке «Макс Бешеный» покажет время. Но то, что это дело обещает много интересного - очевидно.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив