Упразднение термина "раса" не избавит от расизма
По предложению альянса "Левый фронт" депутаты Национального собрания Франции проголосовали за то, чтобы убрать слово "раса" из французского законодательства. Попытки изменить реальность за счет слов свидетельствуют о неприятии политиками действительности, заявляет философ Шанталь Дельсоль на страницах Le Figaro.
Мотивация законотворцев понятна, считает автор: употребляя слово "раса", говорящий уже делается расистом, потому что расовое деление существует только в умах и речах сторонников расового превосходства. Следовательно, французские законы, призванные охранить общество от нацизма и заявить о его непринятии, все это время, наоборот, поддерживали его существование.
Как известно, слово не является объектом: слово "дерево" - не само дерево, а представление о нем, рассуждает Дельсоль. Убирая из законов всякое упоминание о расе, депутаты рассчитывают заставить нас забыть о представлениях, однако этого не произойдет, уверена она.
История учит нас, что между группами людей существуют расплывчатые, поверхностные, но тем не менее заметные различия, напоминает философ. Превратить их в критерии для дискриминации и причины для ненависти - распространенное, инстинктивное и очень свойственное человеку искушение. "Считать нацизм уникальным случаем всплеска расизма - большая ошибка", - полагает автор статьи.
"Перестанут ли после вычеркивания слова из текста законов продавать в подворотнях "Протоколы сионских мудрецов"? - задается вопросом Дельсоль. - Я так не думаю".
По ее мнению, прошедшее голосование есть не что иное, как пример неприятия реальности, несмотря на то, что реальность в этом случае - это не объект, а представление.
Философа раздражает повышенное внимание, уделяемое французскими властями символам, и их неспособность ухватиться за реальность, которая требует реформ. "Правительство, которое занято только символами, как в нашем случае, не имеет ничего общего с политикой - это оперный хор, священнослужители, собрание друидов, все что угодно, - утверждает Дельсоль. - А мы отчаянно нуждаемся в политической инстанции".