Гипнотические картины от художницы-медиума. ФОТО
Ее работы вызывают смешанные чувства.
Ночь. Догорает свеча. В ее неровном пламени женщина склоняется над листом бумаги. Пальцы, испачканные чернилами, скользят над работой. Она замирает, прислушивается, затем кивает и уверенно выводит на листе женский силуэт. Ее зовут Мадж Гилл – художница, поэтесса, медиум, передает Культурологию.
Среди художников-аутсайдеров (непрофессиональных художников, изолированных от мира, психически больных, страдающих ментальной инвалидностью, заключенных) эта женщина стоит особняком. В ее истории суровые испытания сплетаются с духовным опытом, объяснить который рационально – невозможно. В него можно просто поверить – как в послание с того света.
Мадж Гилл – урожденная Мод Этель Идс – родилась в графстве Эссекс в 1882 году. Мать и тетка скрывали ее от людских глаз, боясь огласки и позора – девочка родилась вне брака. Лишенная общения со сверстниками, она росла взаперти до девятилетнего возраста, когда потеряла мать. Тетка, решив, что воспитание ей не по силам, отдала девочку в приют.
Здесь след Мод – или тогда уже Мадж? – на некоторое время теряется. Известно, что тяготы приюта сменились нелегким трудом – в четырнадцать лет ее и нескольких других сирот отправили на канадскую ферму в качестве бесплатной рабочей силы. Но в девятнадцать лет она сбежала домой, в Англию, где сумела разыскать свою тетушку. Та с годами изменилась самым невероятным образом – увлеклась спиритизмом и астрологией. Именно от тетушки Мадж получила первые уроки эзотерических наук. Все это время она работала медсестрой в больнице Уиппс-Кросс в Лейтонстоне, где ежедневно вынуждена была наблюдать боль, мучения, пустые надежды… и смерть.
В двадцать пять Мадж вышла замуж, и это прекрасное, на первый взгляд, событие продлило череду ее горестей. Избранником Мадж стал ее двоюродный брат Томас Эдвин Гилл, биржевой маклер. Одного за другим Мадж родила четверых детей – троих ей было суждено пережить. Средний ее сын, Реджинальд, умер во время эпидемии испанки. Последний ребенок Мадж – девочка – родился мертвым, и сама Мадж едва не умерла после этих родов, проведя в постели несколько месяцев и ослепнув на один глаз.
Побывав в руках смерти, Мадж словно родилась заново. 3 марта 1920 года, в возрасте тридцати восьми лет, она внезапно и к ужасу домочадцев впала в глубокий транс – ее едва не сочли умершей. В тот день Мадж узнала имя существа, чье присутствие ощущала, может быть, с детства. Он назвал себя Мирнинерест, а она впоследствии называла его духом покоя.
Придя в себя, Мадж внезапно начала рисовать, словно стремясь запечатлеть увиденное за гранью. С тех пор Мадж работала как одержимая, преимущественно по ночам, обязательно при свете свечи. Черными, лиловыми и алыми чернилами она покрывала листок за листком, а иногда – полотна хлопчатобумажной ткани.
Самая большая работа Мадж составляет одиннадцать метров в длину, а некоторые – не больше почтовой марки. Она рисовала несколько десятков работ в неделю – ночь за ночью, без сна и передышки.
Правда, есть свидетельства, что Мадж опасалась гнева и мести своего «спокойного» духа. Ему она приписывала авторство своих работ, называя себя лишь проводником.
Мотивы рисунков Мадж повторяются раз за разом. Перед зрителями предстает фигура молодой женщины в сложно скроенном платье и большой шляпе. Обычно эти рисунки считают автопортретами или фантазиями об умершей дочери, а кто-то утверждает, что это и есть портрет мистического истинного автора рисунков Мадж Гилл.
Ее работы перегружены деталями и буквально гипнотизируют зрителя, увлекая в тревожный и зыбкий мир. Среди волн и завитков роятся нежные лица с огромными темными глазами, на фоне странных скалистых пейзажей блуждают полупрозрачные девы, а их словно парящая одежда вплетается в окружающие сложные узоры.
Часто повторяется мотив шахматного поля или каменной кладки, архитектурных строений, не подчиняющихся законам линейной перспективы, лестниц, коридоров. Часть работ Гилл полностью орнаментальны, и лишь внимательный взгляд различит лица призраков.
Мадж не ограничивалась графикой. Она вязала, ткала, создавала росписи по ткани, писала стихи в технике автоматического письма. Сохранилось множество нарисованных ею открыток, на оборотной стороне которых художница излагала мистические идеи о воскрешении из мертвых, древних цивилизациях и обитаемых планетах.
В 1933 году Мадж пережила еще одну потерю – умер муж. Но она словно освободилась от навязанных ей браком правил и условностей. Гилл начала искать клиентов для спиритических сеансов и астрологических консультаций, и обнаружилось немалое число людей, склонных к мистицизму и готовых платить.
Через несколько лет она впервые выставила одну из своих работ в галерее Уайтчепела. Вероятно, это была одна из ее самых больших работ (шириной 40 метров) – она покрывала всю стену в галерее. Мадж продолжала выставлять свои работы каждый год в галерее Уайтчепел до 1947 года, но крайне редко и наотрез отказывалась продавать что-либо – дух не позволял. После войны желающих связаться с потусторонним миром не убавилось – по понятным и печальным причинам…
Но в 1958 году очередная смерть выбила Мадж из колеи и сделала глухой к воззваниям мира мертвых. Умер старший сын. Художница топила свое горе в алкоголе и больше не притрагивалась ни к бумаге, ни к чернилам. Спустя три года она отправилась туда, откуда сорок лет передавала послания, и лишь после ее смерти были обнаружены тысячи и тысячи рисунков…
Художница, поэтесса и медиум Мадж Гилл не была предана забвению. Теперь ее работы хранятся в коллекциях поклонников «искусства аутсайдеров», мистиков и последователей Алистера Кроули в нескольких странах Европы. В недавнем времени в Лондоне прошло несколько выставок художницы, где более шести сотен работ нашли своих зрителей. Есть у Мадж и один особенно горячий поклонник – художник-аутсайдер, бывший оккультист и кантри-музыкант Дэвид Тибет, оцифровавший часть наследия Гилл и издавший книгу, посвященную ее творчеству.