Юлия Тимошенко ''нагрела'' казну на 40 млрд
Затянувшаяся эпопея с блокированием парламента Партией регионов – это, безусловно, часть избирательной кампании, в которой регионалы играют свою игру. Но если даже это так, сие отнюдь не означает, что в условиях кризиса, галопирующей инфляции и двукратного обесценивания нацвалюты граждане не имеют права на индексацию своих зарплат и пенсий.
Если подытожить позиции двух противоборствующих сил – коалиции и оппозиции – обе группы, конечно, выступают за повышение социальных параметров и увеличение поддержки населения в условиях кризиса. С той лишь разницей, что правительство Юлии Тимошенко предлагает народу счастье потом – в уже подготовленном проекте госбюджета-2010, который выполнять придется лишь после выборов. Оппозиция же предлагает не ждать и «осчастливить» граждан уже сейчас.
Министры, а также депутаты, входящие в Блок Юлии Тимошенко заявляют: дефицит бюджета наращивать нельзя, потому что это подстегнет инфляцию и девальвацию. Но оппозиция отвечает: эмиссионных денег в экономике и без того уйма, не говоря уже о том, что десятки миллиардов средств госбюджета, как выяснилось, уходят в «неизвестном» направлении. Если у Кабмина нашлось 40 млрд грн на рекапитализацию банков, почему бы не найти нескольких миллиардов для повышения социальных гарантий?
Ведь именно это, кстати, сделали все без исключения соседи Украины, не говоря уже о развитых странах мира, где поддержание платежеспособного спроса стало опорным пунктом антикризисной политики.
Кроме прочего, в большинстве стран с переходной экономикой, не говоря уже о развитых странах, уже по результатам первого полугодия наблюдается дефляция. Тогда как в Украине инфляция продолжается с новой силой, и она уже «съела» реальные доходы граждан на 12% с начала этого года. Прожиточный минимум, который остается фактически замороженным на уровне октября прошлого года (626 грн), с учетом инфляции привел к обесцениванию доходов очень многих граждан на 15–20%.
Итак, в парламенте сейчас почти с десяток похожих социальных законопроектов, из-за которых разгорелся весь сыр-бор. Три из них значатся под авторством экс-министра труда и соцполитики «регионала» Михаила Папиева, которые предполагают в целом три сценария: более резкое повышение минимальных зарплат и прожиточного минимума, менее резкое и, так сказать, консервативный сценарий.
Основной законопроект Папиева предполагает увеличение прожиточного минимума уже с 1 октября – с нынешних 626 грн до 897 грн. Этот же проект почти созвучен предложениям другого депутата – Александра Пеклушенко, который предлагает повысить минимальную зарплату по стране уже с сентября – до 1500 грн. Есть несколько других вариантов повышения соцгарантий, которые подразумевают более медленное повышение. Например, к числу тех, по которым был почти найден компромисс, относится законопроект Олега Зарубинского (Блок Литвина), который предполагает индексировать расходы так, чтобы минимальная зарплата была не ниже прожиточного минимума: с 1 ноября 2009 г прожиточный минимум повысить до 701 грн, а минимальную зарплату – до 744 грн.
Со своим пакетом предложений выступили и коммунисты. Лидер КПУ Петр Симоненко настаивает на введении моратория на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, базовые продукты питания, проезд на транспорте, а также заморозить цену на природный газ и электроэнергию для населения. С аналогичными инициативами выступает и спикер Литвин, правда, ограничившись мораторием на повышение коммунальных тарифов и цен на жизненно необходимые продукты.
Стоит ли говорить, что прожиточный минимум – важнейший расчетный показатель, на основе которого, помимо прочего, формируется и вся тарифная сетка в стране (параметры расчетов зарплат и пенсий), причем касается это напрямую не только бюджетников, но и всех без исключения граждан? Официальный прожиточный минимум – это по крайней мере то, что государство гарантирует гражданам соответствующей строкой в госбюджете. Показатель и раньше отличался от реального прожиточного минимума – то есть реальной суммы средств, за счет которых простой житель Украины может обеспечить себе самый малый набор товаров и услуг для выживания. Но с нынешнего года и этот расчетный показатель засекречен руководством Минсоцтруда.
По подсчетам автора основного проекта от «регионалов» – Папиева, на сегодняшний день общий фонд оплаты труда в Украине составляет в среднем всего 7–11% в структуре себестоимости продукции, в то время, когда во всем мире этот показатель составляет от 25% до 35%. Экс-министр труда также привел данные, по которым практически все страны-соседи с началом кризиса значительно увеличивали расходы на социальные нужды, рассчитывая тем самым поддержать свои экономики. Так, в соседней России минимальная зарплата за последний год пересматривалась несколько раз и сейчас вдвое выше чем полтора года назад – 94 евро. В Украине «минималка» сейчас вдвое ниже, чем в России и за то же время по фактической покупательной способности она упала с 64 до 57 евро.
Глава парламента Владимир Литвин в общем говорил о том же. «Доля зарплаты в структуре ВВП страны чрезвычайно низка и составляет 45%. Причем в наиболее производительных сферах – 33%, а в себестоимости продукции – 8–12%, – подтвердил спикер. – Если учитывать наш технологический уровень и уровень производительности труда, то ученые доказывают, что на единицу зарплаты украинский рабочий или работающий приносит работодателю в три раза больше доходов, чем это есть за рубежом».
Как ни странно, но даже предложения Блока Литвина, входящего в парламентскую коалицию, 22 сентября, депутаты от БЮТ наотрез отказались поддержать. По крайней мерей такой была разнарядка правительства. Замминистра финансов Владимир Матвийчук, пока парламент во вторник был разблокирован, заявил: для любого из этих законопроектов денег в казне просто нет.
«Доходы сводного бюджета в 2009 году насчитывали 290 млрд грн, а дополнительные расходы в проекте бюджета составляют, согласно всем этим законопроектам, от 40 до 470 млрд грн, – заявил чиновник. – Финансирование может быть осуществлено лишь за счет увеличения дефицита бюджета, роста инфляции, перекладывания на детей и внуков нынешних долгов».
Тут, конечно, стоит заметить, что именно наращиванием внешних долгов в последний год Кабмин как раз и занимается: в начале года внешний госдолг составлял 90 млрд грн, сейчас он составляет почти 193 млрд грн, а в правительственном проекте госбюджета он уже «забит» на уровне 343 млрд грн.
Впрочем, несколько миллиардов гривен на индексацию соцгарантий в казне могли бы найтись не только потому, что внешние заимствования растут, а никакого заметного эффекта нет ни в банковском секторе, ни в реальной экономике, хотя на казначейских счетах сейчас все же лежат 27 млрд грн. И не потому, что в экономику каким-то непонятным образом были вброшены миллиарды эмиссионных денег, а предприятия продолжают бесплатно кредитовать правительство за счет 20 млрд грн невозмещенного НДС (кстати, это тоже рекорд за всю украинскую историю), а также 12 млрд собранных авансом налогов. Все равно очень много бюджетных программ, в том числе, например, одна из ключевых – на поддержку АПК – до сих пор даже не начинали финансироваться.
Дело в том, что даже в кризис огромные бюджетные средства утекают куда-то «налево». Согласно недавно озвученным Счетной палатой данным, за этот год по системе госзакупок в неведомом направлении уже утекло как минимум 40 мрлд грн.
Госзакупки – среди ключевых расходных статей бюджета, по которым государство закупает практически все товары и услуги для своих нужд. Эта сфера во все времена была очень коррумпированной, но судя по данным, до которых недавно докопались ревизоры Счетной палаты, именно в 2009-м предвыборном году деньги из госбюджета стали утекать по сомнительным схемам с невиданной интенсивностью.
Недавно глава Счетной палаты Валентин Симоненко заявил, что еще в марте прошлого года Кабмин вопреки конституционным нормам (статья 92-я ОЗ) перевел почти половину государственных закупок в режим протокольных поручений – многие госорганы получили возможность осуществлять такие операции не на конкурсной основе, как положено по закону, а на внеконкурсной, у одного участника тендера. По очень многим многомиллиардным операциям, как удалось выяснить Счетной палате, операции начали проводиться лишь за личной подписью Юлии Тимошенко либо первого вице-премьера Александра Турчинва.
Глава Счетной палаты озвучил вывод своего ведомства: «При средневзвешенном объеме закупок на текущий год в 200 млрд грн сегодня из-за отмены конкурентоспособной прозрачной системы мы теряем около 35–40 млрд грн». По данным Счетной палаты, в этом году сомнительные операции с бюджетными деньгами начали стремительно расти и, по оценкам ревизоров, «до 20% всех уже совершенных операций в сфере госзакупок оказались элементарными откатами».
Счетная палата оценивает сумму «непрозрачных» процедур за первое полугодие примерно в 40 млрд грн. Однако и в 2008-м, как выяснилось, по такой же внеконкурсной процедуре Юлия Тимошенко «провела» почти половину расходов под свою подпись – 80,3 млрд грн.
То, что по глубине падения ключевых социальных и экономический показателей Украина поставила мировой рекорд – факт, уже засвидетельствованный во всех международных статистических отчетах. И в Украине впервые за много лет официально признано падение реального уровня жизни. Недавно Счетная палата, по закону имеющая доступ в том числе к закрытым статистическим данным, огласила свои расчеты реального положения дел в экономике. Так, по данным экспертов ведомства, с начала года реальный ВВП утратил почти пятую свою часть и по отношению к базовому 1990 году составил 59,5%. Тем самым, экономика фактически вернулась к состоянию 2004 года.
Кстати, эту цифру признал на прошлой неделе и сам Виктор Ющенко в ходе совещания по вопросам экономики, которое проходило в стенах его Секретариата. «Если вы сопоставите темпы сокращения падения, которые у нас имеются за последние 3–4 месяца, то чтобы достичь показателей 2008 года по разным оценкам, нам потребуется от 4 до 5 лет, при таких темпах, которые сегодня восхваляются, – сказал он, как будто подводя итог в том числе своего пятилетнего правления. – Это тенденция упадка – когда страна с космической скоростью обрастает долгами, обслуживать которые станет главной задачей 2010–2013 гг.».
Виктор Андреевич такими словами будто подводит итог своего же пятилетнего правления – ведь экономика, по сути, вернулась к состоянию 2004 года, тем самым впустую растратив столько времени. Основную вину за такой провал гарант, разумеется, возлагает не на себя или каких-то мошенников из Нацбанка, как убеждает граждан на всех перекрестках Юлия Владимировна, а, разумеется, на свою же «верную» соратницу. И в этом Гарант тоже отчасти прав, пишет еженедельник "2000".