Как выглядит обычное украинское село на Волыни (ФОТО)
В этом селе живет всего 1600 человек. Радивиловский район Ровенской области. До ближайшего города (Дубно) 78 километров.
Село довольно обычное, хотя и с трагичной историей — в 1651 году поляки полностью вырезали местных жителей. Перед Берестецкой битвой отряд Вишневецкого зашел сюда, после чего в живых остались 4 человека, а все дома были разрушены. Впрочем, для этих мест вполне обычная история, именно здесь поляки особенно ожесточенно геноцидили мирное население, пытаясь подавить восстание.
Это к вопросу о геноцидах на Волыни, которые так любят вспоминать в Польше.
Но вернемся к селу и к тому, как здесь и сейчас живут люди.
У них есть газ, интернет, банк, школа искусств, несколько магазинов, две аптеки, отделение «Новой почты» и другие приятные мелочи. И это не райцентр.
3. Перед ней площадь со сценой.
4. Магазин и полноценное отделение банка.
7. Один из нескольких продуктовых магазинов.
9. Более современный «мини-маркет»:
11. Сельский торговый центр — строительные материалы, семена, рыболовные товары, секонд хэнд.
12. Напротив сквер и школа искусств.
13. Надпись слева гласит, что здание отреставрировано селянами при содействии райадминистрации. На практике это означает, что местные выполнили все работы, а затем им заплатили из местного бюджета. Это обычная практика, в соседнем селе местные на своей улице проложили дорогу, бросили бетонные плиты — а затем пришли в сельраду, где им компенсировали все расходы, включая горючее, и заплатили за труд. Как-то так это все работает, потому что люди друг друга знают и могут влиять на власть.
14. А это памятник советским солдатам. Я не раз уже писал, что самые жалкие памятники советским солдатам видел на Донбассе еще до войны — они разрушались от времени и зарастали травой. На Западной Украине картина совершенно другая, все памятники подкрашены и находятся в отличном состоянии (иногда звезды заменяют на кресты). К Ленину это не относится — его нигде не встречал. Порой рядом с памятником красноармейцам ставят памятник воинам УПА.
17. Видимо, бывшая доска почета.
Сельские храмы на Западной Украине — это отдельная песня. Но местный храм даже на их фоне выделяется.
21. В руках у ангелов колосья.
22. И какое-то растение, которое я идентифицировать не смог.
24. Каменный крест в память о погибших от рук поляков.
25. Такие деревянные кресты стоят повсюду у храмов и на перекрестках. Обязательные копья, молоток, клещи и лестница, напоминающие о подробностях распятия.
26. Всё продумано. На Бога надейся, а сам не плошай.
28. Религия здесь на одном из первых мест. Сам видел как в переполненном автобусе старухи бросились уступать место молодому попу, у которого сломалась машина. К чести попа, он отказался садиться, но сама ситуация показательна.
29. Идем дальше. На Волыни селяне активно используют лошадей, так как это очень удобный и универсальный транспорт. К примеру, когда зимой заносит дороги между селами, доехать можно только на лошади. Поэтому наличие во дворе машины не означает, что там же не будет лошади.
30. Естественно, популярны и велосипеды.
31. Дорога, отходящая от главной.
32. Парикмахерская и ритуальные услуги.
33. Еще один магазин и что-то вроде кафе.
35. Небольшой продуктовый магазинчик, а рядом дом владельца.
36. Местные строят не такие большие дома как на Закарпатье, где хозяева соревнуются в размерах, но большая часть комнат при этом пустует. На Волыни более практичны.
40. Старый заброшенный дом, ему точно более ста лет.
44. Еще один старый дом, деревянный.
45. Гнезда аистов повсюду. Если и не на каждом шагу, но встречаются точно чаще, чем бродячие собаки в городах.
47. Крест у дороги. С неизменными элементами дохристианских верований.
59. Еще один магазинчик и дом владельца.
61. Рядом лес. В этих лесах местные прятались от коммунистов, выстраивая в чаще целые временные хутора. Не все они были повстанцами УПА, большинство просто спасалось от репрессий и ссылки в Сибирь. Сосланы были многие. Это я передаю то, что местные рассказывают о своих бабушках и дедушках.
62. Въезд на территорию животноводческой фермы.
63. К слову, в местных продуктовых магазинах нет кефира и молока в пакетах. Продавцы лишь изумленно разводят руками — «а зачем, тут и так в каждом дворе есть». И более качественное, естественно — не из порошка.
64. Еще один старый деревянный домик.
65. Дорога к небольшому водохранилищу.
68. Глубина метра 3-4, но когда плывешь — дно видно.
73. Внутрь можно зайти и побалдеть.
74. Пляжа как такового нет — бетонные плиты.
75. Еще одна кафешка. Видимо, стулья воруют.
76. Интернет у всех через антенну (не через спутник, а направленный радиосигнал). У меня на Закарпатье одно время был такой, причем передающая станция находилась в Венгрии, до которой было несколько километров, поэтому везде высвечивалось, что я нахожусь в Венгрии. Получал интернет контрабандой.
А теперь сравните эту жизнь с жалким существованием в городских скворечниках.
Попал я сюда случайно, ездил в места где проходила Берестецкая битва (скоро сделаю фоторепортаж) и спросил где тут рядом озеро с нормальной водой.
Не скажу, что все села такие, но очень многие. На днях выложу фотки из села победнее, но разница не критична. Обычно многое зависит от размера села, наличия сельхозпредприятий и его удаленности от леса, речки или трассы.