Россия выйдет из рецессии раньше других
Это был трудный год, и спрос иностранных инвесторов на российские активы возродиться нескоро. Помимо глобальной рецессии серьезным препятствием служат репутация российской власти как коррумпированной и плохой PR на международной арене.
В 2008 году мы потеряли практически половину активов фондов, находящихся под управлением Wermuth asset management. Фондовый рынок упал очень сильно, мало кто предвидел обвал нефтяных цен. В частности, мы шортили нефть слишком рано, когда она росла с $50 до $150. Как и многие другие игроки, мы столкнулись с margin call. Наш прайм-брокер, Citigroup, в начале 2008 года предоставивший нам заем на $355 млн., принудил нас закрыть позиции в середине октября. Мы смогли поддерживать наши позиции благодаря дополнительному капиталу, внесенному инвесторами для выплаты долга.
Мы сохраняем интерес к российскому рынку и покупаем акции по текущим ценам. Я инвестирую в наши фонды и свои личные деньги. Мои средства вложены в акции электроэнергетических компаний, которые экстремально дешевы. Привилегированные акции «Сургутнефтегаза» привлекательны благодаря высокой дивидендной доходности. Представляют интерес некоторые корпоративные бонды с доходностью 25-20% годовых. Сейчас, когда рубль более менее стабилизировался, лучше покупать рублевые бонды.
Сейчас я бы не советовал покупать доллары. Риск девальвации доллара высок, это не надежная валюта. Рубль недооценен и имеет более сильные фундаменталии по сравнению с американским долларом. Версии ряда экспертов о том, что в результате кризиса евро перестанет существовать, на мой взгляд, лишены оснований. Европейские страны заинтересованы в сохранении Евросоюза вопреки всем проблемам, и, соответственно, в сохранении единой европейской валюты. Учитывая дефляционный тренд, для инвесторов неплохо иметь бонды с фиксированным купоном, номинированные в евро.
Пока нет смысла вкладывать и в недвижимость, скорее всего, цены продолжат снижаться. Если ваш горизонт инвестирования составляет полгода-год, лучше покупать российские суверенные облигации, возможно, некоторые корпоративные бонды.
Много инвестфондов уйдет с рынка, оставшимся придется тяжело работать многие годы, чтобы вернуть потери. Возрастет популярность стратегий нейтральных к рынку (long-short) и private equity. Надеюсь, что, как и после 1998 года, когда многие активы подорожали в 10-15 раз, нам удастся неплохо заработать. Хотя сейчас относительно глобальной ситуации инвесторы настроены экстремально негативно, в духе «ядерной зимы»: дефолты subprime, дефолты по кредитным картам, по автокредитам и так далее. В лучшем случае восстановление займет два года.
Российское население имеет относительно мало долгов. Думаю, российский рынок будет в числе первых, вышедших из рецессии. Но иностранные деньги не будут спешить с возвращением в Россию. Помимо угрозы быстрого расходования резервов страны на рефинансирование долгов частного сектора и дефицита бюджета, остается актуальным негативное восприятие. Репутация страны все еще является камнем преткновения.
Когда я говорю с инвесторами о России, вместо объяснения преимуществ конкретных акций и облигаций примерно 95% времени я трачу на то, чтобы защищать российское правительство. Я объясняю, что правительство сделало сахалинским шельфом, что оно сделало с «ЮКОСом», с «Мечелом», с TNK-BP, что произошло в Грузии и Южной Осетии. Пытаюсь ответить по каждому случаю, но было бы лучше, если бы этим занимались власти. С public relations за рубежом у правительства полная катастрофа. Это еще одна причина того, почему российские активы одни из самых дешевых в мире. Когда частному сектору предстоят выплаты по внешним долгам, не заниматься своей репутацией — дорогое удовольствие.
Даже хорошая, на мой взгляд, речь премьера Путина в Давосе была встречена публикой негативно, над PR стране придется работать еще много. Как и над реальными проблемами. Коррупция — рак всей экономической системы. В той или иной степени она существует везде, в том числе, конечно, и у нас, в Германии. Нужны эффективные меры для снижения ее уровня, как, например, стимулирование чиновников таким образом, чтобы они получали высокие пенсии в результате вложений в российские активы. А в случае нарушения ими закона теряли бы эту возможность. Таким путем в Германии удалось понизить уровень коррумпированности власти, когда он был довольно высоким.
Второй важный момент — независимый суд и контроль исполнительной власти через свободные выборы местных властей. Все это, кстати, значительно улучшит жизнь самих россиян, ну и заодно привлечет иностранных инвесторов.