Запорожье удивляющее: храм, который построил граф. ФОТО
Быль, похожая на гоголевскую легенду, но – с привязкой к Запорожскому краю. Лет полтораста назад на берегу реки Конки – неподалеку от места ее впадения в Днепр, жили два графа. Соседями были. И братьями. Старший брат, отставной капитан лейб-гвардии граф Александр Канкрин [родился 19 сентября 1822 года], проживал в селе Григоровка. Младший, отставной гвардейский полковник граф Виктор Канкрин [родился 10 февраля 1825 года], обитал на противоположном берегу Конки, в селе Веселянка, которое так названо было, вероятно, по причине веселого характера его жителей [исключительно мое предположение]. Кстати, река Конка полтораста лет назад разделяла не только эти села, но и уезды – Александровский и Мелитопольский. И даже губернии – Екатеринославскую и Таврическую. В связи с чем братья жили по соседству, но… в разных губерниях. Между прочим, и Александр, и Виктор были уездными предводителями дворянства. А Александр, кроме этого, стал почетным гражданином Александровска.
Первым из братьев – в 1882 году, умер Виктор [Александр переживет его на девять лет]. А в следующем, 1883 году, произошло странное – с моей точки зрения, событие: только-только вернувшийся в Веселянку отставной корнет лейб-гвардии Иван Канкрин, сын покойного графа Виктора Канкрина, женился… на графине Марии Канкриной, дочери графа Александра Канкрина. Увы, этот брак не был долгим и счастливым: 5 марта 1887 года графиня умерла. При этом все источники, уведомляющие об этом скорбном факте, уточняют, что похоронили ее возле «домовой церкви графов Канкриных», где к тому времени уже обрел покой прах Виктора Канкрина. А в 1892 году там же погребли и графиню Елисавету Симонич, супругу графа и мать Ивана Канкрина, который в будущем станет… почетным гражданином Александровска, как и его дядя. А у себя в селе построит школу с обсерваторией (!) и земскую больницу. Обе сохранились доныне.
Таким образом, вопрос с домовой церковью графов Канкриных повис, как говорится, в пространстве. Думалось, надолго. Но знание ведь приходит к тем, кто идет ему навстречу – ищет ответы на возникающие вопросы. В данном случае ответ подсказал… епископ Таврический Гермоген [помните, я уточнял, что Веселянка относилась к Таврической, а не к Екатеринославской, как Григоровка, губернии]. Цитирую его «Справочную книгу о приходах и храмах Таврической епархии», изданную в Симферополе в 1886 году: «Царицын Кут находится на левой стороне реки Конки [ныне это село Приморское Васильевского района]. Подле селения начинается плавня – Великий Луг, разливающаяся весною на несколько верст. Здесь две церкви – приходская и домовая. Приходская церковь каменная, построенная в 1819 году помещицею Екатериною Литке [правильно — Литта], с пособием бывших ее крестьян, и освящена во имя св. великомученицы Екатерины. Домовая церковь, приписанная к Кутской, построена в имении Виктора Егоровича Канкрина, в шести верстах от Кута, и освящена 27 октября 1879 года во имя св. праведной Елисаветы. Церковь находится в помещичьем саду над могилой 12-летней дочери графа Елисаветы, скончавшейся 17 января 1878 года. Она занимает пространства около семи аршин длины и пять аршин ширины».
Небольшая, но весьма изящная домовая церковь графов Канкриных находится на территории бывшей земской больницы, которую для жителей Веселянки построил граф Иван Канкрин. До недавнего времени в ее помещениях размещалась областная туберкулезная больница и считалось, что находящаяся при ней часовня была возведена исключительно для больницы. Потому что имение графа, как считалось, находилось за селом. Только историк Валерий Стойчев засомневался в этом, высказав мысль, что одно из зданий больничного комплекса – самое заметное, являлось домом помещика – в нем жил граф Виктор Канкрин. О догадке историка мне поведал местный краевед Евгений Хмелевской, вместе с которым мы и пытались разобраться, что в Веселянке осталось после графов. Часовня мне сразу бросилась в глаза: я не поверил, что ее построили для больницы. Удивили также массивный забор, возведенный вокруг больничного комплекса (зачем?), глубокий погреб-ледник и… крохотный старинный бассейн (!), тоже имеющийся на территории больничного комплекса. Если согласиться с предположением Валерия Стойчева и вспомнить, что писал о Канкриных епископ Гермоген, все станет на свои места:
массивный забор ограждал дом графа, к которому вела брусчатая дорога – единственная в селе, как уточнил Евгений Хмелевской; возле дома имелся продуктовый погреб-ледник, чуть поодаль – в саду, находились бассейн и домовая церковь Канкриных. Если еще раз вчитаться в написанное епископом Гермогеном, особо отметившим, что домовая церковь была возведена над могилой юной Елисаветы, можно сообразить, где похоронили семью графа Виктора Канкрина: в склепе, оборудованном под изящной церквушкой.
Впрочем, это лишь мое предположение.
Владимир ШАК
(Фото автора)
На снимке вверху: храм Богоявления Господня в селе Веселянка, февраль 2020
Вероятнее всего, это и есть дом графа Канкрина — с массивным забором вокруг него (холм за забором — погреб-ледник)
Домовая церковь графов Канкриных
Домовая церковь графов, под которой может находиться семейный склеп