История самого честного президента в мире

20.05.2014 в 23:10
История самого честного президента в мире

История самого честного президента в мире

Африканская страна Буркина-Фасо получила своё нынешнее название  в 1984 году, когда после нескольких государственных переворотов и череды деспотичных диктаторов к власти в 1983 г. пришёл "африканский Че Гевара" капитан Томас Санкара. "Буркина" переводится как "честные люди", слово "фасо" означает "родина".

Погрязшая в череде кровопролитных войн, в результате которых один узурпатор сменял у власти другого, бывшая французская Верхняя Вольта, обнищавшая и неграмотная, находящаяся под постоянной дискриминацией народных масс и тотальной коррупцией политических элит, за 4 года под руководством выдающегося революционера Томаса Санкары преобразилась до неузнаваемости.

Томаc Изидор Ноэль Санкара родился в 1949 году в небольшой деревушке Верхней Вольты. Большую часть детства он провел в Гауе, лесной зоне Буркина, между Кот-д’Ивуаром и Ганой. В 19 лет, обучаясь в военной школе в Бобо-Диуласо, он познакомился с марксистом-ленинцем, который работал там учителем истории. Немалую роль этот учитель сыграл в становлении у Санкары взглядов на жизнь, который стал убеждённым приверженцем коммунистических идей.

И хотя он был очень способным учеником и дослужился до звания капитана, его нельзя было назвать  военным в классическом понимании этого слова.  Санкара всегда говорил, что военный в первую очередь должен понимать смысл приказов, которые ему отдают. Затем понять, кому принесет пользу исполнение данного приказа.

"Когда в ваших руках оружие, которое несет разрушение и смерть, когда вы стоите по стойке "смирно" и ждете приказа,  не зная, в чью сторону сработает это оружие и этот приказ, вы становитесь потенциальным преступником", — говорил Томас.

Это был добрый человек,  чувствительный, простой и честный.  Он ясно понимал, что человек, как продукт общества, которое дало ему все то, что он имеет сегодня, в долгу перед этим обществом. Следовательно, интересы общества превыше всего.

Когда Санкара запретил устанавливать в своем кабинете кондиционер, сказав, что ему "стыдно перед людьми, которые не имеют такой роскоши"
 

Санкара считал очень важными социальный и нравственный вопросы, моральные ценности, на которых основывается политическая система.  Он служил личным примером для своего народа, жил также просто, как и остальные. Будучи главой государства, он мог бы найти множество способов обогащения. Однако жил на жалование армейского капитана, которое составляло $345 в месяц. Президентскую зарплату в $2000 перечислял в сиротский фонд.  Широко известен тот факт, когда Санкара запретил устанавливать в своем кабинете кондиционер, сказав, что ему "стыдно перед людьми, которые не имеют такой роскоши".

Как выяснилось после смерти Санкары, в его имуществе были лишь старый автомобиль "Пежо", купленный ещё до прихода к власти, холодильник со сломанным морозильником, три гитары и четыре велосипеда.

По его распоряжению были проданы все правительственные "Мерседесы". Вместо них были куплены самые дешевые в то время в стране машины — "Рено 5". Санкара урезал зарплаты чиновников, запретил им нанимать личных шоферов и летать первым классом. Высших чиновников обязали сменить западные костюмы на хлопковые туники, сшитые в Буркина. Однажды он уволил часть кабинета министров и отправил их трудиться на коллективные фермы, "где от них будет больше пользы". В сентябре 1981 года Санкара, будучи назначенным Государственным Секретарем по Информации в военном правительстве, приехал на первое заседание на велосипеде.

Вопрос освобождения женщин он  поставил остро. Благодаря революционным реформам, проведенным в Буркина, женщины наконец-то получили возможность иметь образование. Были запрещены варварский обычай обрезания женских гениталий, принудительные браки и многожёнство. Он стал первым африканским президентом, который допустил в правительство на высшие посты женщин.

Санкаре удалось восстановить индустриальное производство, которое находилось в упадке.

"Нужно отдавать себе отчет, что африканский рынок – это рынок для африканцев. Производить в Африке, перерабатывать в Африке и потреблять в Африке, вместо того, чтобы импортировать из Америки и Европы", — заявлял он.

"Революционеров можно убить, идеи — никогда". Томас Санкара
 

Благодаря проведенной вакцинации от инфекционных заболеваний, детская смертность в стране была снижена в 2 раза.

Высадив около 10 миллионов деревьев, люди смогли остановить расползание Сахары на юг.

При Санкаре значительный размах приняли программы по развитию здравоохранения и образования, которые стали бесплатными и общедоступными.

В 1986 году, спустя три года после прихода его к власти, Всемирный Банк констатирует, что в Буркина-Фасо полностью искоренена коррупция.

Но самое главное, что жители Буркина-Фасо, как все африканцы в массе сво­ей, довольно ленивые, просто застонали от сверхусилий и жертв, которые прези­дент требовал от них во имя революции. Зреющее недовольство против Санкары разделили даже его ближайшие сорат­ники. Спецслужбы доложили Томасу, что против него Компаоре готовит заговор.

12 октября 1987 года Санкара на пресс-конференции заявил: "Если Блез поднимет на меня руку, значит, мне не стоит жить, потому что я не хочу жить в мире, где нет дружбы и чести", и запретил полиции проверять информацию о подготовке путча. Выступая на митинге, приуроченном к 20-й годовщине убийства Эрнесто Че Гевары, произнёс легендарную фразу, ставшую впоследствии его эпитафией: "Революционеров можно убить, идеи — никогда".

И вскоре он действительно перестал жить, поскольку Компаоре совершил государственный переворот, в ходе кото­рого 15 октября 1987 года Томас Санкара был убит. Тела Санкары и двенадцати ближайших помощников, убитых в ходе государственного переворота, были зарыты в безымянной могиле, а жена и двое детей убитого президента бежали из страны. Ряд комитетов защиты революции продолжали оказывать вооружённое сопротивление армии на протяжении нескольких дней после убийства президента.

Страной стали править трое его бывших друзей, которых после случившегося уже язык не поворачивается назвать мушкете­рами. Президентом стал Блез Компаоре, одним из министром Зонго а шефом полиции - Жан-Батист Лингани. К слову сказать вскоре Лингани и Зонго были обвинены в подготовке переворота и расстреляны.

Новый президент Компаоре пер­вым делом на средства, предназначен­ные для благоустройства окраин сто­лицы, купил персональный "Боинг" и увеличил оклады чиновникам. Немного позднее Компаоре изменил конституцию увеличив возможность себе переизбираться до бесконечности.

А филосо­фию своего захвата власти выразил так:
"Я знаю, многие упрекают меня, вспо­миная человека, которого давно уже нет в живых. Но пусть посмотрят вокруг, пусть увидят яркие витрины магазинов и краси­вые автомобили. Могло ли быть у нас все то, будь он жив? Нет, нет и нет! Он предла­гал народу только тяжкий изнурительный труд, только тусклую жизнь в изоляции от всего мира, только презренную уравни­ловку и больше ничего. Я взял на себя всю ответственность за случившееся, и мне не в чем себя упрекать. Внуки нас рассудят".

 

обозреватель

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив