Как потребление витамина D влияет на зрение человека?
Продолжая тему влияния витамина D на состояние костей, а также на риск развития рака, специалисты Университета Буффало (University at Buffalo), США, изучили взаимосвязь между дефицитом указанного витамина и макулярной дегенерацией у женщин, генетически предрасположенных к дегенеративным заболеваниям зрения.
В статье, опубликованной в «JAMA Ophthalmology», ассистирующий профессор эпидемиологии и гигиены окружающей среды Школы общественного здравоохранения и медицинских профессий (School of Public Health and Health Professions) Эми Миллен (Amy Millen) и ее коллеги выявили повышение частоты развития макулярной дегенерации у женщин с дефицитом витамина D и соответственной генетической предрасположенностью в 6,7 раза по сравнению с женщинами с нормальным уровнем витамина D в плазме крови и без генотипа высокого риска.
«Большинство людей слышали о том, что морковь полезна для глаз. Тем не менее существуют и другие способы коррекции здоровья глаз, одно из них — адекватное потребление витамина D, — утверждает Э. Миллен, руководитель исследования. — Проделанная нами работа не может помочь определить причинно-следственные связи определенного явления, однако ее результаты свидетельствуют о возможности при помощи витамина D снизить риск изучаемого дегенеративного заболевания у женщин с предрасположенностью к нему».
Макулярная дегенерация характеризуется ухудшением состояния макулы — небольшой области центральной части сетчатки, где концентрируется наибольшее количество палочек и колбочек. Эта патология является основной причиной слепоты: согласно данным Американского фонда по изучению вопросов макулярной дегенерации (American Macular Degeneration Foundation), у около 10 млн американцев выявляют это заболевание (превышает суммарное количество лиц с катарактой и глаукомой). При макулярной дегенерации поражается центральное зрение, с помощью которого реализуются возможности навыков чтения и вождения.
В текущем исследовании специалисты проанализировали данные 1230 женщин в возрасте 54–74 лет, участниц Carotenoids in Age-related Eye Disease Study — CAREDS, вспомогательного проекта Women’s Health Initiative Observational Study. Ученые определяли степень достаточности витамина D по его биомаркеру 25-гидроксивитамину D, при помощи которого можно оценить, насколько полноценно человек получает витамин с едой, в виде добавок и с солнцем.
Макулярная дегенерация обусловливается генетическим риском. Одним из генетических вариантов, ассоциированных с ней, является Y402 с геном фактора комплемента H (Complement Factor H — CFH), кодирующим белок, который участвует в иммунном ответе организма на бактериальный и вирусный патоген.
Одной из важных характеристик ранних стадий указанного заболевания являются друзы — скопление липидных и белковых отложений в глазе. Организм воспринимает их как чужеродные и начинает атаковать, в том числе с помощью реакции комплементного каскада. Именно в этой реакции и участвует белок CFH.
Витамин D продемонстрировал протекторные свойства при макулярной дегенерации из-за его противовоспалительных и противоангиогенных (замедление роста сосудов — одного из признаков поздних стадий заболевания) эффектов.
Кожа человека способна синтезировать витамин D под действием ультрафиолетовых лучей. Некоторым людям для полного обеспечения необходимым количеством витамина достаточно 15–30 мин побыть на солнце, при этом имея 10% открытых участков кожи. Однако зимой, когда уровень инсоляции ниже, обеспечить необходимую насыщенность витамина D с помощью солнца тяжело. Для этого ученые рекомендуют проводить фортификацию еды витамином D и дополнительное потребление его в составе рыбы.
Водитель электроскутера, который насмерть сбил женщину в Николаеве, получил 3 года тюрьмы
В центре Николаева заросли чертополоха цветут пышным цветом: «Николаевские парки» бездействуют
В Одессе российский дрон влетел в квартиру на 11-м этаже (видео)
В Одесской области водитель BMW, находившийся в розыске, сбил пограничника во время попытки побега (видео)
В Одесской области мужчину придавило бетонной плитой в заброшенном здании (видео)
«Амур. Дубль два» - новая работа николаевской художницы на тему «побега из горисполкома» (фото, видео)
«Обличчя театру»: яркие театральные личности в работах Ярослава Турива (фото, видео)
Музыка от сердца и для души: Элина Образцова сыграла авторский концерт (фото, видео)
«Світло всередині нас»: Хореографический коллектив «Карамель» представил юбилейную программу (фото, видео)













