Фруктоза заставляет нас есть больше, чем нужно
Фруктоза заставляет нас есть больше, чем нужно
Два основных углевода, с которыми мы сталкиваемся, — это фруктоза и глюкоза. Глюкозу наш организм получает, расщепляя крахмал; фруктоза — продукт расщепления сахарозы, в состав которой она входит наравне с глюкозой. В последнее время потребление глюкозы неуклонно растёт ввиду её использования для производства кондитерских изделий.
Как известно, людям, склонным к избыточному весу, советуют есть поменьше сладкого. Однако, как полагают исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США), между сладкой фруктозой и сладкой глюкозой есть довольно ощутимые различия, хотя эти сахара не слишком разнятся по количеству калорий, которые приносят в организм. Различия становятся заметны, если проследить физиологический — а точнее, нейрофизиологический — эффект от обоих соединений. Учёные вводили людям глюкозу или фруктозу, одновременно наблюдая за активностью мозга с помощью МРТ. Оказалось, что фруктоза (но не глюкоза) стимулирует работу ряда зон, отвечающих за пищевое поведение и аппетит, включая некоторые участки гиппокампа и полосатого тела.
Соответственно, по личным ощущениям участников эксперимента, фруктоза не вызывала чувства насыщения. Стоит добавить, что в эксперименте участвовали молодые люди, не страдающие избыточным весом. То есть фруктоза заставляет мозг искать больше пищи, даже если организм уже сыт. Свои результаты исследователи опубликовали в издании Journal of the American Medical Association.
Это значит, что нужно чётко понимать, какие именно углеводы при угрозе ожирения желательно вычеркнуть из рациона, а какие можно оставить. Крахмал, состоящий из глюкозы, не будет заставлять нас есть больше нужного — в отличие от обычного сахара, в состав которого входит фруктоза. Причём проблема тут не только в том, что фруктоза принуждает нас к перееданию: сахар стимулирует выброс инсулина, повышенное содержание которого может привести к самым разным и самым неприятным последствиям — от нарушений жирового обмена в печени до полноценного диабета, ожирения и сопряжённых с ним сердечно-сосудистых болезней.