Четверть граждан России была бы рада отделению Чечни
Многие граждане России желают отделения Чечни от РФ и были бы рады этому. Некоторые полагают, что это уже произошло. По данным социологов, жители РФ уже не воспринимают Чечню как российскую территорию, поскольку там «действуют особые порядки».
Как показал опрос «Левада-центра», 24% жителей РФ «были бы рады» отделению Чечни от России, а на 27% такое событие «не произвело бы особого впечатления». Еще 13% опрошенных «готовы смириться» с выходом Чечни из состава РФ, хотя они и против этого. Почти четверть респондентов (23%) выступают против отделения Чечни от России, передает «Коммерсантъ».
Примечательно другое – 12% уверены, что отделение Чечни уже фактически состоялось. 10% граждан заявили, что выходу Чечни из состава РФ следует воспрепятствовать любыми средствами, включая военные.
«Стреляющие свадьбы, сообщения о том, что чеченские силовики работают на территории других регионов России, поведение выходцев из Чечни в крупных городах – все это вызывает у обывателей тревогу», – заявил газете заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Ксенофобские настроения только растут, и у людей возникает желание «отгородиться» от всего Северного Кавказа, отметил он. А Чечня и вовсе «воспринимается гражданами не как часть РФ», а «как мина замедленного действия».
«Люди видят, что это территория с особым типом управления, там поддерживается особый порядок, и у граждан складывается впечатление, что федеральные структуры не управляют тем, что там происходит», – считает социолог.
«В Чечне не действуют нормы российского права, там царь и бог – Рамзан Кадыров, вот граждане и воспринимают ее как нероссийскую территорию, – заявил профессор МГИМО Валерий Соловей. – В глазах россиян жители Северного Кавказа пользуются неоправданными привилегиями, не подчиняются российским законам, навязывают свои правила».
Отметим, что, по данным «Левада-центра», 28% граждан полагают, что средства, направляемые в республики Северного Кавказа, «по большей части разворовываются», еще 21% – что тратятся «менее эффективно», чем в других регионах. «Подозрения о том, что воруют, независимы от той картинки, которую транслируют федеральные телеканалы, – они все равно сильны, особенно если деньги большие и проекты большие», – отметил Гражданкин.