Рассказ о личности великого премьера вполне можно было бы составить из одних его цитат. Ну, например: «Реальность — это галлюцинация, вызванная недостатком алкоголя в крови».
Черчилль был потомком герцога Мальборо, того самого Мальбрука из песни, который по нетрезвости в поход собрался. Уинстон тоже по молодости служил кавалеристом, то есть настоящим гусаром, и привычки имел соответствующие: «Не могу жить без шампанского. После победы я его заслуживаю, а после поражения в нем нуждаюсь». В 25 лет Черчилль уже был членом английского парламента.
Он сменил множество государственных постов, был создателем танка, первым из крупных стратегов оценил значимость авиации, выдвинул идею трубопровода под Атлантическим океаном, изобрел навигационный прибор для летчиков, не говоря уже о том, что был одним из двух наших главных союзников в победе над Гитлером. Забавно, что сразу после революции Ленин называл его главным врагом советской власти, а в Москве 1920-х годов непременным атрибутом первомайских шествий было чучело Черчилля, по которому били молотом.
Тем не менее советский коньяк толстяк любил всегда, заказывая его в Союзе бочками.
Несмотря на эпикурейское пьянство и пристрастие к кубинским сигарам (его называли человеком с Кубой во рту), Черчилль не был жизнелюбом. У него бывали тяжелые приступы депрессии, которую он называл «черным псом».
Главным средством борьбы с «черным псом» был, как можно догадаться, алкоголь: «Должен заметить, что мои жизненные правила предписывают в качестве абсолютно священного ритуала курение сигар, а также употребление алкоголя до, после и во время всех трапез, равно как и в перерывах между ними».
Доподлинно известно, что премьер выпивал как минимум по бутылке виски и коньяку (именно «и», а не «или») в день. Несмотря на политические кризисы и депрессии, Черчилль всегда держался бодрячком и даже после второй отставки, выйдя на пенсию, режимов не соблюдал: «Я много пью, мало сплю и курю одну сигару за другой. Поэтому я на двести процентов в форме». На вопрос о секрете своего долголетия он отвечал: «Никакого спорта!» и «Никогда не стоял там, где можно сидеть, и никогда не сидел там, где можно лежать».
К 80-летию Черчилля Би-би-си создала специальную группу для съемок его будущих похорон, но бывший премьер пережил трех членов этой команды!
На примере Черчилля видно, что природа отдыхает и на детях алкогениев: сын Черчилля Рэндольф был алкоголиком и ненадолго пережил отца, средняя дочь Диана покончила с собой, а старшая Сара была запойной алкоголичкой. Сам же Черчилль говорил так: «Я взял от алкоголя больше, чем он забрал у меня».
1887—1893 Учится в закрытой школе, где слывет самым плохим учеником в классе, хотя знает наизусть Шекспира. На замечание директора «Мы имеем основания быть недовольными вами, Черчилль!» отвечает: «А я — вами, господин директор!» Из записок учителей следует, что еще в юности Уини стал покуривать и попивать. После школы поступает в военную школу Садхурст.
1900—1915 Избран в парламент от консерваторов. Служит министром торговли, потом — внутренних дел, потом — военно-морским министром. Постоянно прожигает пеплом костюмы, так что жена Клементина изобретает для него особый нагрудник. Черчилль имел привычку тратить на один обед среднюю зарплату служащего канцелярии, при этом оплачивая счета из казны. Как-то явился на прием пьяным и в ответ на обвинение одной дамы ответил: «У вас ноги кривые, а из меня алкоголь завтра выветрится».
1917—1935 Черчилль — министр военного снабжения в кабинете Ллойда Джорджа, потом военный министр, министр авиации и министр колоний. Любит дразнить советскую власть, заказывая себе в России знаменитый коньяк Шустова. Ежегодно Черчиллю отправляют 400 бутылок, в сопроводительных бумагах записанных как «бывший шустовский». Ночью после возлияний так храпит, что леди Черчилль отселяется в отдельную спальню. Как-то на приеме официант случайно облил лысину Черчилля шампанским. «Дорогой, ты действительно считаешь, что это самое радикальное средство от облысения?» — язвительно спросил Черчилль. В 1922-м вылетел из кабинета и следующие десять лет перебивался незначительными для его статуса министерскими должностями.
1939—1945 Вторая мировая война — пик карьеры и славы Черчилля, время, когда из героя карикатур, комического толстяка с сигарой в зубах, он становится национальным героем. В 1939-м Черчилль назначен наконец военно-морским министром в правительстве Чемберлена, а после отставки Чемберлена — премьер-министром коалиционного правительства, каковым и оставался почти до самого конца войны. Естественно, шесть лет гигантской ответственности и стрессов стали и пиком алкоголизма премьера. Когда японцы разбомбили Перл-Харбор, Черчилль напился до бесчувствия — от радости, что США придется вступить в войну. Во время войны, несмотря на трудности с зерном, премьер велел продолжать производство виски в Шотландии, и сразу после войны скотч стал одной из основных статей экспорта Великобритании. После победы лейбористов на выборах вышел в отставку и сидел у себя в поместье, где пил и занимался живописью.
Собутыльники
Джон Ф. Кеннеди
В конце 50-х Черчилль последний раз посетил Штаты. На яхте у высокопоставленных друзей, устроивших прием в его честь, к нему подошел знакомиться будущий президент США Джон Кеннеди. Черчилль принял его за стюарда и отправил за бутылкой шампанского.
Иосиф Сталин
После того как в Ялте Сталин предложил Черчиллю рюмку коньяку «Двин», премьер ежедневно выпивал по бутылке армянского нектара. Однажды Черчилль обнаружил, что «Двин» утратил былой вкус, и высказал недовольство Сталину. Оказалось, что мастер Маргар Седракян, который занимался купажом «Двина», сослан в Сибирь. Мастера восстановили и дали Героя Соцтруда, а Черчилль стал снова получать «Двин» с правильным вкусом.