Колокольня, Варваринская церковь Свято-Успенской Почаевской лавры

04.04.2007 в 21:05

23 июня 1861 года архиепископ Антоний, отслужив литургию в Пещерной церкви, вышел с крестным ходом на лаврский двор и после водосвятия и других молитв положил первый камень в основание новой лаврской колокольни. Строительство ее продолжалось восемь лет и было завершено лишь в 1869 году уже при архиепископе Агафангеле.

На том месте, где сейчас высится эта колокольня, некогда стояла "убогая звонница", по выражению А.II.Муравьева, построенная еще при униатах в 1771 году. Ныне ее можно увидеть лишь на акварели Тараса Шевченко "Почаевская Лавра с юга" (1846 г.). Колокольня была возведена под надзором и руководством Волынского епархиального архитектора Раструханова. Архитектор специально спроектировал ее так, чтобы она гармонировала с главным Успенским собором, и всякий, кто хоть раз видел панораму Лавры, должен признать, что это ему вполне удалось. Колокольня состоит из четырех этажей, первый из которых имеет форму креста, остальные же - четырехугольную форму. По углам они украшены каменными столбами - в тон Успенскому собору. Верхняя глава и крест позолочены под огонь. Над входными дверьми колокольни изображена икона Божией Матери - Почаевская, как бы осеняющая лаврский двор и весь громадный простор, открывающийся с юга; с северной стороны такое же изображение преподобного Иова.

Колокола расположены здесь на третьем ярусе. Самый большой из них. весом 719 пудов 14 фунтов (около 11,5 тонны), отлит в 1886 году в Москве мастером Акимом Воробьевым. На нем имеются изображения четырех евангелистов и поясок с надписью: "Благовестите день от дне спасения Бога нашего", а также трех Почаевских святынь: Явления Матери Божией, Чудотворной иконы и преподобного Иова. Всего на колокольне находится тринадцать колоколов. С высоты колокольни во все стороны света открываются просторы, как будто осененные благословением горы Почаевской.

При преосвященном Агафангеле (Соловьеве), архиепископе Волынском и Житомирском (1866 - 1876), кроме колокольни, были построены также народная гостиница, свечной завод, устроена великолепная галерея перед Успенским собором, а также отреставрирован и почти полностью восстановлен изнутри сам собор, пострадавший от страшного пожара 10 сентября 1869 года. Как говорит "Сказание о Почаевской Лавре", пять лет владыка "непрерывно был занят тем, чтобы возвратить Соборной Лаврской церкви утраченную от пожара внутреннюю красоту, благолепие, дабы при взгляде на храм терялось, так сказать, самое воспоминание о постигшем его бедствии". И от этого воспоминания, действительно, не осталось и следа.


С именем преосвященного Димитрия (Муратова), архиепископа Волынского и Житомирского (1876 - 1882), помимо забот по внешнему благоустройству Лавры (возведение новой гостиницы, сооружение богатого серебряного престола в Успенском соборе мастером С.Ф.Верховцевым, устройство великолепного киота над Цельбоносной Стопой, обновление лаврской галереи и церкви преподобного Иова и др.), связано также введение нового праздника на горе Почаевской - дня поминовения святых угодников Волынских. Архиепископ Димитрий объявил об этом празднике после торжественного Богослужения, посвященного полувековому юбилею присоединения Лавры к Православию.


При архиепископе Димитрии, а также при его преемнике Тихоне (Покровском), архиепископе Волынском и Житомирском (1882-1885), с благословения их в лаврской типографии было издано несколько книг, посвященных истории и описанию святынь Почаевской Лавры. Среди них труды А.Ф.Хойнацкого "Путеводитель по горе Почаевской", "Повесть историческая о святой чудотворной иконе Божией Матери Почаевской", "Святая Цельбоносная Стопа Божией Матери в Почаевской Лавре", затем "Пчела Почаевская", "Изборник назидательных поучений и статей, составленных и списанных преподобным Иовом, Игуменом Лавры Почаевской", проф. Н. И. Петрова, "Служба и акафисты в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской и преподобному Иову" и др.


Эти святые - Киевские и Волынские - изображены на стенах Пещерной церкви преподобного Иова главным иконописцем Лавры, иеромонахом Паисием во времена уже преосвященного Палладия (Ганкевича), архиепископа Волынского и Житомирского (1885 - 1889). Владыка Палладий был одним из самых ревностных и рачительных устроителей Лавры. При нем было реорганизовано все лаврское хозяйство на более рациональных началах, установлены колокола на колокольне, устроена трапезная церковь. Освященная преосвященным Палладием во имя великомученицы Варвары и великой княгини Российской Ольги 11 сентября 1888 года, она и по сей день служит светлой просторной трапезной зля монастырской братии.


Церковь расположена на западной стороне Братского корпуса и Успенского собора, как бы вырастая из них. Ее резной иконостас сделан из сени, бывшей некогда над Стопою Божией Матери, но с восполнением некоторых частей. Царские врата и арабески вырезаны по рисунку Царских врат и. арабесок Успенского собора, иконы для иконостаса исполнены на больших листах красной меди в лаврской мастерской под руководством того же иеромонаха Паисия. Над входной дверью - громадное изображение "Чудесного насыщения Господом Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек"; на стенах - изображения многих святых.

Помимо многих хозяйственных дел архиепископ Палладий стремился сделать Почаевскую Лавру настоящим просветительским центром для посещающих ее богомольцев. Он назначил двух специальных проповедников-катехизаторов, которые должны были постоянно проповедовать - не только в воскресные и праздничные дни, но и всегда, когда в лаврских храмах собиралось достаточное количество молящихся. Он следил за тем, чтобы братия служила образцом христианской жизни для всех посещающих Лавру, преобразовал существовавшее при Лавре с 1869 года научно-ремесленное училище в двухклассную церковноприходскую школу, значительно пополнил монастырскую библиотеку, жертвуя для нее собственные книги. Наконец, по его инициативе Лавра сумела организовать выпуск еженедельного журнала, издаваемого на ее собственные средства, под названием "Почаевский листок".

"Почаевский листок" стал издаваться с 1887 года с целью религиозно-нравственного назидания простого народа. Содержание его составляло объяснение воскресных и праздничных чтений из Евангелия и Апостола в форме бесед, слов или поучений, объяснение Десяти Заповедей, Символа Веры, общеупотребительных молитв, значения обрядов, смысла Таинств, назначения духовной жизни, т. е. самых основных вещей, из которых слагается Православная вера. В журнале печатались исторические сказания о местных Волынских святых, о местных чудотворных "конах, о самой Почаевской Лавре; здесь помещались беседы и о местных суевериях и обычаях, чуждых Православной Церкви, давались выписки из "Житий святых" и "Святоотеческих творений", сообщались сведения из истории Церкви и т. п.


Владыке Палладию, уже не в сане правящего архиерея и священноархимандрита Почаевской Лавры, а в качестве простого епископа на покое, суждено было провести последние годы своей жизни в той же Лавре и окончить здесь свои дни. Здесь же он и похоронен (единственный случай погребения православного архиерея в стенах этой обители), и всякий посещающий Успенский собор может найти слева, у западной стены, его усыпальницу по следующей надписи: "Здесь покоится прах архиеп. Палладия. Родился 17 августа 1823 года, скончался 13 января 1893 года", а рядом: "Братие мои возлюбленные, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте и братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь".

Следующим священноархимандритом Лавры стал преосвященный Модест (Стрельбицкий), архиепископ Волынский и Житомирский (1889 - 1902). Он обращал особое внимание на духовную жизнь Лавры, настаивая прежде всего на твердом исполнении монахами ежедневного келейного правила. "Без келейного правила, - писал владыка, - монах впадает в расслабление и забвение монашеских обетов... Для устранения этого необходимо, чтобы избранные духовники Лавры, опытные в духовной жизни, чаще беседовали с братией о движениях помыслов ума и о сердечных пожеланиях и научили бы их различать доброе от злого и подавали бы советы, как избегать искушений... Иеродиаконы и иеромонахи должны возможно чаще исповедоваться у духовников, хотя бы ежемесячно, и всегда, когда зазрит совесть или имеет на кого гнев, или подвергается искушению от врага. Исповедь облегчает душевное бремя и исправляет волю".


Заботясь об исправлении внутренней жизни иноков, преосвященный Модест обращал внимание и на проявления внешнего благочестия, ибо они служат естественным выражением внутреннего. Он заказал на Афоне копию чудотворной иконы, именуемой "Герондисса", ибо Почаевская Лавра, как и Афон, находится под особым покровом Пресвятой Богородицы, и по прибытии этой иконы в Житомир торжественно перенес ее в Лавру. На всем пути из Житомира в Почаев духовенство в полном облачении с хоругвями и крестами, светильниками и кадильницами, с пением акафистов выходило встречать ее. После литургии в праздник Вознесения Господня (30 мая 1891 года) владыка Модест произнес проповедь по случаю праздника и о сретении святой иконы Богоматери, о ее покровительстве Почаевской обители и всей Волыни. "Святая икона Богоматери, - сказал он, - присланная на благословение нашей Почаевской обители, называется Герондиссою или Игуменией. Особенно любя иночествующих и помышляя об их спасении, Богоматерь явлением в одной Афонской обители благоволила объявить Себя Игуменией или Настоятельницей этой обители, видимым знаком чего сделалась Ее чудотворная икона, копия которой дана нам в благоговение. Известно нам, как Божия Матерь Своими явлениями и чудесами прославляла и прославляет место Почаевской горы. В самых тяжких бедствиях обители и Волынской земли Пресвятая Дева вместе со своим угодником, преподобным Иовом, являла Свое чудесное покровительство Святой Почаевской обители и Волыни. Ныне Она к нам пришла в лице Своей Афонской иконы с новым благословением, показывал этим, что Она Сама хочет быть Владычицей и Управительницей той святой обители, в которой Она благодатно пребывает".


"Герондисса" была поставлена затем в алтаре Успенского собора, и перед нею зажгли неугасимую лампаду. Она находится там и по сей день, и перед служением иноки всякий раз прикладываются к ней.


Между тем религиозно-просветительская деятельность Почаевской Лавры расширялась. В 1890 году при монастыре была открыта церковно-учительская школа, затем она была переведена в Житомир, но и там содержалась на средства Лавры. В 1893 году два двухгодичных класса Почаевской церковноприходской школы были разделены на четыре одногодичных. Ученики, окончившие эту школу, могли затем быть переведены в церковно-учительскую школу в Житомир.


Лавра, желая участвовать в сохранении памятников религиозной старины, в 1893 году открыла у себя местное древлехранилище. В том же году ее иконописная мастерская приняла участие в Петербургской выставке и получила почетный диплом. При архиепископе Модесте был выстроен каменный трехэтажный дом, новое здание для типографии, иконописной мнстерскон. церковноприходской школы и древлехранилища. Па мирской пасеке он выстроил дом с обстановкой, отвечающей требованиям монашеской жизни, и церковь во имя Всех Святых. В этом доме с 1894 года была размещена киновия Лавры, где жили престарелые и немощные из лаврской братии, имевшие возможность провести сном последние годы в полном покое и созерцании. В летнее время сам преосвященный Модест предпочитал жить на этой пасеке. Кроме того, одной из обязанностей Лавры, как считал архипастырь, было служение богомольцам, приходившим сюда издалека, не имевшим ни крова, ни зачастую и пищи, ведь всяческое попечение о них вменяется в подвиг по словам самого Христа: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня" (Мф. 25, 35). При архиепископе Модесте действовали странноприимный дом и народная гостиница, бывали бесплатные обеды и угощения и т. п.


Расцвела при нем и Почаевская типография. Ежегодно в ней печаталось огромное количество богослужебных и назидательных книг, расходившихся в то время по всей России.

Время его архиерейства на Волыни в 1892 году было отмечено еще одним юбилейным торжеством - девятисотлетием крещения Волыни и учреждением на ней епископской кафедры. Празднество это открылось торжественным перенесением чудотворной иконы Божией Матери из Почаева во Владимир-Волынский. Процессия, которая возглавлялась почаевскими иеромонахами, двигалась восемь дней. Каждый храм, мимо которого они проходили, встречал и провожал их крестным ходом, при каждой остановке иеромонахи служили молебны, откликаясь на любые просьбы священников и рядовых верующих. Все население города, и стар и млад, вышло встречать Чудотворную икону в день ее прибытия во Владимир 10 мая. Из города вышла другая процессия, возглавляемая 120 священниками в светлых ризах. По словам "Почаевского листка", "народ следовал за процессией безмолвно, сознавая важность наступающей минуты. Прошли версты три; вот вдали показалась черная двигающаяся масса. Все осенили себя крестным знамением - то была процессия с Чудотворной иконой. Обе процессии шли навстречу друг другу VI с каждой минутой приближались одна к другой. Наконец приблизилась Чудотворная икона; народ благоговейно опустился на колени. Наступила торжественная минута... С Чудотворной иконой пришло несколько тысяч человек, процессия вытянулась длинной вереницей, конца ей не было видно..." В этой процессии, по свидетельству очевидца, были не только православные, но и католики, прибывшие из-за границы галичане-униаты и даже протестанты.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив