«Дело Шевчука»: правоохранители заявили, что приказа разогнать «евромайдан» им никто не давал
Как уже сообщали «Новости-N», в пятницу, 29 января в Центральном районном суде Николаева состоялось очередное заседание по делу Олега Шевчука — бывшего начальника городского управления милиции, которого обвиняют в разгоне «евромайдана» в ночь с 22 на 23 ноября 2013 года на центральной площади города.
В этот раз допрашивали правоохранителей, которые тогда несли службу в разных подразделениях органов внутренних дел города и области, но в тот вечер были задействованы в охране общественного порядка на центральной площади Николаева, где собрались на митинг сторонники евроинтеграции.
Перед правоохранителями, помимо охраны порядка, стояла и другая задача — обеспечить доступ работников коммунальных служб к палаткам, которые установили на площади митингующие. Палатки необходимо было демонтировать, поскольку разрешения на их установку городская власть не давала.
Инструктаж перед собравшимися на площади правоохранителями провел начальник отдела общественной безопасности Олег Сычев. После этого они выстроились в цепь, взявшись за руки, а митингующие пошли на них «стенкой» и попытались прорвать эту цепь, чтобы не позволить коммунальщикам убрать свои палатки.
Милиционеры находились на площади без специальных средств — наручников, резиновых дубинок, газовых баллончиков. Им было дано указание оставить все свои спецсредства в машинах и выйти на площадь только в форменной одежде.
Лишь один из стражей порядка рассказал, что снять с себя спецсредства ему никто не говорил, и во время несения службы на площади весь этот «боевой набор» находился при нем. Но ни он, ни другие сотрудники милиции никаких спецсредств не применяли.
Все свидетели утверждали, что никаких приказов или команд разогнать митингующих, не допустить проведения митинга, а также разобрать или повредить палатки они не получали. Кроме того, они заявили, что никаких телесных повреждений никому из митингующих они не причиняли.
Из милиционеров тоже физически никто не пострадал, но то, как вели себя участники зарождавшегося на тот момент николаевского «евромайдана» по отношению к сотрудникам милиции, потребовало от последних немалых нервов и выдержки, чтобы все это вынести.
Например, Сергей Нику, который работал тогда старшим участковым Ленинского райотдела милиции, рассказал, что парням, которые стояли в цепи, выполняя свои функциональные обязанности, митингующие рвали форму и срывали с них погоны и шапки.
- Я лично видел, как... я точно не скажу, кто именно это сделал, но брызгали из баллончиков. То есть, у нас ничего не было такого, но у «митинговальников» оно оказалось, - говорил в суде полицейский. - Где-то через два или три человека от меня (в цепи — авт.) с сотрудника сорвали головной убор, потоптались и надели ему обратно на голову.
Адвокат обвиняемого Владимир Тимошин задал свидетелю житейский вопрос: как бы он поступил, если бы оказался на площади не как сотрудник правоохранительный органов, а как обычный человек, и участники акции повели бы себя с ним так, как вели себя два года назад?
- Ответил бы, физически, - признался свидетель. - Но я находился на службе, в форменной одежде, поэтому терпел.
Допрашиваемый согласился с тем, что в соответствии с Законом Украины «О милиции» находившиеся на площади правоохранители имели право применить более жесткие меры к митингующим, которые им противодействовали и не давали выполнять свои функциональные обязанности. Но, во-первых, спецсредств у них при себе не было, да и приказа на подобные действия от начальства не поступало.