Шестиклассница покончила с собой из-за плохих оценок?
Шестиклассница покончила с собой из-за плохих оценок?
У Лизы вся жизнь была впереди, а она наложила на себя руки. Ужасная трагедия, которая произошла в минувший четверг, шокировала Мариуполь, особенно тех, кто хорошо знал девочку, – родителей, друзей, учителей и учащихся лицея-школы №14.
В голове не укладывается: как могла 12-летняя школьница из благополучной семьи, увлекающаяся спортом и компьютерными технологиями, покончить с собой? «Лиза, зачем ты это сделала? Что было не так?», «Почему ты себя убила?» – вот что пишут на стене в социальной сети «ВКонтакте» ее друзья и знакомые, с горечью осознающие, что адресат никогда не прочтет их вопросы и не сможет на них ответить...
Со слов родителей, трагедия произошла около семи часов утра в минувший четверг в комнате ребенка. Вместо того чтобы пойти в школу, девочка привязала к комоду ремень от формы и повесилась... Бездыханное тело ребенка обнаружила мать, врач по профессии. Женщина пыталась вернуть Лизу к жизни, но было слишком поздно: спасти свою кровинку не удалось.
В предсмертной записке Лиза просила никого не винить в ее смерти и объяснила свой добровольный уход из жизни тем, что не может исправить плохие оценки в школе. Отец Лизы немедленно сообщил о произошедшем в полицию. В экстренном порядке на место происшествия прибыла следственно-оперативная группа.
В полиции пояснили, что в данной трагедии нет криминала, к администрации и педагогическому составу лицея-школы претензий нет. Как отметил Валерий Шаповалов, который руководит направлением работы с несовершеннолетними, девочка проживала в благополучной семье, которая в поле зрения правоохранителей не попадала. Полицейские помогают родителям справиться с горем и подробно изучают обстоятельства происшествия.
Ничто не предвещало беды
В учебном заведении Лизу характеризуют как бесконфликтную, уравновешенную, спокойную и очень ответственную ученицу.
«Шестиклассница Лиза была вполне нормальным, обычным ребенком, по успеваемости – скорее хорошистка, прилежная и старательная. Она участвовала в школьных конкурсах и олимпиаде, – отмечает директор лицея-школы №14 Вячеслав Чернавский. – Последний раз мы ее видели в минувшую среду. Девочка находилась в добром расположении духа. В тот день она подошла к учительнице математики и изъявила желание подготовить реферат, педагог ответила – конечно делай. Восьмиклассник, с которым Лиза ходила на занятия по легкой атлетике, накануне рокового дня также ничего подозрительного в ее поведении не заметил».
Узнав о трагедии, директор приехал побеседовать с родителями Лизы, спросил, что могло послужить причиной самоубийства. Мать и отец ответили, что не знают, что явилось пусковым механизмом, спровоцировавшим суицид. «Родители сказали, что претензий к нашему учебному заведению не имеют, – сообщил директор. – Конфликтов ни с учителями, ни со школьниками у Лизы не было. Девочка по своей натуре была скорее молчаливой, особой активностью не отличалась. У Лизы бывали разные отметки: иногда ей ставили 10-11 баллов, а бывало – ниже шести, однажды ей поставили двойку за невыученный урок. Но у школьников есть возможность исправить оценку, и Лиза сказала, что обязательно воспользуется ею. Насколько мне известно, мать с отцом хотели, чтобы их дочь хорошо училась, и держали этот вопрос на контроле, посещали родительские собрания, интересовались успеваемостью Лизы. Возможно, родители требовали от нее высоких оценок? Боялась ли девочка гнева отца и матери – мы не знаем». Появившуюся в Интернете информацию о том, что якобы за день до самоубийства Лизе поставили двойку за невыученную басню, опровергла заместитель директора по учебной работе лицея-школы №14 Татьяна Кузьминова. По ее словам, низкий балл шестиклассница получила задолго до дня трагедии – еще в начале учебного года. А классный руководитель Ольга Цыбуцынина, равно как и школьный психолог, заверила, что признаков депрессии или серьезных психологических проблем у девочки не замечала. Так, в свой день рождения, 27 ноября (за неделю до трагедии. – Авт.), Лиза пришла в школу веселая и нарядная, казалось, она была счастлива. На вопрос, не ставили ли школьнице в течение нескольких последний дней оценки, которые могли ее расстроить, классный руководитель ответила, что еще не просматривала журнал.
То, что укрылось от внимания учителей, можно прочесть на странице Лизы «ВКонтакте». Около месяца назад девочка сделала перепост текста, в котором сказано: «Линейка в начале года – черный день, учебный год – хождение по мукам, дневник – книга жалоб и предложений, ответ у доски – прямой репортаж с петлей на шее…» Не стала ли последняя фраза фатальной? Читая подобные высказывания, волей-неволей проскальзывает мысль о том, что учеба для Лизы была фактором стресса. По всей видимости, девочка боялась не оправдать чьих-то ожиданий...
Какие выводы сделаны из ситуации?
В управлении образования отмечают, что профилактическая работа по предупреждению подобных инцидентов носит системный характер. «Администрация учебного учреждения организовала совещание с учителями, с привлечением специалистов центра практической психологии и социальной работы, будет проведен цикл практических занятий для детей 5 – 8 классов. Его цель – формирование навыков преодоления трудностей и умения справляться со своими переживаниями и страхами», – отмечает Елена Мищенко, заместитель начальника управления образования.
К слову, вчера в лицее-школе №14 был объявлен траур. Классный час посвятили теме сохранения жизни.
Детская психика – хрупкий сосуд
По словам Лилии Липки, руководителя единой психологической службы на базе Мариупольского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Мариупольского горсовета, настороженность взрослых должны вызывать такие факторы, как резкие перепады настроения у ребенка, утрата интереса к любимым занятиям и своему внешнему виду, снижение активности, уединение, неадекватная реакция на слова взрослых, беспричинные слезы, медленная, маловыразительная речь, внезапное снижение успеваемости, рассеянность. Наличие психологических проблем выдают фразы наподобие: «Всем было бы лучше без меня», «Вы меня не понимаете», «Все безнадежно и бессмысленно» и др. В таком случае взрослым следует поинтересоваться, что произошло и какие чувства испытывает ребенок.