Выброс красного шлама на НГЗ заставил Гвинею заблокировать экспорт глинозема "Русала"
На днях правительство Гвинейской Республики, своим решением заблокировало экспорт глинозема российской компании «Русал» из порта в Конкари, главном экономическом центре страны. Это могло стать следствием ситуации с недавним выбросом отходов на Николаевском глиноземном заводе. Возможно, после недавнего «красного шторма» власти тропической республики решили не дожидаться повторения украинского сценария в гвинейском варианте, сообщает Московский комсомолец.
Позиция гвинейских властей формулировалась жестко: экспорт глинозема из порта отныне запрещен. Это заявление могло стать реакцией на выбросы, которые могут превратить в безжизненную пустыню все прилегающие к заводу территории.
Действительно, красный шлам, который образуется при очистке боксита, основного сырья для производства алюминия, содержит щелочь, а потому опасен для всего живого. Утечка шлама грозит масштабной экологической катастрофой. К примеру, в результате аварии на Николаевском глиноземном заводе, которая случилась 11 февраля 2011 года, территория вокруг нескольких поселков покрылись слоем красной ядовитой пыли, а зона общего поражения охватила весь прилегающий район. Ликвидация последствий этого инцидента, по мнению экспертов, может занять долгие годы. После выброса шлама на Николаевском глиноземном комбинате «произошло резкое ухудшение санитарно-гигиенических норм, – считает директор Южного филиала института экологии Национального экологического центра Украины Олег Деркач. – Вокруг находятся базы отдыха, Днепровско-Бугский лиман, который всегда отличался рыбопродуктивностью».
По заключению экспертов, основной причиной распыления шлама стали технические недочеты при проектировании и строительстве шламохранилищ. Европейских экологов такая формулировка не устраивает. Технологи «Русала» имели достаточно времени, чтобы учесть ошибки своих венгерских коллег, по вине которых 4 октября 2010 года разрушилась плотина резервуара с красным шламом, что привело к выбросу 1,1 млн. кубометров токсичных отходов. Последствия этой аварии не устранены до сих пор. Причем главные потери относятся к разряду невосполнимых: от химических ожогов шламом погибли 10 человек, и 120 серьезно пострадали.
Прорыв красного шлама в Николаеве, к счастью, обошелся без жертв. Но поводом для самоуспокоенности этот факт стать не может. Слишком уж велика разница в подходах к проблеме безопасности у европейских и российских производителей. Руководство венгерской компании «Ajkai Timfoldgyar Zrt» не скрывало масштаб трагедии и даже не пыталось снять с себя вину. Как сообщали РИА «Новости», в алюминиевой компании, напротив, заявили, что авария на заводе в Николаеве «не представляет угрозы для экологической обстановки в городе». А потому кардинальной модернизации систем безопасности на заводах в ближайшее время, вероятно, не будет. Неизвестно и о планах компании по введению независимого экологического мониторинга. Правда, жители городов, по воле случая приютивших предприятия «Русала», могут сами позаботиться о безопасности своих жилищ, напрямую обратившись к своим властям. Как показывает опыт Гвинеи, иногда вмешательство государства бывает весьма эффективным.