Одесских моряков не берут в рейс из-за пьянства и характера
Купленные дипломы о морском образовании, незнание английского языка и конфликтный характер стали причиной снижения спроса на услуги одесских моряков у иностранных судовладельцев и операторов. «У наших ребят стало гораздо меньше шансов уйти в рейс. Прежде всего это касается тех, кто приобрел «корочки» матроса или моториста. Их берут на работу, а через время выясняется, что они ничего не умеют делать! Таких списывают в ближайшем порту», — поясняет сотрудник транспортных профсоюзов, крюинговый консультант Сергей Семенов.
ДИПЛОМ ЗА ДЕНЬГИ. По словам менеджера крупной одесской крюинговой компании Виталия Мухаметзянова, из десяти дипломов младшего плавсостава половина липовые. «Корочку» об окончании моручилища с настоящими печатями можно купить за $700—800. С таким дипломом и без стажа уходят в рейс, заплатив взятку крюинговой компании. Поэтому крупные крюинги, как правило, не занимаются набором матросов и мотористов. Таким «липовым морякам» один путь — к мелким судовладельцам с одним-двумя пароходами на зарплату в $500—600», — утверждает он, добавляя, что такие судовладельцы идут на огромный риск, — суда под управлением непрофессионалов часто садятся на мель и тонут в море.
БЬЮТ КАПИТАНА. «А еще наши моряки — большие любители «качать права». Мол, почему матросу-филиппинцу платят больше? Причем наши гонористые ребята любой конфликт часто пытаются решить силой. Например, наш матрос может заявить, что пойдет «бить морду» капитану. А это очень сказывается на репутации всех наших моряков», — рассказывает Сергей Семенов. Кроме того, по его словам, одесситы любят «посплетничать» в интернете о своей службе. «Одного из крупных греческих судовладельцев долго ругали на одном из специализированных морских интернет-сайтов. Его терпение лопнуло, и он мне заявил, что больше никогда не возьмет ни одного нашего моряка. Мол, я вам даю работу, а вы меня еще и «парафините», — поведал специалист.
ЛЮБИТЕЛИ ВЫПИТЬ. Недовольны иностранцы и тем, что наши земляки не против заложить за воротник. «Недавно мне пожаловался один механик, мол, его незаслуженно обвинили в пьянстве и списали с рейса. А когда начали разбираться, оказалось, что он без двух бутылок пива с утра на развод не выходил!» — пожимает плечами директор одесского крюинга «IUF logist company» Анатолий Томак. Однако, утверждают руководители крюингов, моряки с опытом и знанием английского по-прежнему пользуются спросом. «Специалист на берегу не останется», — говорит руководитель компании «Лоу-ленд» Юрий Малишевский.
Между тем, по словам матроса 1 класса, бывшего узника пиратов на «Фаине» Алексея Кочерги, наши моряки — самые трудолюбивые. «Я много раз принимал суда после китайцев и филиппинцев. Пароходы были в плачевном состоянии! А наши просто «вылизывают» их! Азиатские матросы относятся к судам хуже сомалийских пиратов. Поэтому наши моряки, несмотря на проблемы с английским, всегда будут цениться», — уверен матрос.