Депутаты и ученые из Николаева и Одессы предложили создать Инновационный банк, а при вузах – инновационные центры

16.05.2010 в 20:42

Проблемы развития науки в Украине, разработки и внедрения инновационных технологий обсудили в ходе «круглого стола», посвященного Дню науки в Украине (15 мая), который состоялся в Центральной библиотеке им. Кропивницкого.

Участники мероприятия — ученые, депутаты и общественные деятели из Николаева и Одессы — пришли к выводу, что есть масса талантливых специалистов, масса отличных идей, но они не внедряются. Нет поддержки со стороны государства и бизнеса. И если при Советском Союзе ученых поддерживало государство, то в настоящее время новые разработки делаются «для архива», потому что в них мало кто заинтересован.

Одной из главных проблем современной науки академик УАН Вадим Черный назвал отсутствие взаимосвязи ее с реальной жизнью. Инвесторы хотят слишком быстрой отдачи: «Сегодня рубль вложили, а завтра хотим получить три рубля. Как это будет делаться, никого не интересует, - считает ученый. - Хотя в науке должен учитываться и временной фактор, ведь необходимо провести исследования. Но те, кто решают эти вопросы, не склонны ждать. Поэтому на сегодняшний день в основном мы пользуемся теми открытиями, которые были сделаны во времена Советского Союза. Многое уничтожается, многое уходит за рубеж, а многое со временем теряет актуальность».

Если же «богатый дядя» и изъявляет готовность вложить свои деньги в благое дело, то хочет иметь гарантии. Но ни один банк, из имеющихся в Украине, никаких гарантий на научные разработки, естественно, не выдает.

Вадим Черный считает, что необходимо создать т.н. Банк инноваций — тот же банк, только с интеллектуальной собственностью. Разработчик (ученый, изобретатель) сдает свою работу в Банк инноваций, и пока его изобретение эксплуатируется, он получает дивиденды. Разработчик выступает как бы вкладчиком, а банк — посредником между ним и тем, кто его изобретение использует...

Доцент кафедры философии НГУ им. Сухомлинского Игорь Шпачинский сказал, что сейчас, возможно, не хватает учителей, которые могли бы «зажигать» будущих ученых на свершение каких-то открытий, создание новых изобретений («нет ничего более увлекательного, чем следить за полетом мысли великого человека. Если есть такой учитель, вокруг него всегда будут группироваться»). А сами студенты не идут в науку, поскольку сейчас им это неинтересно (не видят перспектив). Позже эту мысль подтвердила студентка НУК им. Адмирала Макарова Дарья Одногор — молодому человеку проще пойти в гуманитарную сферу, где меньше трудовложений и больше шансов получить работу.

Депутат Николаевского городского совета Евгения Бондаренко сказала, что 50% людей, закончивших вуз, не работают по специальности, и связано это не с тем, что они купили дипломы, а с тем, что им просто негде работать. «В середине 90-х мы наблюдали так называемый «интеллектуальный провал», когда талантливая молодежь выбирала престижные специальности – экономиста, юриста, финансиста..., а на технические специальности шли те, кто не добрал баллов на гуманитарные. В результате мы и технической элиты не получили, и те молодые люди, которые отказались от науки, стали жертвами перенасыщения рынка труда. Потому что никому не нужно было такое количество экономистов, юристов и прочих. Сейчас наша задача – возродить научную и техническую элиту, а для этого нужно создавать нашим ученым рабочие места и условия для работы», - говорила Евгения.

Директор учреждённого недавно в Николаеве Инновационного центра «И5» Андрей Гончаров считает, что ректоров наших вузов по сути вынуждают становиться «продавцами дипломов» (и сравнил: «Представьте себе, что продавца в ларьке ставят ректором университета»). Они вынуждены тянуть контрактников, которые платят деньги, а учиться не хотят. Чтобы приобщать молодежь непосредственно к научной деятельности, он предложил создавать при вузах инновационные центры, в которых студенты могли бы заниматься разработками, а возможно – и внедрять их в производство.

Депутат Одесского горсовета Олег Фоломеев сказал, что часто готовую разработку проблематично внедрить не потому, что она невостребована, а потому, что в крупных корпорациях есть отделы, которые занимаются похожими исследованиями. Таким образом, проблема не только в финансировании выпуска изобретения, но и в конкуренции с другими фирмами, которые занимаются аналогичными разработками.

По мнению депутата, нужно думать не только о том, ЧТО для ученых может сделать государство, но и том, что мы сами можем сделать в рамках своего города. Ведь даже в городском бюджете можно прописать частичное финансирование программ, связанных с наукой, разработкой определенных проектов.

При научно-исследовательских лабораториях должна быть своя производственная база, где осуществлялся бы полный цикл от возникновения идеи, начала разработки до полной реализации, продажи готового продукта.

Одна из проблем, которую озвучил Фоломеев: те, кто занимаются научными исследованиями, отделены от общественной жизни. Присутствие ученых в Верховной Раде или в горсовете очень незначительно. Продвигать их идеи и замыслы оказывается попросту некому.

Председатель одесской организации «Интеллектуальная корпорация ПРОСВЕТ» Александр Дьяков подчеркнул, что при СССР поощрялись хорошие поступки, желание учиться, создавать что-то новое. Сейчас же молодежи зачастую не к чему стремиться, ее мечты сводятся к бытовым вещам – заработать денег, купить машину и т.д. Нужны новые образовательные программы, основным приоритетом которых было бы поощрение молодежи к занятию наукой, исследованиям и информирование ее о новых научных разработках. Этим, по мнению Александра, могло бы заняться отдельное акционерное общество или организация.

Писатель-фантаст Валерий Радчук, автор книги «Цивилизация-2», отметил, что когда-то к нему пришла мысль, что прогресс двигают «лентяи»: человек ходил-бегал, затем сел на коня, после этого начал придумывать механическое приспособление для передвижения. Он считает, что для появления новых разработок нужна общественная необходимость. Но все, конечно же, зависит от отношения власти и бизнеса.

Бизнес, в том числе и банки, думают о прибыли, им не нужны мечты о высоких технологиях. Вопросы внедрения инновационных технологий нужно вводить «сверху» - на региональном уровне ничего не получится. Необходим закон об инвестиционных банках и об их государственной защите.

Но перед новейшими открытиями стоит масса препятствий, справиться с которыми не так уж просто.

Есть мафия и преступный бизнес. Если появится технология, позволяющая, скажем, автомобилю ездить без бензина, крупные нефтяные компании сделают все, чтобы «зарубить» эту разработку на корню, не позволить ей воплотиться, поскольку в противном случае они потеряют свои миллиарды.

Вторая преграда — это стереотипы, которые навязываются всему нашему обществу и в первую очередь молодому поколению. На экранах — кровь и убийства, герои — бандиты и проститутки. «Зачем трудиться, зачем вкалывать, зачем выискивать пути решения проблем, если можно достать пистолет и решить все вопросы?», - говорил В. Радчук. Почему молодежь не интересуется наукой? Да потому что всевозможными глупостями ей «замылили» глаза.

В то же время, писатель убежден, что у ученого, который что-то создает и продвигает, должен быть какой-то внутренний моральный стержень, ответственность перед обществом. Потому что многие изобретения, рождавшиеся даже из самых светлых побуждений, превращались в страшное оружие. Это — и атомная энергия: с одной стороны, электричество в домах, с другой — атомная бомба. Это и ГМО, которые создавались вроде бы для увеличения числа и качества продуктов, но, как оказалось, влекут за собой необратимые последствия в генетике биологических организмов. «Контроль общества за этими процессами должен быть очень сильным и очень большую роль должны играть средства массовой информации», - сказал Валерий Радчук.

По мнению депутата Николаевского облсовета Любови Кобылянской, каждый из нас ежедневно, ежеминутно сталкивается с наукой и пользуется ее достижениями. Нужен свет — мы зажигаем лампу, нужна вода — откручиваем кран, захотели чая — включили чайник. Делая это, мы даже не осознаем, что на создание подобного изобретения могли работать десятки ученых, а на разработку и внедрение даже самых привычных, казалось бы, предметов быта могли уходить десятилетия. И в нашей обыденной жизни мы очень недооцениваем заслуги наших ученых и значимость их труда. И читая произведения фантастов, мы даже не отдаем себе отчет, что они «проектируют» будущее, и за вымышленными, казалось бы, образами стоят открытия грядущих лет.

Продолжая мысль Л. Кобылянской, ее муж, николаевский композитор Филипп Кобылянский, сказал, что в следующем году мир отмечает две большие даты — 50-летие космонавтики и 300-летие со дня рождения Ломоносова. «Я бы очень хотел, чтобы наши ученые воспользовались этим и напомнили нашей власти о себе», - сказал Ф. Кобылянский.

Участники «круглого стола» сошлись на том, что в Николаеве необходим координационный комитет, который бы занимался вопросами науки, и решили проводить подобные встречи каждый месяц.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив